К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Марина Абрамович в Лондоне, Шагал и Ротко в Париже: выставки-блокбастеры осени и зимы

Париж, Fondation Louis Vuitton, Марк Ротко (Фото DR)
Париж, Fondation Louis Vuitton, Марк Ротко (Фото DR)
Мировые музеи открыли осенне-зимний сезон. Выставки-блокбастеры проходят в Великобритании, США, Франции, Нидерландах и Италии. О том, что смотреть в мире, — в подборке Forbes Life
Лондон, Royal Academy, Марина Абрамович
The Current (detail), 2017·© Marina Abramović

Лондон, Royal Academy, Марина Абрамович

Почетный член Королевской академии художеств с 2011 года, самопровозглашенная «бабушка перформанса» Марина Абрамович удостоилась ретроспективной выставки. Как сохранить и повторить перформанс — большой вопрос, поэтому часть работ, такие как «В присутствии художника», представлена архивными записями, а другая, в которую вошли «Дом с видом на океан», Impoderabilia, «Обнаженная со скелетом», будет повторена перформерами нового поколения, натренированными по методу Абрамович. За время работы выставки перформансы будут меняться, тем самым придавая и самой экспозиции перформативный характер. Расписание выложено на сайте Академии.

Когда: до 1 января 2024 года

Париж, Musée Picasso, «Твой черед, милая моя» Софи Калле
Софи Калле·Musée Picasso·© Yves Géant

Париж, Musée Picasso, «Твой черед, милая моя» Софи Калле

В 2023 году исполнилось 50 лет с момента смерти Пабло Пикассо. При поддержке правительств Франции и Испании в странах Европы и Северной Америки в память о художнике проходят порядка 50 выставок и других мероприятий. В декабре при Национальном музее Пикассо в Париже должен открыться Центр исследований Пикассо. Пока же музей решил отметить юбилей выставкой «Твой черед, милая моя» Софи Калле, название которой отсылает к детективам.

Кроме трех автопортретов Пикассо, другие работы художника в выставке не задействованы. Значимость Пикассо передается через его отсутствие, в диалог с наследием которого так или иначе вступают работы Калле. Например, художница вспоминает свой первый детский рисунок, оформленный родителями в рамку, и, как ее бабушка, воскликнула, что в семье появился Пикассо. Наверное, это лучший способ продемонстрировать вездесущность художника и масштаб его влияния.

Когда: до 7 января 2024 года

Нью-Йорк, Metropolitan museum, Мане и Дега
© RMN-GRAND PALAIS, ADRIEN DIDIERJEAN, ART RESOURCE, NY·COURTESY NATIONAL GALLERY OF ART, WASHINGTON

Нью-Йорк, Metropolitan museum, Мане и Дега

В сотрудничестве с парижскими музеями Орсе и Оранжери музей Метрополитен сопоставляет работы Эдуарда Мане и Эдгара Дега. На примере 160 работ выставка стремится отдать должное творческому диалогу и поединку двух авторов, родившихся с разницей в два года. Эдуард Мане — в 1832-м, Эдгар Дега — в 1834-м.

Когда: до 7 января 2024 года

Нью-Йорк, МоМA, Эд Рушей
Standard Station, Эд Рушей· Evie Marie Bishop, Modern Art Museum of Fort Worth

Нью-Йорк, МоМA, Эд Рушей

200 работ Рушея, работающего с разными материалами, включая порох и шоколад, должны представить вклад художника в послевоенное американское искусство. Рушей черпает вдохновение в городской архитектуре и популярной культуре, органично став ее частью. Его подход может быть резюмирован высказыванием автора: «У меня нет Сены как у Моне. У меня только есть шоссе 66 от Оклахомы до Лос-Анджелеса».

После Нью-Йорка выставка с 7 апреля 2024-го откроется в LACMA, Музее искусств округа Лос-Анджелес, поблизости от дома Эда Рушея.

Когда: до 13 января 2024 года

Лондон, Tate Britain, «Веселящий газ» Сары Лукас
Robert Glowacki·Sarah Lucas. Honey Pie. 2020

Лондон, Tate Britain, «Веселящий газ» Сары Лукас

Сара Лукас, известная когда-то как одна из YBA (Молодых британских художников), — апологет феминизма, исследователь трансформаций тела. На выставке «Веселящий газ» работы художницы размещены на стульях. «Я решила повесить выставку на стульях. Во многом по тому же принципу, по которому я вешаю на стулья скульптуры, что означает, что стул становится неотъемлемой частью работы, — говорит сама Лукас. — Характер стула придает скульптуре настроение и значение. Многолетнее преумножение скульптур на стульях вписывается в мир, населенный этими персонажами». Выставка подытоживает 35 лет художественной карьеры Лукас и ее усилий по деконструкции стереотипных представлений о сексе, гендере, классе.

