К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Московские галереи в Стамбуле, а Леонардо да Винчи — на Sotheby’s: новости арт-рынка

Федерико Эрреро, «Без названия» (Фрагмент / фото Christie’s)
Федерико Эрреро, «Без названия» (Фрагмент / фото Christie’s)
Над Британским музеем сгущаются тучи, библиотека бывшего директора Morgan Stanley оценена в $25 млн, а картину Алексея Боголюбова заново атрибутировали. Об этих и других актуальных новостях арт-рынка — в еженедельной подборке Forbes Life

В аукционных домах: в Christie’s утечка данных, в Sotheby’s падение выручки 

Немецкие специалисты по кибербезопасности выявили брешь в информационной защите Christie’s. По данным Washington Post, еще в июне этого года программисты сообщили руководству аукционного дома об уязвимости, которая позволяла получить точные GPS-координаты мест хранения сотен произведений-лотов Christie’s. Сделать это можно было по зашифрованным данным снимков работ, которые коллекционеры присылали аукционистам на оценку. При этом служба безопасности игнорировала письма немецких специалистов почти два месяца, устранив проблему лишь на прошлой неделе.

Прибыль Sotheby’s от продаж на территории Великобритании по итогам 2022 года упала на 24%, снизившись с £34,5 млн до £26,2 млн. Согласно документам, основной причиной произошедшего стал рост затрат на проведение аукционов, а также на административные расходы. Официально Sotheby’s продолжает винить во всем Брекзит и атмосферу экономической неопределенности в регионе.

Предстоящие торги: трактат Леонардо, картины Коровина и Рабина

На 28 сентября намечены торги Christie’s, посвященные шедеврам латиноамериканского искусства. Не обойдется без  красавиц Фернандо Ботеро: одним из топ-лотов предстоящего аукциона стала картина 91-летнего колумбийца под названием «На площади», оцененная экспертами примерно в $800 000—$1,2 млн. Еще более высокий эстимейт ($1—$1,5 млн) у работы Руфино Тамайо «Три друга», которую Marlborough Gallery несколько лет назад выставляла на ярмарке Art Basel в Майами. В более низком ценовом сегменте представлены работы чилийского абстракциониста-сюрреалиста Роберто Себастьяна Матта («Без названия», $80 000—$120 000) и Федерико Эрреро («Без названия», $40 000—$60 000).

 

На целых семь отдельных аукционов Sothebys’s планирует разбить библиотеку редких книг и манускриптов бывшего управляющего директора Morgan Stanley Томаса Кимболла Брукера. Суммарный эстимейт 1300 уникальных изданий, большую часть которых составляют экземпляры XVI века, превышает $25 млн. Полный список лотов пока что держится в секрете, но уже известно, что среди них «Трактат о живописи» Леонардо да Винчи, оцененный специалистами Sotheby’s примерно в $120 000. Разрозненные размышления великого итальянца о том, как изобразительное искусство влияет на человека, сопровождают полусотни иллюстраций. Текст и рисунки были собраны воедино и скопированы с оригиналов учеником художника Франческо Мельци. По словам экспертов Sothebys’s, выставленный на продажу экземпляр — сокращенная версия копии, хранящейся сейчас в библиотеке Ватикана. Первые торги намечены на 11 октября.

Леонардо да Винчи, «Трактат о живописи» (Фото Sotheby’s)

Одним из самых дорогих лотов на продолжающихся до конца этой недели онлайн-торгах портала ARTinvestment.RU стал выполненный маслом на холсте ранний этюд Константина Коровина «К вечеру. Пруд в Абрамцеве», датируемый экспертами второй половиной 1880-х годов. Его эстимейт составляет чуть больше 6 млн рублей. Пейзаж долгие годы находился в коллекции известного художника-реставратора и близкого друга Коровина — Ивана Крайтора, после смерти которого работа перешла в собственность его сестры. А «Натюрморт (с польскими огурцами)» 1981 года Оскара Рабина оценен в 2,8 млн рублей.

 

Судьба шедевров: кисти Боголюбова приписали новую картину

В Центре художественной экспертизы имени И.Е. Репина представили результаты многолетнего исследования картины Алексея Боголюбова «Приезд цесаревича Николая Александровича в Симбирск». Неподписанная работа с изображением загадочной процессии в ночном городе поступила из частной коллекции. Стилистические особенности полотна, в частности характерный голубовато-лиловый оттенок неба, вызвали у экспертов мысль об авторстве Боголюбова, который нередко оставлял свои работы неподписанными. Первой зацепкой для исследователей стали фотографии XIX века, по которым удалось выяснить, что на полотне изображена соборная площадь Симбирска. Затем в дневниках художника обнаружились воспоминания о посещении города: «Приехали в Симбирск, город дворянский. <…>. Н.Д. Селиверстов попросил меня написать ему картину нашего въезда на главную улицу, что я и сделал так, что после страшного пожара, постигшего Симбирск, картина моя, по словам Селиверстова, стала историческою, изображая прежний город до пожара [1864 года]». Как выяснилось позже, в Симбирске Боголюбов побывал в июле 1863 года в составе свиты цесаревича Николая Александровича, старшего сына Александра II. Эти детали помогли найти рисунок, исполненный примерно в том же ракурсе, а также схожую по композиции картину Боголюбова «Иллюминация» в Пензенской картинной галерее. Авторство Боголюбова и датировку в дальнейшем подтвердили и результаты рентгенофлуоресцентного анализа.

