К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

От Ван Гога до Йоко Оно: самые ожидаемые мировые выставки в 2024 году

Выставка «Автопортреты Ван Гога» в Институте Курто (Courtauld Institute of Art)
Выставка «Автопортреты Ван Гога» в Институте Курто (Courtauld Institute of Art)
Ретроспектива Йоко Оно и шедевры Винсента ван Гога в Лондоне, большая хронологическая выставка Бранкузи и смотр импрессионизма в Париже, Каспар Давид Фридрих и Нэн Голдин в Берлине. Forbes Life выбрал 20 выставок-мировых блокбастеров 2024 года

В конце декабря 2023 года Google опубликовал рейтинг самых популярных мировых музеев, составленный не по степени их посещаемости, а по количеству поисковых запросов. Лидирует Лувр и другие европейские гиганты. В топ-10 неожиданно не вошел ни один крупный американский музей вроде Метрополитен-музея или МоМА. США представлены лишь Музеем естественной истории. Несмотря на это, выставочные планы на 2024 год как у европейских, так и у американских музеев во многом схожи. Довольно много проектов в предстоящем году будут посвящены немецкому экспрессионизму, а также творчеству современных художников, которые одновременно занимаются активистской деятельностью.  

Национальная художественная галерея Вашингтона — «Тревожный взгляд»
Эгон Шиле, «Женская голова» (The National Gallery of Art)

Национальная художественная галерея Вашингтона — «Тревожный взгляд»

Немецкому экспрессионизму с его кричащими цветами, ломаными линиями и провокационными сюжетами в 2024 году будет посвящено несколько выставок в разных музеях мира. Выразительные особенности, при помощи которых художники стремились передать сложные эмоциональные реакции на социальные потрясения первых десятилетий ХХ века, сегодня актуальны как никогда. C 11 февраля в Вашингтоне стартует проект под названием «Тревожный взгляд». На площадке Национальной художественной галереи покажут порядка 70 гравюр, рисунков и офортов Эгона Шиле, Отто Дикса, Эмиля Нольде и других авторов, работавших в Германии и Австрии в 1910-е и 1920-е годы. Многие из работ пополнили собрание галереи совсем недавно, а некоторые из них ранее никогда публично не выставлялись.

Метрополитен-музей — «Гарлемский ренессанс»

Метрополитен-музей — «Гарлемский ренессанс»

Афро-американская культура 1920-30-х годов.

Первый крупный выставочный проект Метрополитен-музея (Нью-Йорк) в следующем году будет посвящен осмыслению такого явления, как гарлемский ренессанс. Этим термином принято называть происходивший в 1920-е и 1930-е годы всплеск афроамериканской культуры в США и интереса к ней со стороны широкой публики и художественного сообщества. Кураторы планируют наглядно показать, насколько сильное влияние этот феномен оказал на развития как американского, так и мирового искусства ХХ века. Сделать это Метрополитен-музей планирует преимущественно на примере собственных фондов, из которых отберут чуть больше 150 картин, скульптур, фотографий и фильмов. От экспозиции можно ожидать внезапных параллелей между работами афроамериканских художников и столпов европейского искусства начала века, таких как Пабло Пикассо, Анри Матисс или Эдвард Мунк. Выставка «Гарлемский ренессанс» откроется 25 февраля.

Чикагский институт искусств — «Мои Нью-Йорки» Джорджии О’Киф
Georgia O'Keeffe Museum·Artists Rights Society (ARS), New York

Чикагский институт искусств — «Мои Нью-Йорки» Джорджии О’Киф

Неожиданный взгляд на творчество Джорджии О’Киф cо 2 июня предложит Чикагский институт искусств. Широкому зрителю художница известна прежде всего как автор сюрреалистических полотен с изображением экзотических цветов или черепов (а иногда и тех и других вместе). Проект «Мои Нью-Йорки» призван разрушить этот стереотип. В середине 1920-х О’Киф провела несколько лет, работая над серией городских пейзажей с изображением нью-йоркских небоскребов. В одном из небоскребов (на 30-м этаже отеля Shelton) она жила сама, каждый вечер выбирая новые виды для своих  полотен.

Институт Курто — ранние работы Франка Ауэрбаха

Институт Курто — ранние работы Франка Ауэрбаха

Камерной выставкой ранних работ Франка Ауэрбаха, одного из столпов так называемой Лондонской школы, откроется 9 февраля выставочная программа в Институте Курто в столице Великобритании. Центром экспозиции станет серия из 17 графических портретов, созданных художником на заре своей карьеры в 1950-х и 1960-х годах. Над каждым из них Ауэрбах кропотливо работал по несколько месяцев: рисуя, стирая и перерисовывая своих натурщиков. Поверхность бумаги порой изнашивалась настолько, что ее приходилось «латать». Среди экспрессивных росчерков, сделанных черным углем, то тут, то там встречаются редкие всполохи красного цвета — своеобразные «шрамы», оставленные Второй мировой войной. Проект «Франк Ауэрбах: угольные головы» станет уникальной возможностью впервые увидеть эту серию портретов в максимально возможной полноте, а также дополненной живописными работами с изображением тех же натурщиков.

