Олень с небесной кроной и благовонный бык: как древние кочевники использовали золото
Выставка в Москве представляет результаты археологических раскопок 1986–1990-го, 2004–2009-го и 2013–2014 годов, проведенных на Филипповских курганах (у села Филипповка) в Оренбургской области. Находки хранятся в Уфимском федеральном исследовательском центре Российской академии наук и в Оренбургском губернаторском историко-краеведческом музее. Московская гастроль не только первая совместная выставка музеев Оренбурга и Уфы, но и для многих экспонатов — первый выход в свет.
Исследования комплекса Филипповских курганов позволили приблизиться к пониманию религиозных мировоззрений сарматских кочевников. Сарматы, как и все кочевники, язычники, в основе их представлений о мире лежит дуализм. Мир для сарматов — вечная борьба, где жизнь сменяет смерть, день — ночь, весна — зиму, тепло — холод. Из этой борьбы рождается порядок и покой.
Южный Урал — один из главных центров огромного скифо-сарматского кочевого мира. Многие предметы в курганах происходят с территории Ахеменидской державы (династия царей древней Персии, важнейшей культурный центр середины I тысячелетия до н.э.) и относятся к ахеменидскому имперскому стилю. Южный Урал находился на большом отдалении от Ахеменид, и такое разнообразие памятников ахеменидского стиля поражает. Это лошадиная упряжь, воинские мечи, золотые украшения, алебастровые сосуды и предметы для татуирования. Находки живописуют тесные связи сарматов с народами и культурами Малой Азии. Пластика сарматского искусства не такая тонкая и изящная, как у других древних государств Востока, но отмечена своим уникальным стилем.
Один из кураторов выставки, научный сотрудник ГосНИИР Ольга Аникеева рассказала Forbes Life про 10 топ-экспонатов выставки.