Борьба за «Троицу» продолжается, Моне оценен в $65 млн: новости арт-рынка
Аукционы: Aboudia обошел Дэмиена Херста по продажам, Sotheby’s открыл магазин
Список художников, чьи работы чаще всего появляются на мировых аукционах, возглавил Aboudia (под этим псевдонимом работает 40-летний американец с ивуарийскими корнями Абдулайе Диаррассуба). По данным составителей рейтинга Hiscox Artist Top 100, в 2022 году с молотка ушло 75 его произведений. По этому показателю Aboudia обошел Дэмиена Херста с 73 работами. По объемам продаж лидерство принадлежит Дэвиду Хокни, чей суммарный аукционный оборот за 2022 год составил $75 млн. Отдельно эксперты отмечают наблюдавшийся на торгах заметный (на 33%) спад числа работ Бэнкси.
Sotheby’s открыл торговое пространство в люксовом цюрихском магазине Bucherer. Раньше аукционный дом проводил там предаукционные выставки, а теперь решил сосредоточиться на прямых продажах ювелирных изделий, коллекционных часов, брендовых сумок и других предметов роскоши. Sotheby’s позиционирует новое пространство как салон, где будут собираться постоянные и новые клиенты аукционного дома. Завлекать покупателей планируют спортивной и голливудской меморабилией, продажи которой у Sotheby’s в последнее время только растут: взять хотя бы кроссовки Nike Air Jordan 13 Майкла Джордана, которые в этом году ушли за $2,2 млн.
Предстоящие торги: Моне за $65 млн и Архипов за 120 млн рублей
В $65 млн Christie’s оценил «Пруд с кувшинками» Клода Моне. С этим эстимейтом картина, датированная 1917-1919 годами, будет выставлена на вечерние нью-йоркские торги в ноябре. Масштабное (метр на два) полотно находилось в студии художника в момент его смерти в 1926 году. Последние полвека картина хранилась в одном и том же частном собрании и почти не выставлялась. Текущий аукционный рекорд на произведения Моне составляет чуть больше $110 млн. Он был установлен на Sotheby’s в мае 2019 года по итогам продажи полотна «Стога сена» 1890 года.
Одним из главных топ-лотов ноябрьских нью-йоркских торгов Sotheby’s станет картина Пабло Пикассо «Ваза с фруктами и гитара», оцененная примерно в $25 млн. Написана она была в 1932 году. К этому же периоду относятся одни из самых дорогих произведений Пикассо в аукционной истории, включая полотно «Обнаженная, зеленые листья и бюст», в 2010 году купленное на Christie’s за рекордные по тем временам $106 млн. В последний раз «Ваза с фруктами и гитара» появлялась на торгах в 2000 году и была продана за $10 млн. Специалисты Sotheby’s настаивают, что этот натюрморт — иносказательный портрет юной музы и возлюбленной художника Мари-Терез Вальтер.
До конца этой недели проходят юбилейные торги ARTinvestment.RU, на которые выставлена подборка русского искусства с суммарной оценочной стоимостью в 1 млрд рублей. Главный топ-лот — написанная в 1920-е годы картина Абрама Архипова «Крестьянская девушка» (эстимейт: 120 млн рублей). Летом 2020 года это полотно было продано на торгах Christie’s за £250 000 (примерно 30 млн рублей по сегодняшнему курсу). Примерно в 100 млн рублей оценен «Портрет молодой крестьянки» кисти Зинаиды Серебряковой, написанный в 1915 году. Похожие работы художницы находятся в собраниях Третьяковской галереи и Русского музея. На продажу также выставлены произведения Василия Поленова, Исаака Левитана, Константина Коровина, Николая Фешина.
Прошедшие торги: взвинченные цены на Кондо, крошечный Ван Гог за €1,5 млн
На прошедших выходных на благотворительном аукционе в Атлантик-Сити развернулась настоящая война ставок. За право обладания работой Джорджа Кондо боролись Ким Кардашьян и футболист Том Брэди. Стартовая цена на работу 2023 года под названием «Стоящая женская фигура» составляла $500 000. В итоге лот все же достался Брэди, но и Кардашьян не ушла домой с пустыми руками. Художник, также присутствовавший в зале, пообещал ей написать похожую работу, если Ким согласится заплатить ту же сумму в $2 млн, которую Кондо перечислит на благотворительность.