Когда: до 14 января 2024 года

Флоренция, Uffizi, «Между небом и сердцем» Жоаны Вашконселуш
Жоана Вашконселуш, Share·DR

Флоренция, Uffizi, «Между небом и сердцем» Жоаны Вашконселуш

Выставка португальской художницы Жоаны Вашконселуш представляет три монументальных работы: в Белом зале Палаццо Питти стоит пара туфель на высоком каблуке, отсылающая к тем, что носила Мэрилин Монро в фильме «Зуд седьмого года», вот только сделаны они из кастрюль и их крышек. С потолка Трибуны в Уффици свешивается «Царственная валькирия» из ткани и других материалов, традиционно ассоциируемых с женским рукоделием. В зале Бона в Палаццо Питти представлена трактовка святого семейства «Счастливая семья», изготовленная из бетона и обернутая в вязаные одежды. Знакомые сюжеты и объекты меняют контекст, заставляя пересматривать сложившиеся представления о мире.

Когда: до 14 января 2024 года

Лондон, National Gallery, Франс Халс
Франс Халс, «Портрет пары», 1622 ·© Rijksmuseum, Amsterdam

Лондон, National Gallery, Франс Халс

В первых восьми залах лондонской Национальной галереи расположилась первая большая ретроспектива Франса Халса за последние 30 лет. Организованная Национальной галереей, Городским музеем Амстердама и Берлинской картинной галереей, при сотрудничестве Музея Франса Халса в Харлеме, выставка должна напомнить зрителю о причинах популярности и признания Халса — первого мастера, герои картин которого не стеснялись улыбаться. Собрание Уоллеса впервые одолжило одну из самых известных работ художника — «Смеющегося кавалера» 1624 года.

Когда: до 21 января 2024 года

Берлин, Berlinische Galerie, «Эдвард Мунк. Магия севера»
Эдвард Мунк, Красное и белое, 1899–1900·© MUNCH, Oslo·Halvor Bjørngård

Берлин, Berlinische Galerie, «Эдвард Мунк. Магия севера»

Берлинская галерея решила посвятить осенний сезон Эдварду Мунку и его взаимоотношениям с берлинской художественной сценой на рубеже XIX–XX веков. В 1892 году Ассоциация художников Берлина организовала персональную выставку Мунка, вскоре закрывшуюся из-за неприятия публикой его слишком провокативных работ. Скандал принято считать точкой отсчета берлинского модернизма. А для Мунка в свою очередь берлинские гастроли в 1892-м и 1908 годах — один из важнейших периодов в карьере.

На выставке представлено порядка 80 работ Мунка, с которыми соседствуют картины Вальтера Лейстикова и Аксели Галлен-Каллела, в конце XIX века также влиявших на берлинское представление об искусстве модерна.

Когда: до 22 января 2024 года

Вена, Belvedere Palace, «Упорный антагонизм» Луиз Буржуа
Интсаляция Louise Bourgeois·Johanness Stolle, The Easton Collection·Bildrecht, Venna 2023

Вена, Belvedere Palace, «Упорный антагонизм» Луиз Буржуа

В Нижнем Бельведере в Вене идет выставка, посвященная Луиз Буржуа, «Упорный антагонизм», созданная кураторами Сабин Фелнер и Йоханной Хофнер. Луиз Буржуа известна зрителю в первую очередь своей гигантской скульптурой паука, нежно прозванной художницей «Мама». Но авторский стиль и язык были разработаны Буржуа именно в живописи. Выставка предлагает сопоставить картины Буржуа, написанные в интервале 1938-го и 1949 годов, со скульптурами, инсталляциями и рисунками, созданными художницей на протяжении всей карьеры. Задача выставки — переосмыслить творчество Луиз Буржуа, отдать должное ее живописи.

Когда: до 28 января 2024 года

Амстердам, Stedelijk Museum, «Хорошо это не кончится» Нэн Голдин
Нэн Голдин, «Френч Крис на кабриолете», Нью-Йорк, 1979

Амстердам, Stedelijk Museum, «Хорошо это не кончится» Нэн Голдин

В Городском музее Амстердама продолжает мировое турне выставка Нэн Голдин. Нэн Голдин — фотограф, известна снимками американского андеграунда 1970–80-х, и это ее первая ретроспектива. Эклектичные слайд-шоу она показывала в клубах и подпольных кинотеатрах, меняя кадры с каждым разом, порой используя сразу несколько проекторов. В шести залах музея Амстердама представлены разнообразные слайд-шоу, сопровождаемые музыкальными композициями и архивными материалами. Среди серий: «Баллада о сексуальной зависимости», 1981–2022; «Другая сторона», 1992–2021; «Сестры, Святые и Сибиллы», 2004–2022; «Огненный прыжок», 2019–2020; «Потеря памяти», 2019–2021.

