К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Цветобоязнь, война в каменном веке и 276 выражений морды у кошек: новости науки

Фото Nika Benedictova / Unsplash
Фото Nika Benedictova / Unsplash
О чем говорит выражение кошачьей морды, когда европейцы начали воевать друг с другом и почему белые античные статуи людям нравятся больше раскрашенных, в своей постоянной рубрике для Forbes Life рассказывает научный журналист Андрей Константинов

Многоликие кошки

Кошек считают довольно асоциальным видом, ведь они так любят демонстрировать свою независимость. Тем интереснее исследование ученых калифорнийского университета в Лос-Анджелесе — они насчитали целых 276 выражений морды у кошек, используемых для передачи враждебных и дружественных намерений, а также всего, что между ними. 

Исследователи сняли несколько часов видео кошачьих морд в местном котокафе, а потом фиксировали и классифицировали движения лицевых мышц, исключая связанные с дыханием, жеванием, зевотой и тому подобным. Каждое выражение сочетало в среднем четыре из 26 уникальных движений лицевых мышц, включая приоткрытые губы, опущенную челюсть, расширенные или суженные зрачки, моргание, вытянутые уголки губ, облизывание носа, вытянутые или втянутые усы, различные положения ушей. 

Фото Janko Ferlič·Unsplash

Предполагают, что кошки так развили мимику именно в последние 10 000 лет своей эволюции, проведенных с людьми. Но в этом исследовании изучали мимику, обращенную не к людям, а к другим кошкам. У них обнаружили 276 различных выражений морды — не так далеко от 357, на которые способны шимпанзе. Оказалось, большинство выражений кошачьих морд были либо явно дружелюбными (45%), либо явно агрессивными (37%). Лишь 18% содержали амбивалентность, загадочность и неопределенность.

 

Что именно животные говорили друг другу этими выражениями, остается неясным, но в целом кошка склонна приближать уши и усы к другой кошке во время дружеского взаимодействия и отводить их во время недружелюбного взаимодействия. Суженные зрачки и облизывание губ тоже часто сопровождают враждебные встречи.

Интересно, что некоторые дружелюбные выражения кошек напоминают выражения лиц людей, собак, обезьян и других животных, говорят исследователи, — у всех этих видов может быть общее «игровое лицо». Хотя исследователям не удалось сравнить свои данные с результатами исследования диких кошек, известно, что все близкие родственники домашней кошки — одиночки. Выходит, что 10 000 лет домашние кошки старались быть подружелюбней с нами, преодолевая свою хищническую натуру.

 

Первая война в Европе

Организовать кровопролитную войну в каменном веке было непросто — люди жили небольшими группами, каменное оружие не позволяло легко убивать соседей, разве что совершать скромные разбойничьи набеги.

Но в новом исследовании впервые обнаружены следы возможной войны, случившейся в самом конце каменного века, около 5000 лет назад на севере современной Испании.

Фото вверху: слева — расположение СЬЯПЛА в северо-центральной Иберии; справа — восточный угол захоронения перед раскопками. Внизу план, на котором реконструированы наиболее хорошо сохранившиеся скелеты (Фото Scientific Reports)

Археологи изучили останки 338 человек в массовом захоронении Сан-Хуан-анте-Портам-Латинам. Анализ скелетов показал, что очень многие из похороненных здесь были убиты, причем война длилась долго — на скелетах обнаружили множество повреждений, которые к моменту смерти были или уже вылечены, или в процессе лечения. Почти все скелеты принадлежали мужчинам — подросткам и взрослым. Там же нашли более 50 кремниевых наконечников стрел, у 36 из которых обнаружили повреждения, связанные с попаданием в цель.

 

Вряд ли именно эта война была первой в истории, но она первая, о которой мы знаем.

Разноцветная античность 

Греческие статуи из белого мрамора — краеугольный камень истории западного искусства, его идеал и предмет бесконечных воспроизведений. Вот только к Древней Греции все это имеет мало отношения — древнегреческие статуи, как и храмы, были разноцветными, а не белыми.

Скульптуры Парфенона в Британском музее (Фото EPA·TASS)

Об этом известно давно, но понять, как именно выглядели статуи, непросто. В XIX веке их подвергали специальным процедурам очистки, чтобы «восстановить первоначальную белизну» мрамора. Бывало, что ученейшие джентльмены соскабливали остатки краски, отказываясь осознать, вопреки очевидности, что это и есть их первоначальная, древнегреческая раскраска. Понявшие, как обстоят дела на самом деле, были и тогда, но их никто не слушал. А теперь ученым приходится прибегать ко всяким хитростям, чтобы восстановить первоначальные цвета.

В недавнем исследовании скульптур Парфенона в Британском музее изучали мрамор с помощью метода индуцированной люминесценции, чтобы обнаружить микроскопические следы краски. Нашли множество следов пигмента под названием египетский синий — древнего красителя, который делали из кальция, меди и кремния (это был практически единственный синий краситель в Греции и Риме). Рассмотреть пигмент без приборов невозможно, но метод люминесценции заставляет его светиться ярко-белым.

Египетский синий был нанесен, например, на пояс богини радуги Ириды или на гребни волн, из которых поднималась колесница Гелиоса. В целом результаты показали, что скульптуры Парфенона в V веке до н.э. были покрыты множеством разноцветных узоров и рисунков. Платья богинь украшал замысловатый цветочный орнамент и узоры из пальмовых листьев. А пеплос титаниды Дионы, матери Афродиты и Диониса, оказался расписан человеческими фигурками. Еще выяснили, что много внимания греческие мастера уделяли имитации фактуры разных поверхностей, например шерстяной ткани или кожи. Для этого обрабатывали камень долотом, рашпилем или сверлом.

 

Когда-то весь этот шик демонстрировал богатство и влияние Афин и могущество олимпийских богов, покровительствовавших афинянам. Теоретик культуры и редактор журнала «Цвет» Дэвид Бэтчелор в книге «Хромофобия» пишет, что поворот к хромофобии произошел во времена реформации. Под влиянием протестантских идей цвет начал считаться чем-то примитивным,  женственным, инфантильным и патологическим — в общем, опасным, развращающим отвлечением. 

Микроскопические следы краски (Фото DR)

В протестантской Европе черный цвет стал обозначать отречение, самообладание, бизнес-настрой и постепенно стал униформой власти и контроля — не в последнюю очередь потому, что был самым дорогим до изобретения химических красителей. Черная одежда купцов на голландских картинах одновременно указывает и на скромность, и на богатство. Через викторианскую Англию, банковский класс и высшее общество, от фраков до маленького черного платья Шанель, черный стал и до сих пор остается униформой серьезности, высокой культуры и изысканности.

Недавно сотрудники британского Музея Науки с помощью компьютерного зрения проанализировали цветовую гамму 7000 фотографий повседневных предметов быта. Оказалось, со временем мир становился все более серым. Анализ тысяч фотографий мебели, техники, посуды и других рукотворных объектов показал, что уже два века человеческий быт и повседневное окружение только теряют цветовое разнообразие, а доминирующими становятся оттенки серого: немыслимое множество штампованных вещей оказывается предельно однообразным.

Новый остров

Извержение подводного вулкана привело к появлению нового острова в Японии (Фото DR)

4 ноября в Тихом океане появился новый остров — у берегов Японии, примерно в 1000 км к югу от Токио. Остров пока небольшой, шириной в 100 м, а образовался он в результате серии взрывных извержений подводного вулкана. Несколько лет назад подобное уже происходило — получается, карта Земли меняется не так уж медленно, если за одну человеческую жизнь появляется несколько новых островов.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+