На территории Западной Фландрии на днях прошли торги аукционного дома New-Art, по итогам которого небольшая (18 х 23,5 см) картина Винсента Ван Гога «Осенний вечер в Кемпене» была продана за €1,5 млн. К лоту прилагался снимок рентгенографии полотна, на котором видно, что под красочным слоем находятся карандашные наброски автопортрета самого художника, а также экспертное заключение о подлинности подписи Ван Гога на обороте холста. На те же торги выставлялась «Обнаженная» Эдгара Дега, которую не удалось продать при эстимейте в €3-5 млн.
Итоги ярмарок Cosmoscow и Contemporary Istanbul
В московском «Экспоцентре» с 29 сентября по 1 октября проходил 11-й выпуск Cosmoscow. Ярмарка перестала быть международной по факту, но осталась таковой по духу: сказался богатый опыт участия зарубежных галерей в прошлые годы. Удивительно, но именно этот выпуск был почти лишен отсылок к локальному культурному коду, которые встречались раньше в виде стилизованных под Кунса чебурашек-неваляшек или «Голубой икры» Александра Косолапова. Исключением стал разве что совместный с проектом SOUND UP концерт, для которого Canto Ostinato нидерландского минималиста Симеона тен Хольта переложили для исполнения оркестром русских народных инструментов.
Многие галереи сделали акцент на именах и работах, которые хорошо знакомы ценителям современного искусства. Например, одной из главных продаж Marina Gisich Gallery стала работа Семена Мотолянца (почти 1,5 млн рублей), которого галеристка уже привозила в Москву не раз. Работу Керима Рагимова из серии «Человеческий проект» галерее удалось продать более чем за 4 млн рублей. Хорошо покупали и произведения классиков: со стенда галереи «Веллум» за 6 млн ушла работа Эрнста Неизвестного «Во чреве Кроноса», а галерее pop/off/art удалось реализовать сразу несколько абстракций Евгения Михнова-Войтенко, включая его «Композицию» за 4,5 млн рублей. Одновременно три галереи (XL, «Гридчинхолл» и Shaltai Editions) торговали работами московского концептуалиста Никиты Алексеева.
Единственным разделом ярмарки, в котором были широко представлены международные авторы, оказалась секция «Цифра». На стенде SAS Metagallery можно было встретить оцифрованных лобстеров Филипа Колберта, выставка которого четыре года назад проходила в Мультимедиа Арт Музее в Москве. Там же была представлена и работа прославившегося благодаря использованию нейросетей Рефика Анадола. За 2ETH (примерно 330 000 рублей) галерее удалось продать цифровую работу Дэниела Мартина. За 1 млн рублей со стенда Generative Gallery ушел написанный роборукой по эскизу Миши Most холст из серии Artomatika MM004 размером 180 x 180 см.
Продажи в этом году шагнули даже за пределы основной площадки Cosmoscow. Несколько работ Лизы Фикус были проданы на первой персональной выставке художницы, организованной в рамках параллельной программы ярмарки куратором Петром Ивановым (проект «Осколки и преломления» открыт в бистро «Ладо» до конца октября). Завязались на ярмарке деловые связи и у двух квартирных галерей. Так, в «Экспоцентре» петербургской Nikolay Evdokimov Gallery удалось продать семь холстов, 12 монотипий и одну керамическую работу Светы Исаевой общей стоимостью в 2,5 млн рублей. Оставшиеся работы художницы можно будет увидеть и купить в московской галерее Murmure до 22 октября.
