Как увеличить словарный запас: лучшие методики от филологов и лингвистов
Каким бывает словарный запас
С точки зрения лингвистики словарный запас условно делится на две категории в зависимости от того, как часто мы пользуемся теми или иными словами. Он может быть:
— активным, куда входят все слова, которые мы знаем и регулярно используем в устной и письменной речи;
— пассивным, то есть все знакомые слова, которые мы практически не используем в речи.
Тренер по голосу, речи и публичным выступлениям Екатерина Квартальнова также выделяет и третий тип словарного запаса — внешний. Так, в него входят незнакомые слова, например узкопрофессиональные термины, значение которых мы знаем не до конца и поэтому редко к ним прибегаем. Говоря о том, как именно разнообразить нашу речь, Квартальнова подчеркивает: самый разумный метод — перевести имеющийся пассивный словарный запас в активный, то есть встроить в свою повседневную речь те слова, которые мы знаем, но почему-то используем не так часто, иногда предпочитая им слова-паразиты и даже звуки.
«Богатый словарный запас напрямую влияет на профессиональное развитие, — поясняет тренер. — Человек с низким объемом лексикона ограничен в коммуникации, построении контактов, его не всегда бывает просто понять. Те люди, чей словарный запас разнообразнее, выражаются более ясно и точно: интересные обороты в речи и отсутствие слов-паразитов заставляют прислушиваться к ним, что может быть преимуществом, например, в бизнес-сообществах».
Способ 1: вспомнить уроки английского в школе
На уроках английского в школах часто встречается задание в виде беседы на определенную тему — их называют «топики». От ученика в данном случае требуется выступить с монологом или пообщаться с учителем на одну из предложенных тем. Такое упражнение, знакомое каждому подростку, но в контексте русского языка, рекомендует филолог и культуролог Татьяна Воронцова. Алгоритм, помогающий разнообразить речь, может быть таким:
— Выберите знакомую для вас тему — например, воспоминания о школе или семейном празднике, рассказ об отпуске, о том, почему вам не нравится балет или походы в музеи или почему вы любите кино и путешествия;
— Составьте монолог об этом на 10 предложений — запишите его на диктофон, прослушайте и попробуйте пересказать;
— Пересказывая, используйте синонимы — их можно подсмотреть в словарях.
По словам филолога, несколько таких упражнений помогут не только «активировать» новые слова, но и почувствовать себя смелее в устной речи.
Способ 2: сказать «нет» словам-паразитам
Филолог и образовательный консультант Анна Волкова рекомендует повысить словарный запас за счет отказа от слов-паразитов. Они делают речь человека скудной: описывая звуками и словами вроде «круто» или «реально» свои эмоции, чувства и мысли, человек ограничивает себя в самовыражении, а в некоторых случаях и вовсе рискует остаться непонятым из-за своего низкого словарного запаса.
Избавиться от слов-паразитов поможет следующий способ:
— Записать на диктофон собственную речь;
— Переслушать и выписать все слова, которые не влияют на смысл сказанного;
— Найти им синонимы — например, слово «круто» можно заменить на «поразительно» и «удивительно», а «реально» — на «впечатляюще» или «действительно».
Подбирая замену словам — не только паразитам, но и тем, которые вы просто слишком часто используете в повседневной речи, — не стоит забывать о проверке истинного значения синонимов. «Пытаясь разнообразить словарный запас, люди нередко начинают употреблять слова, значение которых не уточнили. Так, «нелицеприятный» — это на самом деле не «неприятный», а «справедливый», «одиозный» — вовсе не «эпатажный», а «противный». Называя человека «амбициозным», мы укажем на его надменность и самовлюбленность, а вовсе не на целеустремленность, которую, скорее всего, имели в виду», — поясняет важность знания значения слов Волкова.
Способ 3: не бояться подмечать незнакомое
По мнению лингвиста и тренера по майнд-фитнесу Марины Зыковой, в вопросе развития словарного запаса важно фиксировать новые знания — лучше всего для этого подойдет записная книжка, которая пригодится при упражнении «Тезаурус».