Алексей Боголюбов, «Приезд цесаревича Николая Александровича в Симбирск»

Sistema Gallery расширяется

Запущенный летом этого года маркет Elephant in the Louvre вдвое расширил список молодых художников, чьи работы можно купить онлайн. Теперь на сайте представлено в общей сложности 15 авторов, а часть работ основателям проекта помогала отбирать команда петербургской Anna Nova Callery. Цены на отдельные произведения держатся в диапазоне от 10 000 до 100 000 рублей, но появилось и более дорогое искусство, включая скульптуру Варвары Силантьевой I Want to Believe (290 000 рублей) и картину «Считалочка» Ольги Махно (250 000 рублей). Список художников маркета пополнила выпускница девятого сезона «Открытых студий» «Винзавода» Мара Пилясинская (до этого Elephant in the Louvre уже начал представлять ее соседа по «Открытым студиям» Даню Пирогова). Еще один новый автор — нижегородский художник «уличной волны» Илья Атом с мрачной графикой в стилистике Одилона Редона и неожиданно яркой живописью.

Илья Атом «Издержки молодости 2» (Фото Elephant in the Louvre)

В ярмарке современного искусства Contemporary Istanbul в этом году (28 сентября — 1 октября) примут участие две российских галереи: Omelchenko Gallery и Sistema Gallery. Кроме того, 13 сентября вторая московская площадка Sistema Gallery откроется выставкой работ Ростана Тавасиева «Астероиды и кометы». В премьерную экспозицию войдут проекты космических скульптур, а также живописные и графические работы, экспериментирующие с тем, как может выглядеть искусство в космосе. Помимо выставочного зала площадью в 250 м², в новом здании Sistema Gallery будет открытое хранение и лекторий. Располагаться оно будет рядом со старым пространством в Бобровом переулке, где в тот же день стартует вторая выставка Тавасиева «Планетарные туманности». Обе выставки — результат проекта на стыке искусства и науки «Каталог произведений искусства в космическом пространстве», над которым художник работает последние несколько лет. «Наполняя космос искусством, мы можем сделать его человечнее, понятнее и ближе. В сущности, это и есть его освоение», — отмечает Тавасиев.

 

Ярмарка Cosmoscow, которая в этом году пройдет в те же даты, что и стамбульская, пока не объявила список галерей-участников. Но стало известно, что экспертный совет отклонил заявку многолетней участницы ярмарки Askeri gallery. В письме на имя основательницы ярмарки Маргариты Пушкиной и экспертного совета, опубликованном в соцсетях, владелица галереи Полина Аскери пишет, что взнос за стенд ярмарка приняла в апреле, а письмо с отказом датировано 12 июля. Также платформа Тeo, на которой во время ярмарки проходят покупки онлайн, берет процент. Forbes Life обратился за комментарием к Маргарите Пушкиной. «У галерей есть возможность оплатить участие на раннем этапе со скидкой, но окончательное решение о допуске галереи к участию в ярмарке принимается на основании решения экспертного совета по прошествии некоторого времени, необходимого на сбор заявок и их рассмотрение. Галереям, чьи заявки не прошли одобрение экспертного совета, деньги были возвращены в полном объеме», — сообщила Маргарита Пушкина Forbes Life.

В музеях: разгорается скандал в Британском музее 

Британскому музею удалось установить местоположение большинства из 2000 работ, пропажа которых открылась неделей ранее. Руководство институции выражает надежду, что коллекционеры, в собственности которых оказались украденные артефакты, проявят сознательность и согласятся их вернуть. Председатель правления музея Джордж Осборн в очередной раз отметил, что главной проблемой стала даже не сама пропажа, а пробелы в их каталогизации, в результате которых музейщикам порой сложно понять, каких именно экспонатов недостает в коллекции. Первым итогом скандала стала отставка директора музея Хартвига Фишера, который ушел с поста 25 августа. Кроме того, еще более настойчиво зазвучали требования других стран вернуть им так называемые «перемещенные ценности». Греция потребовала мраморы Парфенона, а Нигерия — бенинские бронзы. Китайская газета Global Times опубликовала редакционную статью, в которой официально просит Британский музей «вернуть все китайские культурные ценности, полученные незаконным путем». По оценкам издания, таких предметов в собрании музея может быть порядка 23 000.

Музей русского импрессионизма опубликовал итоги исследования мотивов поведения музейной аудитории, проведенного совместно с «ВКонтакте». По данным исследования, посетители рассматривают музеи как площадки для проведения досуга, общения и получения новых эмоций, которые одновременно с этим занимаются просвещением, дарят вдохновение и сохраняют культурное наследие. На основе исследования были выделены шесть основных групп посетителей музеев: «человек искусства», «турист», «родитель», «столичный модник», «интересующийся» и «пенсионер». В зависимости от группы меняются и мотивы: если «турист» воспринимает музей как точку знакомства с городом, где можно быстро получить яркие впечатления, то «столичный модник» обращает внимание не только на выставки, но и на само пространство, рассматривая его как локацию для фото, а «интересующийся» стремится больше разбираться в искусстве, посещая сопутствующие лекции и другие мероприятия.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+