Тейт Модерн — «Йоко Оно: музыка разума»
Yoko Ono with Glass Hammer 1967 from HALF-A-WIND SHOW, Lisson Gallery, London, 1967. Photograph: Clay Perry © Yoko Ono

Тейт Модерн — «Йоко Оно: музыка разума»

В 2024 году Тейт Модерн (Лондон) готовит сразу три громких выставочных блокбастера, главным из которых является проект «Йоко Оно: музыка разума» (15 февраля — 1 сентября). Музей намереваются осветить все семь десятилетий творческой активности Оно, которая в первую очередь известна своими перфомансами, концептуальными работами и экспериментами в области кино и музыки. Большинство проектов граничат с экоактивизмом и пацифистскими акциями. На выставке обещают собрать более 200 экспонатов, включая авторские «инструкции», по которым зрители смогут самостоятельно создать произведения искусства или как-то взаимодействовать с уже готовыми работами. В их число организаторы планируют включить недавний проект Оно под названием  «Добавить цвет (Лодка для беженцев)». Он предлагает зрителям участвовать в покраске стен галереи и лодки, чтобы лучше понять проблемы переселенцев.

Тейт Модерн — «Кандинский, Мюнтер и «Синий всадник»
Gabriele Münter Portrait of Marianne Werefkin 1909 Stadtische Galerie im Lenbachhaus (Munich, Germany) © DACS 2023

Тейт Модерн — «Кандинский, Мюнтер и «Синий всадник»

Тейт Модерн по-своему видит тему немецкого экспрессионизма. Выставка откроется 25 апреля с подзаголовком «Кандинский, Мюнтер и «Синий всадник». Большую часть работ планируют привезти из Мюнхена, где в городской галерее «Дом Ленбаха» находится самая большая в мире коллекция произведений группы «Синий всадник»: в 1957 году музей получил более 1 000 работ в дар от Габриэле Мюнтер, художницы и спутницы жизни Василия Кандинского. Их творчество на выставке будет представлено наряду с работами Франца Марка, Пауля Клее, Алексея Явленского, Марианны Веревкиной.

Тейт Модерн — «Майк Келли: дух и призрак»
Майк Келли, «Ах, молодость» (Mike Kelley Foundation)

Тейт Модерн — «Майк Келли: дух и призрак»

Cо 2 октября в Тейт Модерн откроется выставка «Майк Келли: дух и призрак», первая на территории Великобритании ретроспектива художника, который был главным возмутителем спокойствия калифорнийской арт-сцены на протяжении нескольких десятилетий вплоть до своей смерти в 2012 году. На выставке будет представлен весь спектр творчества художника от масштабных инсталляций из найденных плюшевых игрушек до рисунков и коллажей с цитатами из популярной и андеграундной культуры. Будут показывать и поздние работы Келли из проекта «Кандор», которые затрагивают центральную для творчества художника тему личной и общественной травмы. Этому же проекту посвящена отдельная выставка, которая проходит до 18 февраля 2024 года в здании парижской Торговой биржи, принадлежащей Франсуа Пино.

Лондонская национальная галерея — «Поэты и любовники»
Starry Night over the Rhône’ (1888, Musée d’Orsay)

Лондонская национальная галерея — «Поэты и любовники»

Ретроспектива Ван Гога.

Все главные шедевры Винсента ван Гога обещают собрать к 14 сентябрю на площадке Лондонской национальной галереи, чтобы отметить 200-летие со дня рождения художника. Неожиданный подзаголовок проекта — «Поэты и любовники» — обещают раскрыть на примере малоизвестных картин с видами сада в Арле, датированных осенью 1888 года, когда Ван Гог жил в так называемом «Желтом доме» на площади Ламартен. Известный вид самого дома планируют привезти из Музея Ван Гога в Амстердаме, а музей Орсе согласился на время одолжить знаменитую «Звездную ночь над Роной».