«Тезаурус — это блокнот, который мы заводим и начинаем вести с конкретного дня. Туда мы выписываем одно-три новых слова, которые встретили в жизни, книгах, статьях, новостях на телевидении или радио, общаясь с разными людьми и не только, — объясняет этот метод обогащения словарного запаса лингвист. — Допустим, вы встретили слово, которое оказалось незнакомым или вы не вспомнили его значение. Нужно записать его вместе с определением». Чтобы новое слово было проще не только запомнить, но и обогатить им активный словарный запас, следует соблюдать три основных правила:
- Зафиксировать само слово, запомнить, как оно пишется и звучит;
- Осознать его значение, правила употребления;
- Проговорить это слово вслух и попробовать встроить его в обычную речь — например, придумав для него отдельное предложение.
Придуманную фразу стоит записать в блокнот — это поможет закрепить новое слово в памяти и, следовательно, постепенно сделать его частью активного словарного запаса. «Затем необходимо сделать определенное количество повторений: на следующий день, сразу как проснетесь, нужно открыть свой тезаурус и перечитать все накопленные слова. Для усиления эффекта можно делать небольшие проверки: открыть страничку, выбрать наугад слово и попробовать объяснить его значение, — подсказывает Зыкова. — Упражнение с повторением необходимо делать на протяжении недели после того, как занесете новое слово в блокнот. В таком случае можно быть уверенным, что слово прочно останется в краткосрочной памяти и затем перейдет в память долгосрочную, став постоянной частью речи».
Способ 4: полюбить словари и справочники
Этот метод отличается от упражнения «Тезаурус» и требует плотной работы с этимологией — помочь в этом могут как справочные сайты, так и привычные словари. Из авторов последних филолог и основатель онлайн-школы риторики и гуманитарных дисциплин Schola Rhetorica Дмитрий Филатов рекомендует Н. М. Шанского и М. Фасмера.
Новые слова можно узнавать как из книг, так и фильмов, видеороликов и не только — находить их можно практически везде. Изучение этимологии позволит понять, откуда эти слова взялись в нашем языке, как менялись и в чем их изначальный смысл. «Это поможет посмотреть на наш язык как на некоторый исторический процесс, наполненный интересными фактами. Они несут в себе эмоциональный заряд, поэтому новые слова будут легко запоминаться и быстро становиться частью нашего пассивного словарного запаса», — поясняет Филатов. Залог успеха в данном случае — системность и регулярность: упражнение должно стать привычкой.
Способ 5: учиться управлять новыми словами и значениями
Новые слова, ставшие элементами пассивного лексикона, стоит перевести в активную часть словарного запаса — но делать это рекомендуется не быстро, а постепенно, не забывая, что человек мыслит не столько словами, сколько концептами и идеями.
«Мы применяем логические операции, когда разворачиваем мысли в высказывании: например, устанавливаем причину и следствие, отделяем часть от целого, сравниваем или даем оценку, — объясняет Филатов. — Логических операций довольно много, и каждый такой концепт может представляться в языке при помощи комбинаций слов. Это подводит нас к тому, что нужно представлять расширение активного словарного запаса не только как добавление какого-то слова в свой лексикон, но и как процесс речевой деятельности, в котором эти слова будут нужны».
Эффективно включать слова в повседневную речь, по словам Филатова, помогут следующие приемы:
— Расщепление предметов на свойства: увидев что-то, попробуйте это описать. Например, стол может быть «деревянным», «большим», «увесистым» — видение этих свойств позволит быстрее подбирать нужные слова для описания чего-либо;
— Поиск отношений между предметами во фразе: сопоставляйте предметы, находите в них сходства и различия, противоположности, выражайте временные отношения и ищите причинно-следственные связи. Так вы сможете сконцентрироваться не только на самом предмете, но и на том, какое значение он имеет для вас;
— Экспериментируйте: подумайте над тем, как можно иначе представить предмет, его качество и взаимоотношения с другими вещами. Попробуйте больше не возвращаться в рамках высказывания к воспроизведению уже названного свойства предмета — вместо этого используйте метафору или перефразируйте;
— Высказывайтесь на определенную тему, задействовав наибольшее количество деталей и взаимоотношений между ними;
— Попробуйте называть свойства или предметы на одну и ту же букву — ограничьтесь сначала перечислением словосочетаний (здесь еще можно подключить таймер, который будет вас «подгонять» назвать наибольшее количество словосочетаний), постепенно переходя к построению фраз и целостного высказывания на одну и ту же букву.
