К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Борьба за «Троицу» продолжается, Моне оценен в $65 млн: новости арт-рынка

Клод Моне, «Пруд с кувшинками» (Фото Christie’s / фрагмент)
Клод Моне, «Пруд с кувшинками» (Фото Christie’s / фрагмент)
Christie’s и Sotheby’s готовятся к ноябрьским торгам в Нью-Йорке, Ким Кардашьян бьется за картину Джорджа Кондо, продажи и тренды Cosmoscow и Contemporary Istanbul, а у Дэмиена Херста появился конкурент. Об этих и других актуальных новостях арт-рынка — в еженедельной подборке Forbes Life

Аукционы: Aboudia обошел Дэмиена Херста по продажам, Sotheby’s открыл магазин

Список художников, чьи работы чаще всего появляются на мировых аукционах, возглавил Aboudia (под этим псевдонимом работает 40-летний американец с ивуарийскими корнями Абдулайе Диаррассуба). По данным составителей рейтинга Hiscox Artist Top 100, в 2022 году с молотка ушло 75 его произведений. По этому показателю Aboudia обошел Дэмиена Херста с 73 работами. По объемам продаж лидерство принадлежит Дэвиду Хокни, чей суммарный аукционный оборот за 2022 год составил $75 млн. Отдельно эксперты отмечают наблюдавшийся на торгах заметный (на 33%) спад числа работ Бэнкси.

Sotheby’s открыл торговое пространство в люксовом цюрихском магазине Bucherer. Раньше аукционный дом проводил там предаукционные выставки, а теперь решил сосредоточиться на прямых продажах ювелирных изделий, коллекционных часов, брендовых сумок и других предметов роскоши. Sotheby’s позиционирует новое пространство как салон, где будут собираться постоянные и новые клиенты аукционного дома. Завлекать покупателей планируют спортивной и голливудской меморабилией, продажи которой у Sotheby’s в последнее время только растут: взять хотя бы кроссовки Nike Air Jordan 13 Майкла Джордана, которые в этом году ушли за $2,2 млн.

Предстоящие торги: Моне за $65 млн и Архипов за 120 млн рублей

В $65 млн Christie’s оценил «Пруд с кувшинками» Клода Моне. С этим эстимейтом картина, датированная 1917-1919 годами, будет выставлена на вечерние нью-йоркские торги в ноябре. Масштабное (метр на два) полотно находилось в студии художника в момент его смерти в 1926 году. Последние полвека картина хранилась в одном и том же частном собрании и почти не выставлялась. Текущий аукционный рекорд на произведения Моне составляет чуть больше $110 млн. Он был установлен на Sotheby’s в мае 2019 года по итогам продажи полотна «Стога сена» 1890 года.

 

Одним из главных топ-лотов ноябрьских нью-йоркских торгов Sotheby’s  станет картина Пабло Пикассо «Ваза с фруктами и гитара», оцененная примерно в $25 млн. Написана она была в 1932 году. К этому же периоду относятся одни из самых дорогих произведений Пикассо в аукционной истории, включая полотно «Обнаженная, зеленые листья и бюст», в 2010 году купленное на Christie’s за рекордные по тем временам $106 млн. В последний раз «Ваза с фруктами и гитара» появлялась на торгах в 2000 году и была продана за $10 млн. Специалисты Sotheby’s настаивают, что этот натюрморт — иносказательный портрет юной музы и возлюбленной художника Мари-Терез Вальтер.

Абрам Архипов, «Крестьянская девушка» (Фото ARTinvestment.RU)

До конца этой недели проходят юбилейные торги ARTinvestment.RU, на которые выставлена подборка русского искусства с суммарной оценочной стоимостью в 1 млрд рублей. Главный топ-лот — написанная в 1920-е годы картина Абрама Архипова «Крестьянская девушка» (эстимейт: 120 млн рублей). Летом 2020 года это полотно было продано на торгах Christie’s за £250 000 (примерно 30 млн рублей по сегодняшнему курсу). Примерно в 100 млн рублей оценен «Портрет молодой крестьянки» кисти Зинаиды Серебряковой, написанный в 1915 году. Похожие работы художницы находятся в собраниях Третьяковской галереи и Русского музея. На продажу также выставлены произведения Василия Поленова, Исаака Левитана, Константина Коровина, Николая Фешина.

