Искусство отстраненности: что такое конфликт интересов и как его разрешать
В 2017 году в Белом доме разгорелся конфликт интересов. Это случилось во время президентства Дональда Трампа: его старший советник и зять Джаред Кушнер оказался деловым партнером миллиардера Джорджа Сороса и одного из основателей платежной системы PayPal — Питера Тилля. Кроме того, у Кушнера нашли и долю бизнеса в компании, занимавшейся реализацией проектов в сфере недвижимости. Таким образом, советник Трампа, будучи, во-первых, членом его семьи, а во-вторых, крупным бизнесменом, мог использовать свой статус для давления на президента в своих предпринимательских интересах и, возможно, во вред другим участникам рынка.
Интересно, что сам Трамп тоже мог находиться внутри конфликта интересов: победив на президентских выборах 2016 года, он по-прежнему руководил своей компанией, а значит, мог воспользоваться новым положением во благо своей предпринимательской деятельности. Тем не менее в начале 2017 года, незадолго до инаугурации, он сыграл на опережение и отошел от дел в собственной бизнес-империи, чтобы показать американцам, что его президентство пойдет на пользу им, а не его доходам.
Конфликту интересов посвящен весь сериал «Наследники», финал которого вышел в 2023 году. Его главные герои, дети крупного медиамагната-миллиардера Логана Роя, борются за семейный бизнес. Соревнуясь друг с другом за право быть наследником или наследницей, они сами не замечают, как будущее фирмы становится все более туманным из-за конфликта интересов, ведь для каждого из них главным оказывается не благополучие компании, а удовлетворение за счет новой должности и статуса личных желаний, будь то решение проблем в браке или поднятие слишком низкой самооценки.
Forbes Life разбирается, как смотрят на эту проблему психологи, социологи и бизнес.
Столкновение личного и профессионального
В основе конфликта интересов лежит противоречие между личностными интересами или желаниями человека и его профессиональными или должностными обязанностями. Иными словами — когда личная заинтересованность человека влияет на принятие им решений на работе или и вовсе им противоречит. Случиться такое может как в бизнес-отношениях, так и контексте государственной службы. «Например, компания А выбирает маркетинговое агентство для запуска продукта. Маркетолог компании А Василий является супругом руководителя digital-направления маркетингового агентства Ольги. В случае сделки она получит существенный бонус за привлечение клиента», — приводит возможный сценарий конфликта интересов Анна Никишина, медиатор и сертифицированный тренер проекта Process Communication Model.
«Термин «конфликт интересов» часто употребляется в контексте государственной службы, должностных лиц и юридической проверки контрагентов для исключения репутационных рисков при работе с клиентами», — объясняет адвокат и партнер юридической фирмы «Яковлев и партнеры» Вероника Сальникова.
«Проще говоря, это ситуация, когда личная заинтересованность должностного лица или внутренние разногласия в компании могут повлиять на процесс принятия решения и принести ущерб интересам общества, компании. Для выявления конфликта интересов необходимо знать его признаки: личная заинтересованность должностного лица, его полномочия для реализации этой заинтересованности, а также связь между получением выгоды и должностным положением или полномочиями», — говорит юрист.
Конфликт в деталях
По словам Алексея Линченко, основателя и совладельца компании по недвижимости Pride Estate, участниками такого конфликта могут быть не только сами работники компании, но и руководители и даже акционеры, а также поставщики, клиенты и другие заинтересованные стороны. Выявление конфликта интересов может быть сложной задачей, поскольку внешне он может быть незаметным. Однако существует несколько методов, которые помогают обнаружить такой конфликт, — например, анализ финансовой деятельности компании и выявление возможных несоответствий. Также можно использовать методы мониторинга, аудита и отчетности, чтобы обнаружить подозрительные действия или несоответствия.
Насколько разными могут быть участники конфликта интересов, настолько же разными могут быть и его формы. «Конфликт интересов может иметь различные виды. Например, это может быть финансовый конфликт, когда интересы участников связаны с денежными средствами и финансовыми показателями. Также может возникать конфликт в сфере личных интересов, например когда руководитель компании принимает решения, основанные на личной заинтересованности, а не на интересах самой компании или служащих, — объясняет Алексей Линченко. — Кроме того, существуют конфликты интересов между различными участниками, например конфликты между акционерами и руководством компании».
Причины возникновения конфликта интересов могут быть разнообразными, отмечает Линченко. «Во-первых, это может быть связано с недостатком прозрачности и открытости в компании. Если информация о действиях и решениях участников, будь то руководство или обычные служащие, недостаточно доступна или на доступ к ней наложены ограничения, то это может способствовать возникновению конфликта интересов. Во-вторых, причиной может быть низкая этическая культура и неправильное поведение участников, если в компании отсутствуют нормы этического поведения и контроля, а также несоблюдение этих норм или правил», — поясняет основатель Pride Estate. Наконец, причиной конфликта интересов может быть недостаток регулирования и контроля со стороны государственных органов и нормативных документов.