Эти приемы, простые и для взрослых, и для подростков, помогут привыкнуть к новым словам, их значению и употреблению в речи.
Способ 6: вернуться к чтению и слушать себя
Чтение классических произведений из хорошо знакомой школьной программы тоже может помочь разнообразить словарный запас. Книги, которые мы уже читали, будут даваться легко и не перегрузят новой сложной информацией, а сами их тексты могут быть полны тех слов, которые человек в подростковом возрасте мог даже не заметить.
Для примера можно взять «Капитанскую дочку» Пушкина или «Героя нашего времени» Лермонтова — филолог Татьяна Воронцова советует читать их медленно, по 2–3 страницы в день и обдумывая каждое слово, при необходимости обращаясь к словарям. «Сначала читаем «про себя». Потом вслух минимум три раза — под запись. Каждый раз прослушиваем свое чтение, отмечая оговорки и ошибки. Как только ошибок не будет, пересказываем близко к тексту — тоже под запись. Прослушиваем. Если есть ошибки и неточности, снова пересказываем», — объясняет этот способ филолог.
Воронцова напоминает: запись на диктофон и прослушивание собственной устной речи очень важны, поскольку главную роль в формировании и обогащении языка играет слух. «Мы слышим — осознаем — воспроизводим. У спонтанной устной речи, особенно быстрой, особый темп, строение предложений. Если наша задача — расширить словарный запас для того, чтобы выступать и общаться, то полезно слушать не только лекции и интервью, других людей, но и самих себя», — говорит она.
Работая с книгами, можно использовать и игровой формат — например, упражнение «Скажи «беспечно», активизирующее пассивный словарный запас. Его Воронцова описывает так: «Например, открываем Пушкина или Тургенева, находим пять слов, которые знаем, но крайне редко используем в обыденной речи, и выписываем их на карточку. Используем каждое из них не менее трех раз в течение дня в общении с людьми в привычной обстановке».
Способ 7: использовать разные источники и не брать на себя слишком много
Филолог Нина Козловцева напоминает: несмотря на то, что в русском языке больше 150 000 различных слов, стремиться запомнить и освоить их все не стоит. «По статистике, даже самый эрудированный человек в среднем использует только около 6000 слов, притом что пассивно знать он может значительно больше. Это значит, что необязательно использовать в активной речи все, что вы встречаете, многие из так называемых умных слов свойственны научной речи, которые в повседневном общении не используются. Именно поэтому важно посмотреть реальные примеры употребления слова, чтобы понимать, когда уместно его произносить», — подсказывает она.
Изучить, как употребляется то или иное слово, Козловцева рекомендует на портале Национального корпуса русского языка, где есть примеры из самых разных текстов. Как и словари, этот источник позволяет отследить формы слов, контекст их использования и не только: это помогает лучше ознакомиться с тем, что раньше было неизвестно, и корректно обогатить новыми знаниями свой активный лексикон.
Чтобы новые слова запоминались более быстро, Козловцева также советует прием «Облака слов»: сформировать группу слов или по признаку тематической общности — например, на тему семьи, города, профессий, или даже просто однокоренные слова. Составлять облако или карту слов можно для наглядности на специальном сайте, просто в качестве списка или схемы от руки. Можно добавить игровой компонент: в компании вспоминать все приходящие в голову слова на ту или иную тему или устроить соревнование, кто вспомнит больше и быстрее. Когда вспомнить больше не удастся, можно обратиться к спискам однокоренных слов и дополнить получившиеся списки.