 

Прошедшие торги: взвинченные цены на Кондо, крошечный Ван Гог за €1,5 млн

На прошедших выходных на благотворительном аукционе в Атлантик-Сити развернулась настоящая война ставок. За право обладания работой Джорджа Кондо боролись Ким Кардашьян и футболист Том Брэди. Стартовая цена на работу 2023 года под названием «Стоящая женская фигура» составляла $500 000. В итоге лот все же достался Брэди, но и Кардашьян не ушла домой с пустыми руками. Художник, также присутствовавший в зале, пообещал ей написать похожую работу, если Ким согласится заплатить ту же сумму в $2 млн, которую Кондо перечислит на благотворительность.

На территории Западной Фландрии на днях прошли торги аукционного дома New-Art, по итогам которого небольшая (18 х 23,5 см) картина Винсента Ван Гога «Осенний вечер в Кемпене» была продана за €1,5 млн. К лоту прилагался снимок рентгенографии полотна, на котором видно, что под красочным слоем находятся карандашные наброски автопортрета самого художника, а также экспертное заключение о подлинности подписи Ван Гога на обороте холста. На те же торги выставлялась «Обнаженная» Эдгара Дега, которую не удалось продать при эстимейте в €3-5 млн.

Винсент Ван Гог, «Осенний вечер в Кемпене» (Фото New-Art)

Итоги ярмарок Cosmoscow и Contemporary Istanbul

В московском «Экспоцентре» с 29 сентября по 1 октября проходил 11-й выпуск Cosmoscow. Ярмарка перестала быть международной по факту, но осталась таковой по духу: сказался богатый опыт участия зарубежных галерей в прошлые годы. Удивительно, но именно этот выпуск был почти лишен отсылок к локальному культурному коду, которые встречались раньше в виде стилизованных под Кунса чебурашек-неваляшек или «Голубой икры» Александра Косолапова. Исключением стал разве что совместный с проектом SOUND UP концерт, для которого Canto Ostinato нидерландского минималиста Симеона тен Хольта переложили для исполнения оркестром русских народных инструментов.

 

Многие галереи сделали акцент на именах и работах, которые хорошо знакомы ценителям современного искусства. Например, одной из главных продаж Marina Gisich Gallery стала работа Семена Мотолянца (почти 1,5 млн рублей), которого галеристка уже привозила в Москву не раз. Работу Керима Рагимова из серии «Человеческий проект» галерее удалось продать более чем за 4 млн рублей. Хорошо покупали и произведения классиков: со стенда галереи «Веллум» за 6 млн ушла работа Эрнста Неизвестного «Во чреве Кроноса», а галерее pop/off/art удалось реализовать сразу несколько абстракций Евгения Михнова-Войтенко, включая его «Композицию» за 4,5 млн рублей. Одновременно три галереи (XL, «Гридчинхолл» и Shaltai Editions) торговали работами московского концептуалиста Никиты Алексеева.

Керим Рагимов, «Человеческий проект. Эпизод #74» (Фото Marina Gisich Gallery)

Единственным разделом ярмарки, в котором были широко представлены международные авторы, оказалась секция «Цифра». На стенде SAS Metagallery можно было встретить оцифрованных лобстеров Филипа Колберта, выставка которого четыре года назад проходила в Мультимедиа Арт Музее в Москве. Там же была представлена и работа прославившегося благодаря использованию нейросетей Рефика Анадола. За 2ETH (примерно 330 000 рублей) галерее удалось продать цифровую работу Дэниела Мартина. За 1 млн рублей со стенда Generative Gallery ушел написанный роборукой по эскизу Миши Most холст из серии Artomatika MM004 размером 180 x 180 см.

Продажи в этом году шагнули даже за пределы основной площадки Cosmoscow. Несколько работ Лизы Фикус были проданы на первой персональной выставке художницы, организованной в рамках параллельной программы ярмарки куратором Петром Ивановым (проект «Осколки и преломления» открыт в бистро «Ладо» до конца октября). Завязались на ярмарке деловые связи и у двух квартирных галерей. Так, в «Экспоцентре» петербургской Nikolay Evdokimov Gallery удалось продать семь холстов, 12 монотипий и одну керамическую работу Светы Исаевой общей стоимостью в 2,5 млн рублей. Оставшиеся работы художницы можно будет увидеть и купить в московской галерее Murmure до 22 октября.