Прошедшая в 18-й раз ярмарка Contemporary Istanbul совпала по датам с Соsmoscow. На стендах было представлено 1537 работ авторства 591 художника. 67 галерей-участниц из 22 стран, из таких городов, как Дюссельдорф, Бейрут, Тбилиси, Майорка, Йоханнесбург, Прага, София, Рига, Тегеран, Сан-Поль де Ванс, Дубай, Лиссабон, Барселона. Две галереи — Systema и Omelchenko — из Москвы. Lazy Mike, проект второго поколения галеристов Овчаренко, теперь представлен как галерея из Риги. Весь стенд отдан работам Ивана Серого — художника, переехавшего в Стамбул. Цены: от €3000 до €12 000. В планах Михаила Овчаренко — Шанхай, Сеул, ярмарка Untitled в Майами.
Но все же подавляющее большинство — 43 галереи — представляли на ярмарке Турцию. Стамбул в видении организаторов — столица 11 стран из региона MENA, объединяющего Магриб и Ближний Восток. Их цель — сделать город хабом современного искусства, точкой схода арт-рынка Восточной Европы, Азии и Северной Африки. Вместе с ярмаркой растут эстетические вкусы турецких коллекционеров, меняется местный рынок, ярмарка меняет город, город отражается в ярмарке. Али Гурели хорошо осознает значение местности для продвижения ярмарки. Еще в интервью 2016 года, рассказывая о планах покорения мира, он говорил о важности локального контекста, о роли глокального.
Разместив павильоны ярмарки три года назад в районе Терзане, на бывшей султанской верфи (организаторы сравнивают месторасположение Contemporary Istanbul с Арсеналом Венецианской биеннале современного искусства), Али Гурели вписывает ярмарку в туристический must see Стамбула. Маршрут прогулочного кораблика, охватывающий и азиатскую, и европейскую части города, в этом году проложен и через Терзане. По расчетам организаторов, с моря на ярмарку должны были прибыть не меньше 30 000 человек, всего рассчитывали на 60 000 посетителей.
Contemporary Istanbul представляет имена мирового искусства первого ряда: здесь устойчиво привязаны к Тони Креггу, несколько галерей показывают Питера Хейли, есть Аниш Капур, Стефен Балкенхол, Самуэль Сальседо. Были и классики современного турецкого искусства. Так, ведущая стамбульская галерея Dirimat выставила триптих Саркиса под названием «Радуга». Каждая часть — за €75 000.
Младшее поколение турецких художников и галеристов с большой страстью работает над переосмыслением культурного и исторического наследия, социальных, гендерных и национальных матриц. Так, в первые часы превью ярмарки со стенда галереи The Pill ушел объект «Четвертая Медуза», переосмысливающий форму головы Медузы в основании колонны в знаменитой византийской подземной цистерне. Работу художницы Ирем Гюнайден продюсировала галеристка Суэла Сеннет. Родившаяся в Париже дочь турецких родителей с балканскими корнями, выпускница Sciences Po (там учился Эмманюэль Макрон и почти все французские президенты до него), она открыла галерею в историческом районе Стамбула, решив, что «городу нужна эта пилюля» (pill в переводе с английского. — Forbes Life).
Работы, созданные в технике традиционной османской керамики, ковроткачества, лоскутного шитья демонстрируют, как с помощью проверенных веками способов можно переосмысливать свое наследие.
Но самое сильное впечатление о работе с наследием и исторической памятью производят репортерские фотографии. Впервые на ярмарке была открыта секция Photo focus, которую курировала Симона Кляйн, прежде возглавлявшая отдел европейской фотографии в Sotheby's London и консультировавшая ярмарку Photo London. Куратор Кляйн выбрала работы 22 фотографов из восьми стран мира.
Так, проект представил портреты работы Амара Килича, фотографировавшего турецких женщин из провинции Каппадокия. В 1950-1960-е в провинции вошли в моду татуировки с шумерскими мотивами. На сморщенных руках пожилых женщин, снятых крупным планом, видны символы зеркала (вечной красоты), знаки солнца и луны. На другом снимке Килича женщина закрывает лицо татуированными руками, стесняется. Ислам не одобряет татуировок. Портрет женщины с закрытым лицом стамбульская галерея Merkur выставляла за €3200.
