Королева драмы: почему финальный сезон «Короны» оказался худшим за историю сериала
«Корона» никогда не была просто сериалом о королевской семье. Да, Елизавета II, принц Чарльз, принц Филипп, принцесса Диана всегда были важнейшими героями, которым уделялась большая часть экранного времени, но при этом их личные драмы всегда были вплетены в глобальный контекст. Зритель погружался в биографию каждого члена королевской семьи, чтобы на самом деле в итоге понять, как это влияет на Великобританию и даже весь мир.
Споры о том, насколько достоверно в «Короне» показаны исторические события и переживания королевской семьи, — неотъемлемая часть сериала. Иногда кажется, что, если бы этих дискуссий не было, проект не стал бы таким успешным. Чем дальше «Корона» шагает в современность, тем больше критикуют Питера Моргена и других создателей сериала, как будто забывая, что это не документальный проект, а художественный. И вымысел, и авторское прочтение событий имеют место в «Короне». И во время просмотра заключительного сезона сериала особенно важно помнить, что это не документалистика, хотя события, о которых идет повествование, свежи в памяти у доброй половины человечества.
С первых минут понятно, что основная линия нового сезона — это принцесса Диана, ее гибель и влияние этого события на королевскую семью и весь мир. Все четыре эпизода, которые уже вышли на Netflix (вторая половина сезона ожидается в середине декабря 2023 года), посвящены исключительно этой истории. И в этом кроется главная проблема.
«Корона» практически полностью лишилась глобального контекста. В сериале больше не говорят о политике и о том, как меняется мир, в котором пытается найти свое место закостенелая консервативная королевская семья со своими строгими и местами абсурдными уставами для большинства простых смертных. Новый сезон фокусируется только на Диане, урывками показывая, как развод повлиял на Чарльза и как он пытается строить новую семью с Камиллой, отчаянно добиваясь признания и уважения Елизаветы II.
История отношений Дианы с Доди Аль-Файедом прекрасно известна всем. И непонятно, зачем «Корона» так фокусируется на этом сюжете, игнорируя любые другие линии, касающиеся и королевской семьи, и мира в целом. Если предыдущие сезоны сериала были, по сути, вольным пересказом масштабных исторических событий через призму личных историй самой популярной семьи в мире, то сейчас это местечковая драма без каких-либо откровений и аллюзий.
Есть множество конспирологических теорий о том, что на самом деле произошло с Дианой, как именно к ней относился Доди и какую роль в их отношениях и гибели сыграл Мохаммед Аль-Файед. «Корона» довольно откровенно демонизирует Мохаммеда, но при этом не углубляется в то, как его поведение могло привести к трагической автокатастрофе, в которой погибли Диана и его сын. Зрителю остается лишь догадываться, подкупал ли Мохаммед прессу, чтобы она терроризировала Диану, и мог ли он косвенно стать причиной трагедии.
И в этом контексте особенно важно постоянно одергивать себя, вспоминая, что это все по большей части художественный вымысел. В шестом сезоне «Короны» очень много личных диалогов героев, которые создатели точно не могли бы воспроизвести достоверно, потому что вряд ли кто-то в курсе, о чем на самом деле говорили по телефону Доди и Мохаммед, как именно развивались отношения Дианы и Доди, что на самом деле творилось в жизни Чарльза, метавшегося между политической карьерой и Камиллой.
К слову, линия Чарльза, у которого началась новая глава в жизни, кажется куда более интересной, чем история гибели Дианы, потому что в свете актуальных событий нашего времени это важный сюжет, влияющий на политику и общественный фон в Великобритании. Сегодня принц Чарльз — больше не сын, отчаянно ищущий одобрения матери, и не просто наследник престола, а король Карл III. Его жена Камилла, которая в 1990-х годах не знала, как добиться народной любви, стала одной из самых влиятельных женщин в стране. И история их отношений и трансформация Чарльза крайне важны для всей Великобритании. Остается надеяться, что во второй половине сезона создатели уделят больше времени этому роману и реакции на него со стороны простых англичан и членов королевской семьи.
Кроме того, к шестому сезону «Корона» во многом лишилась динамики и структуры. Каждый эпизод смотрится по-разному. Создатели сериала пытаются разнообразить набивший оскомину всем зрителям сюжет гибели Дианы странными приемами, например через историю двух принципиально разных фотографов, снимавших селебрити. Идея вроде бы и неплохая, но почему-то характеры героев совершенно не раскрыты, в зрителя просто закинули факт, что были вот такие персонажи, и на этом все. Снова смотрите полчаса на Диану на яхте в купальнике.
Возможно, создатели сериала вполне осознанно хотели превратить финальный сезон в более личную и эмоциональную историю, заставив зрителя сострадать и переживать, но, кажется, этой цели не удалось добиться. Несмотря на трагическую историю Дианы, «Корона» не вызывает эмпатии. Вероятно, именно потому, что всем так хорошо известно, что произойдет в следующие несколько минут экранного времени. Кажется, все-таки, если бы сериал параллельно продолжал рассказывать о том, как меняется Великобритания и что происходит на политической арене в мире, наблюдать за происходящим было бы куда интереснее.
Элизабет Дебики в роли Дианы прекрасна, но как будто бы зритель уже утомился смотреть исключительно на красивую, но вечно сломанную принцессу. Это, безусловно, важно — показать, как накануне гибели Диана отчаянно пыталась взять себя в руки и исправить свою жизнь, но наблюдать за этим целых три эпизода — скучно. Гораздо интереснее линия принцев Уильяма и Гарри, отношения которых с матерью начинают трещать по швам из-за ее публичности и личной жизни, несмотря на то что они безумно любят друг друга. Скорее всего, во второй половине финального сезона, которая выйдет в декабре, создатели сфокусируются именно на детях Дианы, чтобы показать, как ее смерть повлияла на них в дальнейшем.
Удивительно, что в «Короне» стало очень мало Елизаветы II. С одной стороны, возможно, это связано с тем, что ее роль и влияние на семью и страну в 1990-х годах заметно снизились. С другой — даже если это так, для зрителя все же странно вдруг полностью переключиться с главного действующего лица на Диану. Даже о Елизавете сериал говорит исключительно в разрезе принцессы, снова показывая королеву бесчувственной и холодной женщиной, которой плевать на эмоции других людей.
Пока рано судить о том, насколько неудачным получился финальный сезон, потому что нас ждет вторая половина сериала. Но пока есть ощущение, что создатели утомились от масштабности и глубины «Короны» — и решили выпустить куда более проходные и поверхностные эпизоды, ожидая, что всеобщая любовь к принцессе Диане все равно приведет проект к успеху. Но, кажется, мы живем в настолько сумасшедшем и быстро меняющемся мире, что даже этот сюжет уже не так трогает сердца людей.