Галерея Lazy Mike, Иван Серый, «Собственный путь», 2023

Прошедшая в 18-й раз  ярмарка Contemporary Istanbul совпала по датам с Соsmoscow. На стендах было представлено 1537 работ авторства 591 художника. 67 галерей-участниц из 22 стран, из таких городов, как Дюссельдорф, Бейрут, Тбилиси, Майорка, Йоханнесбург, Прага, София, Рига, Тегеран, Сан-Поль де Ванс, Дубай, Лиссабон, Барселона. Две галереи — Systema и Omelchenko — из Москвы. Lazy Mike, проект второго поколения галеристов Овчаренко, теперь представлен как галерея из Риги. Весь стенд отдан работам Ивана Серого — художника, переехавшего в Стамбул. Цены: от €3000 до €12 000. В планах Михаила Овчаренко — Шанхай, Сеул, ярмарка Untitled в Майами. 

Но все же подавляющее большинство — 43 галереи  — представляли на ярмарке Турцию. Стамбул в видении организаторов — столица 11 стран из региона MENA, объединяющего Магриб и Ближний Восток. Их цель — сделать город хабом современного искусства, точкой схода арт-рынка Восточной Европы, Азии и Северной Африки. Вместе с ярмаркой растут эстетические вкусы турецких коллекционеров, меняется местный рынок, ярмарка меняет город, город отражается в ярмарке. Али Гурели хорошо осознает значение местности  для продвижения ярмарки. Еще в интервью 2016 года, рассказывая о планах покорения мира, он говорил о важности локального контекста, о роли глокального.

 

Разместив павильоны ярмарки три года назад в районе Терзане, на бывшей султанской верфи (организаторы сравнивают месторасположение Contemporary Istanbul с Арсеналом Венецианской биеннале современного искусства), Али Гурели вписывает ярмарку в туристический must see Стамбула. Маршрут прогулочного кораблика, охватывающий и азиатскую, и европейскую части города, в этом году проложен и через Терзане. По расчетам организаторов, с моря на ярмарку должны были прибыть не меньше 30 000 человек, всего рассчитывали на 60 000 посетителей. 

Contemporary Istanbul представляет имена мирового искусства первого ряда: здесь устойчиво привязаны к Тони Креггу, несколько галерей показывают Питера  Хейли, есть Аниш Капур, Стефен Балкенхол, Самуэль Сальседо. Были и классики современного турецкого искусства. Так, ведущая стамбульская галерея Dirimat  выставила триптих Саркиса под названием «Радуга». Каждая часть — за €75 000.

Младшее поколение турецких художников и галеристов с большой страстью работает над переосмыслением культурного и исторического наследия, социальных, гендерных и национальных матриц. Так, в первые часы превью ярмарки со стенда галереи The Pill ушел объект «Четвертая Медуза», переосмысливающий форму головы Медузы в основании колонны в знаменитой византийской подземной цистерне. Работу художницы Ирем Гюнайден продюсировала галеристка Суэла Сеннет. Родившаяся в Париже дочь турецких родителей с балканскими корнями, выпускница Sciences Po (там учился Эмманюэль Макрон и почти все французские президенты до него), она открыла галерею в историческом районе Стамбула, решив, что «городу нужна эта пилюля» (pill в переводе с английского. — Forbes Life).

Галерея The Pill, Ирем Гюйнаден, «Четвертая Медуза», 2022

Работы, созданные в технике традиционной османской керамики, ковроткачества, лоскутного шитья демонстрируют, как с помощью проверенных веками способов можно переосмысливать свое наследие. 

 

Но самое сильное впечатление о работе с наследием и исторической памятью производят репортерские фотографии. Впервые на ярмарке была открыта секция Photo focus, которую курировала Симона Кляйн, прежде возглавлявшая отдел европейской фотографии в Sotheby's London и консультировавшая ярмарку Photo London. Куратор Кляйн выбрала работы 22 фотографов из восьми стран мира. 

C.A.M Gallery, Амар Килич, «Без названия», 2022

Так, проект представил портреты работы Амара Килича, фотографировавшего турецких женщин из провинции Каппадокия. В 1950-1960-е в провинции вошли в моду татуировки с шумерскими мотивами. На сморщенных руках пожилых женщин, снятых крупным планом, видны символы зеркала (вечной красоты), знаки солнца и луны. На другом снимке Килича женщина закрывает лицо татуированными руками, стесняется. Ислам не одобряет татуировок. Портрет женщины с закрытым лицом стамбульская галерея Merkur выставляла за €3200.