Новости музеев: британский музей ищет украденное, эксперты борются за судьбу «Троицы»
В попытке найти и вернуть похищенные экспонаты Британский музей запустил специальный раздел для обратной связи на своем сайте. Чтобы облегчить поиски, в интернет выложили изображения драгоценностей и артефактов, похожих на те, что значатся среди пропавших. Руководство музея сообщает, что на сегодняшний момент удалось установить местоположение 300 из 2000 похищенных работ, а 60 из них уже возвращены.
Директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский подтвердил, что музей примет на хранение два надгробных памятника работы Ивана Мартоса из Благовещенской церкви Александро-Невской лавры. Сам храм, до этого находившийся в пользовании Музея городской скульптуры, был недавно передан РПЦ. Эрмитаж планирует разместить памятники классицизма в реставрационно-выставочном комплексе «Старая Деревня».
Комиссия по культуре древней и средневековой Руси научного совета «История мировой культуры» РАН опубликовала заключение по итогам августовского обсуждения проблем консервации и экспонирования «Троицы». Сама икона работы Андрея Рублева до сих пор находится в Центре Грабаря. Сейчас ее готовят к переезду в Троице-Сергиеву лавру на ближайшие 49 лет. Комиссия считает передачу ветхой иконы в лавру «нарушением давно сложившегося равновесия», которое ставит под угрозу сохранность памятника. Специалисты уверены, что икона «должна оставаться неотъемлемой частью Государственного музейного фонда», в то время как «идеальным и уже проверенным местом для ее постоянного пребывания» является Третьяковская галерея. Комиссия считает необходимым «продолжение процесса консервации памятника, осуществляемое в соответствующих условиях, без спешки, с привлечением специалистов, ранее работавших с иконой». В документе подчеркивается важность проведения регулярных реставрационных советов. Кроме того, предлагается создать Наблюдательный совет при Министерстве культуры и РАН. В отсутствие других компромиссных вариантов комиссия предлагает рассмотреть в качестве места для возможного экспонирования иконы на территории лавры Свято-Духовскую церковь или здание Ризницы, где теоретически возможно организовать необходимый климатический режим и осуществлять регулярный контроль за состоянием сохранности иконы.
Авторское право: найден шедевр Артемизии Джентилески, авторство картин, созданных с использованием нейросетей, под вопросом
В коллекции английской короны обнаружена считавшаяся утерянной картина Артемизии Джентилески. Речь идет о полотне конца 1630-х годов под названием «Сусанна и старцы». Художница создавала его вместе со своим отцом, Орацио Джентилески, работая при дворе английского короля Карла I. До недавнего времени считалось, что картина исчезла после казни короля в 1649 году. Но, как оказалось, на протяжении нескольких веков она хранилась в запасниках художественного собрания дворца Хэмптон-Корт, где числилась как работа неизвестного автора французской школы. Теперь отреставрированную работу экспонируют в Виндзорском замке вместе с другими работами Джентилески.
Картинам, созданным с использованием искусственного интеллекта, продолжают отказывать в защите авторских прав. Недавно копирайта лишилась работа Джейсона Аллена, победившая в прошлогоднем конкурсе, а на днях аналогичный отказ получил и Стивен Талер — художник и программист, который пишет собственные алгоритмы, позволяющие создавать произведения искусства. «Мне кажется, к этому вопросу нельзя подходить, используя стандартные категории, — комментирует эту ситуацию художник Илья Колесников. — Это совершенно новая область, в которой концепцию авторского права, вероятно, придется полностью переосмыслить. Даже когда произведение полностью создано нейросетью и не подвергалось дополнительной обработке, оно все равно — продукт долгого взаимодействия художника с алгоритмом». В своем творчестве Колесников сдвигает рамки того, что сегодня может считаться искусством, используя для этого возможности соцсетей и других интернет-платформ. До 29 октября в выставочном пространстве РГБМ открыта его выставка «Май name из Elijah, май wheel из on файр», центральным образом которой стало цифровое alter ego художника.