Когда: до 28 января 2024 года

Париж, Centre Pompidou, Марк Шагал

Париж, Centre Pompidou, Марк Шагал

В Центре Помпиду открылась выставка, посвященная работам Марка Шагала, переданным музею в 2022-м внучками художника Беллой и Мерет Мейер. Среди них — 127 рисунков, пять работ из керамики и семь скульптур. Экспозиция разбита на три темы: эскизы костюмов и занавесов к новой постановке балета «Жар-птица» Игоря Стравинского в 1945-м в Нью-Йорке в Театре балета (сегодня известного как ABT); эскизы и макеты для плафона Оперы Гарнье, заказанные Шагалу в 1962 году; керамика, коллажи и скульптуры, созданные между 1950-ми и началом 1970-х годов.

Когда: до 26 февраля 2024 года

Париж, Fondation Louis Vuitton, Марк Ротко
© 1998 Кейт Ротко Призель и Кристофер Ротко

Париж, Fondation Louis Vuitton, Марк Ротко

Фонд Louis Vuitton приготовил новую выставку-блокбастер, на этот раз посвященную Марку Ротко, художнику, родившемуся в местечке на территории Латвии, тогда бывшей частью Российской империи, и эмигрировавшему в Америку. Это первая ретроспектива Ротко во Франции после долгого перерыва.

Хронологически расположенные 115 работ, собранные из музеев и частных коллекций со всего мира, должны продемонстрировать путь, пройденный Ротко от ранних фигуративных работ до абстракций, благодаря которым он сегодня известен. Среди кураторов выставки — Сюзанн Паже, художественный руководитель фонда, и сын художника Кристофер Ротко.

Когда: с 18 октября до 2 апреля 2024 года

Венеция, Guggenheim Collection, «Марсель Дюшан и соблазн копии»
Марсель Дюшан, L.H.O.O.Q., сентябрь 1964 г.·© Association Marcel Duchamp, by SIAE 2023

Венеция, Guggenheim Collection, «Марсель Дюшан и соблазн копии»

В музее Пегги Гуггенхайм в Венеции открывается выставка, посвященная Марселю Дюшану. Диалог с коллекцией тем более интересен, что Дюшан был одним из главных советников и друзей Пегги. Около 60 представленных работ датируются между 1911-м и 1968 годами. Они и происходят как из коллекции самой Пегги Гуггенхайм, так и из других музеев: Национальной галереи современного искусства в Риме, Художественного музея Филадельфии, Нью-Йоркского музея современного искусства, Музея Соломона Гуггенхайма в Нью-Йорке. Еще порядка половины экспонатов были предоставлены музею Аттилио Кодогнато, одним из главных венецианских ювелиров. Задача выставки — обратить внимание посетителя на игру между копией и оригиналом, охватывающую значительную часть творчества Дюшана.

Когда: с 14 октября до 18 марта 2024 года

Антверпен, Royal Museum of Fine Arts, «Поворачивая головы: Брейгель, Рубенс и Рембрандт»
Michael Sweerts, «Голова девушки»; Peter Paul Rubens, «Голова бородатого мужчины»·Leicester Museum and Art Gallery, National Gallery of Ireland

Антверпен, Royal Museum of Fine Arts, «Поворачивая головы: Брейгель, Рубенс и Рембрандт»

Королевский музей изящных искусств Антверпена, открывшийся в сентябре этого года спустя 11 лет реконструкции, посвятил первую масштабную выставку Брейгелю, Рубенсу и Рембрандту — развитию нового жанра и изучению голов в работах старых мастеров. Интерес к жанру «трони» (термин образован от нидерландского слова, обозначающего «лицо»), возник в XVII веке, когда такие художники, как Рубенс, Рембрандт и Вермеер, стали пристально вглядываться в человеческие лица. Представленные 76 работ можно назвать не портретами, а, скорее, изобразительными экспериментами. После 24 февраля и до 26 мая выставка переедет в Дублин, в Национальную галерею Ирландии.

Когда: с 20 октября до 21 января 2024 года

Лондон, Tate Modern, Филип Гастон
Painting, Smoking, Eating, 1973. Philip Guston. ·© THE ESTATE OF PHILIP GUSTON, COURTESY HAUSER & WIRTH. COURTESY MUSEUM OF FINE ARTS, BOSTON.

Лондон, Tate Modern, Филип Гастон

Первая значительная ретроспектива Гастона в Англии за последние 20 лет. Филип Гастон — художник из семьи еврейских иммигрантов, родившийся в Канаде и выросший в США. Выставка — результат совместных усилий  Тейт Модерн, Музея изящных искусств Бостона, Национальной галереи искусств в Вашингтоне и Музея изящных искусств Хьюстона. Еще не открывшись, проект стал поводом для жарких дискуссий. В центре внимания Гастона — расизм и ужасы войны, с которыми художник сражается посредством смеха, что в мире новой этики выглядит как минимум спорно.

Когда: с 25 октября до 25 февраля 2024 года

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+