Галерея Noks Art Space, Назлы Тухера Мораль, «Никто, нигде»

Новости музеев: британский музей ищет украденное, эксперты борются за судьбу «Троицы»

В попытке найти и вернуть похищенные экспонаты Британский музей запустил специальный раздел для обратной связи на своем сайте. Чтобы облегчить поиски, в интернет выложили изображения драгоценностей и артефактов, похожих на те, что значатся среди пропавших. Руководство музея сообщает, что на сегодняшний момент удалось установить местоположение 300 из 2000 похищенных работ, а 60 из них уже возвращены.

Директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский подтвердил, что музей примет на хранение два надгробных памятника работы Ивана Мартоса из Благовещенской церкви Александро-Невской лавры. Сам храм, до этого находившийся в пользовании Музея городской скульптуры, был недавно передан РПЦ. Эрмитаж планирует разместить памятники классицизма в реставрационно-выставочном комплексе «Старая Деревня».

 

Комиссия по культуре древней и средневековой Руси научного совета «История мировой культуры» РАН опубликовала заключение по итогам августовского обсуждения проблем консервации и экспонирования «Троицы». Сама икона работы Андрея Рублева до сих пор находится в Центре Грабаря. Сейчас ее готовят к переезду в Троице-Сергиеву лавру на ближайшие 49 лет. Комиссия считает передачу ветхой иконы в лавру «нарушением давно сложившегося равновесия», которое ставит под угрозу сохранность памятника. Специалисты уверены, что икона «должна оставаться неотъемлемой частью Государственного музейного фонда», в то время как «идеальным и уже проверенным местом для ее постоянного пребывания» является Третьяковская галерея. Комиссия считает необходимым «продолжение процесса консервации памятника, осуществляемое в соответствующих условиях, без спешки, с привлечением специалистов, ранее работавших с иконой». В документе подчеркивается важность проведения регулярных реставрационных советов. Кроме того, предлагается создать Наблюдательный совет при Министерстве культуры  и РАН. В отсутствие других компромиссных вариантов комиссия предлагает рассмотреть в качестве места для возможного экспонирования иконы на территории лавры Свято-Духовскую церковь или здание Ризницы, где теоретически возможно организовать необходимый климатический режим и осуществлять регулярный контроль за состоянием сохранности иконы.

Авторское право: найден шедевр Артемизии Джентилески, авторство картин, созданных с использованием нейросетей, под вопросом

Артемизия Джентилески, «Сусанна и старцы» (Фото Royal Collection Trust)

В коллекции английской короны обнаружена считавшаяся утерянной картина Артемизии Джентилески. Речь идет о полотне конца 1630-х годов под названием «Сусанна и старцы». Художница создавала его вместе со своим отцом, Орацио Джентилески, работая при дворе английского короля Карла I. До недавнего времени считалось, что картина исчезла после казни короля в 1649 году. Но, как оказалось, на протяжении нескольких веков она хранилась в запасниках художественного собрания дворца Хэмптон-Корт, где числилась как работа неизвестного автора французской школы. Теперь отреставрированную работу экспонируют в Виндзорском замке вместе с другими работами Джентилески.

Картинам, созданным с использованием искусственного интеллекта, продолжают отказывать в защите авторских прав. Недавно копирайта лишилась работа Джейсона Аллена, победившая в прошлогоднем конкурсе, а на днях аналогичный отказ получил и Стивен Талер — художник и программист, который пишет собственные алгоритмы, позволяющие создавать произведения искусства. «Мне кажется, к этому вопросу нельзя подходить, используя стандартные категории, — комментирует эту ситуацию художник Илья Колесников. — Это совершенно новая область, в которой концепцию авторского права, вероятно, придется полностью переосмыслить. Даже когда произведение полностью создано нейросетью и не подвергалось дополнительной обработке, оно все равно — продукт долгого взаимодействия художника с алгоритмом». В своем творчестве Колесников сдвигает рамки того, что сегодня может считаться искусством, используя для этого возможности соцсетей и других интернет-платформ. До 29 октября в выставочном пространстве РГБМ открыта его выставка «Май name из Elijah, май wheel из on файр», центральным образом которой стало цифровое alter ego художника.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+