Музей Орсе — «Изобретая импрессионизм: 1874»
Claude Monet Coquelicots, en 1873 Musée d'Orsay Donation Etienne Moreau-Nélaton, 1906 © RMN-Grand Palais (Musée d’Orsay)·Hervé Lewandowski

Музей Орсе — «Изобретая импрессионизм: 1874»

Музей Орсе обратиться к истокам импрессионизма. На выставке в честь 150-летия музея к 26 марта соберут более 100 работ Ренуара, Моне, Писсарро, Сезанна, Дега и других художников. Название проекта «Изобретая импрессионизм: 1874» отсылает к первой выставке «Анонимного общества художников, живописцев, скульпторов и граверов». В своей статье критик Луи Леруа высмеял представленную на выставке картину Моне «Восход солнца», назвав ее незаконченной, попутно подарив миру сам термин «импрессионизм». Работы той самой первой выставки Орсе объединит с произведениями, которые в то же самое время можно было видеть в рамках парижского Салона.

Центр Помпиду — ретроспектива Константина Бранкузи

Центр Помпиду — ретроспектива Константина Бранкузи

Парижский Центр Помпиду готовит ретроспективу Константина Бранкузи (27 марта — 1 июля). Творчество «отца современной скульптуры» будет представлено двумя сотнями работ, которые дополнят эскизами, фотографиями и архивными материалами. Кураторы также обещают воссоздать пространство мастерской художника, в которой он одновременно жил и работал.

Биржа Франсуа Пино — «Мир, каков он есть»
Peter Doig Pelican (Stag), 2003-2004, Huile sur toile

Биржа Франсуа Пино — «Мир, каков он есть»

Из проектов, которые пройдут в следующем году на парижской площадке коллекции Франсуа Пино в здании Торговой биржи, стоит отметить две выставки. Одна из них называется «Мир, каков он есть» (20 марта — 2 сентября). На ней будут показаны главные шедевры из коллекции Пино, в первую очередь — созданные в период с 1980-х по наши дни.  Название, взятое из сочинений Вольтера, подразумевает, что отбирать будут авторов, которые прославились во многом за счет мифотворчества. Стоит ждать много работ Джеффа Кунса, Дэмиена Херста, Маурицио Каттелана и Синди Шерман. 9 октября откроется проект, посвященный искусству арте повера.

Старая национальная галерея в Берлине — «Вечные пейзажи»
Каспар Давид Фридрих, «Восход луны над морем» (Staatliche Museen zu Berlin)

Старая национальная галерея в Берлине — «Вечные пейзажи»

К 150-летию Каспара Давида Фридриха.

Старая национальная галерея (Берлин) начнет отмечать 150-летие со дня рождения великого романтика Каспара Давида Фридриха 19 апреля. В этот день стартует проект «Вечные пейзажи», который объединит 60 картин и 50 рисунков художника. Отдельный раздел экспозиции посвятят парным картинам мастера, в которых он подчеркивал контрасты бытия (например, «Монах у моря» и «Аббатство в дубовом лесу»). В других немецких музеях ожидается не менее 100 юбилейных выставок с работами Фридриха. В гамбургском Кунстхалле классические полотна собираются сравнивать с работами современных авторов.

Новая национальная галерея (Берлин) — «Это хорошо не закончится», Нэн Голдин
Nan Goldin, Picnic on the Esplanade, Boston, 1973, detail

Новая национальная галерея (Берлин) — «Это хорошо не закончится», Нэн Голдин

Согласно ежегодному рейтингу журнала ArtReview, фотохудожница Нэн Голдин стала самым влиятельным представителем международной арт-сцены в 2023 году. По словам составителей рейтинга, она представляет собой  «образцового художника, который не только документирует происходящее вокруг, но и выступает в роли морального авторитета, активиста и рупора общественности». В связи с этим стоит ожидать, что в 2024 году к творчеству Голдин так или иначе будут обращаться разные институции. Новая национальная галерея (Берлин) уже готовит проект под названием «Это хорошо не закончится», который откроется 23 ноября. Экспозиция будет преимущественно состоять из фотографий и видеоработ, что позволит переосмыслить истоки творчества 70-летней художницы.

Альбертина — ретроспектива Роя Лихтенштейна
Roy Lichtenstein: Drowning Girl, 1963

Альбертина — ретроспектива Роя Лихтенштейна

Венская Альбертина 8 марта откроет проект, приуроченный к 100-летию со дня рождения Роя Лихтенштейна, одного из самых ярких представителей американского поп-арта. Центром экспозиции станут масштабные полотна, выполненные в узнаваемой технике, когда изображение стилизуется при помощи разноцветных точек, напоминающих о растровой печати. Их обещают дополнить менее очевидными вещами, включая камерные натюрморты и работы с использованием эмали.

Рейксмузеум — ретроспектива Франса Халса
Portrait of a Woman, Frans Hals, c. 1635

Рейксмузеум — ретроспектива Франса Халса

В амстердамском Рейксмузеуме 16 февраля откроется ретроспектива Франса Халса, переехавшая из   лондонской Национальной галереи. Многие из хранящихся в европейских музеях работ великого голландца, включая вынесенного на афишу «Смеющегося кавалера», попадут на родину впервые за многие десятилетия. В общей сложности на выставке соберут порядка 50 портретов солдатов, детей, пьяниц и других ярких образов. Кроме того, кураторы обещают полностью изменить развеску шедевров специально для Рейксмузеума и сформировать из них тематические блоки.

