Где: Музей искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков
Когда: до 10 марта 2024
Выставка, в которой приняли участие 27 музеев из разных городов России и одно частное собрание, предлагает зрителю найти традиции и приемы импрессионизма там, где по определению их быть не должно. Например, в жанровых работах, выполненных по канонам социалистического реализма. Хронология выставки охватывает период с 1920-х до середины 1980 годов, в фокусе кураторов оказывается феномен сохранения эстетики импрессионизма в советском искусстве на протяжении столетия после того, как на парижском «Салоне отверженных» возникло это течение. Среди представленных художников есть известные: Юрий Пименов, Петр Вильямс, Игорь Грабарь, Борис Иогансон, Владимир Лебедев, Роберт Фальк, Исаак Бродский, Евсей Моисеенко. Есть и забытые, но значительные имена, такие как Александр Исупов.
Надо отдать должное куратору выставки Ольге Толстой, которая помимо таких жанров, как портрет и пейзаж, где легко обнаружить и свет и воздух, включила в экспозицию картины, посвященные труду и досугу советского человека, собрав интересный круг имен, от Василия Рождественского, одного из основоположника объединения «Бубновый валет», до советского классика Юрия Пименова, который, как известно, успел побыть формалистом и вообще на верность соцреализму присягал не совсем искренне, в чем можно убедиться присмотревшись к его работе «Утро профессии» (1953).
Выставка располагается на все трех этажах музея, и возможно, что лучший способ ее осмотреть — начать с третьего этажа с жанровой живописью, а потом через спокойный пейзажный раздел спуститься на первый этаж к портретам. В портретах, преимущественно женских, эстетика импрессионизма заметнее. «Женщина в гамаке» Юрия Пименова 1934 года, чья поза чем-то напоминает позу легендарной «Олимпии» Эдуарда Мане, балансирует на той грани, которую в музее назвали реалистическим импрессионизмом. В этих работах и свет, и воздух, и любование простыми моментами жизни представлены в избытке.