У «Каникул» режиссера Анны Кузнецовой и продюсера Натальи Дрозд сложная судьба: начиная от ковида на площадке (в съемочной группе болело 15 человек, включая режиссера) и заканчивая международными партнерами, взаимодействие с которыми после февраля 2022 года стало затруднительным.
Гран-при «Маяка» можно было бы считать достойной наградой и доказательством, что все было не зря, но, увы, после премьеры трудности остались. Фильму не дали постоянное прокатное удостоверение, ограничившись датами проведения фестиваля, и его дальнейшая судьба под вопросом. Может показаться, что «Каникулы» — это провокационная острая картина о чем-то, что в текущей российской реальности нельзя называть. Но на деле это отличное зрительское кино о взрослении и абсурдности этой самой взрослой жизни.
В основе сюжета — история калужского детского театрального кружка, который везет постановку на фестиваль в Сочи. Группу из 12 школьников возглавляет завуч Мария Генриховна (Полина Кутепова) и режиссер-педагог Татьяна Викторовна (Дарья Савельева). Дети (органичные артисты, с которыми, по словам режиссера, проблем было меньше всего) проживают первые подростковые кризисы с влюбленностью и отвержением, буллингом и бунтом против родительской опеки. Взрослые, вынужденные существовать в связке, внезапно обнаруживают, что между ними гораздо больше общего, чем кажется на первый взгляд. Тандем Полины Кутеповой и Дарьи Савельевой получился очень тонким и честным.
Запрет на прокат фильма отчасти играет ему на руку, ведь одним из центральных конфликтов картины становится противостояние людей и абсурдной системы, представленной руководством фестиваля. Так, главным героиням настоятельно рекомендуется сменить название спектакля с «Земляничного вина» на «Земляничный нектар», а жюри намекает, что лучше бы вообще ставить «Золотой ключик». Трагизм и комизм этой ситуации будет понятен любому, кто сталкивался с бюрократической системой на местах и пытался вступить в диалог с членами каких-либо комиссий.