Музее Тиссен-Борнемисы — выставка Габриэле Мюнтер
Габриэла Мюнтер, «Автопортрет» (Museo Nacional Thyssen-Bornemisza)

Музее Тиссен-Борнемисы — выставка Габриэле Мюнтер

Более 100 работ Габриэле Мюнтер можно будет увидеть в Мадриде, в Музее Тиссен-Борнемисы с 12 ноября 2024 года до 9 февраля 2025. По замыслу кураторов, обширная подборка картин, рисунков, гравюр и фотографий, призвана сформировать образ художницы, сумевшей преодолеть предрассудки своей эпохи и стать одной из главных фигур немецкого экспрессионизма. Экспозиция позволяет проследить весь творческий путь Мюнтер от фотографа-любителя до члена «Синего всадника». Отдельный раздел выставки посвятят работам, созданным в Скандинавии во время Первой мировой войны и после возвращения в Германию.

Музей Пегги Гуггенхайм — ретроспектива Жана Кокто
Philippe Halsman, Jean Cocteau, New York, 1949 © Philippe Halsman·Magnum Photos

Музей Пегги Гуггенхайм — ретроспектива Жана Кокто

На венецианской площадке Коллекции Пегги Гуггенхайм с 13 апреля по 16 сентября будет проходить ретроспектива Жана Кокто, который был не только режиссером и писателем, но и художником. В экспозицию войдут его рисунки, шаржи, книжные иллюстрации, фотографии, ювелирные изделия, гобелены и многое другое. Отдельное внимание будет уделено вещам, документирующим дружбу Кокто с Пегги Гуггенхайм. В 1938 году она впервые заявила о себе в художественной среде, когда по совету Марселя Дюшана организовала выставку работ Кокто.

Палаццо Грасси — выставка Пьера Юига
Pierre Huyghe Untitled (Human Mask), 2014. Pinault Collection. Courtesy of the artist; Hauser & Wirth, London; Anna Lena Films, Paris © Pierre Huyghe, by SIAE 2023

Палаццо Грасси — выставка Пьера Юига

Программа венецианской площадки Коллекции Франсуа Пино в здании Палаццо Грасси откроется 17 марта выставкой работ Пьера Юига. Проект будет посвящен центральной теме его творчества — художественному осмыслению способов сосуществования разных форм жизни. Само выставочное пространство Юиг воспринимает как контекст, в котором при участии зрителя могут возникнуть новые взаимосвязи между человеком и его окружением. Еще одна выставка в Палаццо Грасси будет посвящена творчеству американской художницы африканского происхождения Жюли Мерету. В ноябре 2023 года на торгах Sotheby’s был установлен новый ценовой рекорд на ее работу, когда датированная 2008 годом картина под названием «Ходоки на фоне рассветного утра» ушла с молотка за $9,5 млн.

Академия изящных искусств — выставка Виллема де Кунинга
Willem de Kooning in his East Hampton Studio, New York, 1971. Photograph by Dan Budnik

Академия изящных искусств — выставка Виллема де Кунинга

В Галерее Академии изящных искусств (Венеция) с 22 марта будет проходить выставка Виллема де Кунинга. В центре внимания — работы, созданные по итогам двух поездок художника в Италию. Первая прошла в 1959 году, когда де Кунинг был на пике успеха. Проведя четыре месяца в Риме, он старался как можно больше экспериментировать с техникой. Во время этой поездки он много общался с Саем Туомбли и Альберто Бурри. Вторая поездка произошла десятилетие спустя, когда художник впервые начал работать с глиной, создав 13 небольших скульптур.

Палаццо Строцци — «Падший ангел»
Anselm Kiefer, Engelssturz (det.), 2022-2023. Photo Georges Poncet

Палаццо Строцци — «Падший ангел»

Выставка Ансельма Кифера.

Флорентийское палаццо Строцци с 2006 года работает как выставочная площадка современного искусства. С 22 марта по 21 июля в палаццо пройдет выставка работ Ансельма Кифера «Падшие ангелы». В экспозиции будут представлены масштабные работы художника, созданные с использованием нехарактерных для живописи таких как солома, песок, дерево и глина. С их помощью Кифер то ли воссоздает безлюдные послевоенные пейзажи Германии, то ли переживает ужасы крушения древних миров, то ли проводит алхимические эксперименты. Организаторы также обещают показать ранее не экспонировавшиеся работы.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+