Иногда конфликт интересов может возникать не только в сфере бизнеса, но и в рутинных реалиях рабочих обязанностей. «Это может быть врач, который назначает избыточные анализы или процедуры, заботясь не о здоровье пациента, а о выручке. Репетитор, который понимает, что уже ничего не может дать ученику, но продолжает работать с ним ради сохранения дохода. Топ-менеджер публичной компании, включенный в схему инсайдерской торговли, или государственный служащий, способствующий получению подрядов родственниками жены», — приводит примеры психолог и преподаватель МГУ Алексей Сапкин. По его словам, во всех этих случаях происходит конфликт интересов человека как личности и как должностного лица. «Личный интерес, конечно, может быть и нефинансовый — когда, например, тренер личностного роста рассматривает посетителей своих семинаров как базу для романтических знакомств, то это также прямой конфликт интересов», — добавляет еще один кейс Сапкин.
Решение проблемы — от кодексов до открытости
Хотя во многих случаях вроде коррупции ситуации конфликта интересов регулируются юридически, в целом это сфера, в которой скорее применима профессиональная этика. «У профессиональных ассоциаций и крупных компаний есть свои профессиональные кодексы, где потенциальные проблемы и принципы их разрешения заранее проговариваются. Даже у пиратов был кодекс, и он тоже, конечно, решал задачу исключения или однозначного решения конфликта интересов: например, у пирата никакой семьи быть не могло, кроме пиратского братства», — объясняет Алексей Сапкин.
По его словам, многие люди относятся к профессиональной этике с пренебрежением и непониманием, зачем она нужна. «Нуждаются в ней те, кто планирует в профессии задержаться надолго. Речь не только и не столько об интересах сообщества или профессиональной репутации, сколько о внутреннем благополучии, предотвращении выгорания специалиста, — подчеркивает Сапкин. — Человек нуждается в самоуважении, и рано или поздно он приходит к тому, что для наполненной, счастливой жизни ему важно следовать некому существенному для себя набору нематериальных ценностей, в том числе и в работе. Многие люди, потеряв все и оказавшись на краю жизни и смерти, держатся именно за представление о себе как о порядочном человеке».
Снижению рисков возникновения конфликтов интересов может способствовать и постоянное обучение сотрудников, повышение осведомленности о возможных ситуациях конфликта интересов, понятный и прозрачный процесс уведомления о его возникновении, а также способах урегулирования. Все это позволяет снизить негативное воздействие последствий конфликта интересов на бизнес компании.
«Полностью исключить риски возникновения конфликтов интересов невозможно, так как это затрагивает пространство взаимоотношений людей, которые сложно спрогнозировать, — рассказывает Арина Сергиевская, руководитель направления по соблюдению деловой этики Unilever в России и Беларуси. — Есть практики некоторых компаний, которые вводят запрет на личные отношения между сотрудниками или ограничивают привлечение специалистов из компаний конкурентов, но это не всегда имеет принципиальное влияние на объем возникающих конфликтов интересов. А вот повышение осведомленности вместо игнорирования, побуждение к открытому обращению служащих и других членов команды за консультацией, отсутствие страха увольнения положительно влияют на построение надежных процессов внутри компании».
Анна Никишина напоминает: во всех случаях противоречий важно разговаривать с людьми, а также анализировать их мотивацию на всех уровнях. В случае работы в крупных компаниях для профилактики ситуаций конфликта интересов часто подключается служба безопасности, которая выявляет возможные риски по сотрудникам и членам их семей — если они обнаружены, то вместо игнорирования важно открыто обсудить их. Кроме того, Никишина советует разработать внутренние регламенты, которым стоит следовать в подобных ситуациях — в них можно обговорить следующие моменты:
— обязанность сотрудника сообщить о наличии конфликта интересов или потенциальных противоречий;
— способ разрешения конфликта (например, отстранение и замена ответственного по задаче, а также пересмотр его обязанностей);
— последствия нарушения регламента.
«Кроме того, практикуется совместное принятие решений, что позволяет уменьшить влияние интереса конкретного лица на результат. В межличностном общении очень важна коммуникация. Большинство вопросов, в том числе связанных с конфликтом интересов, можно решить, не доводя ситуацию до реального конфликта. Для этого очень важно понимать настоящий интерес человека, который порой сильно отличается от озвученного», — резюмирует Анна Никишина.