К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Олень с небесной кроной и благовонный бык: как древние кочевники использовали золото

Фигура оленя. Находка из Филипповских курганов. Золото, серебро, дерево. УФИЦ РАН
Фигура оленя. Находка из Филипповских курганов. Золото, серебро, дерево. УФИЦ РАН
До 8 октября в ГМИИ им. Пушкина идет выставка «Золото сарматских вождей», большая гастроль археологической находки, впервые объединившей коллекции из музеев Уфы и Оренбурга. Регион Южного Приуралья — перекресток путей центральноазиатских, сибирских и европейских кочевых племен, от 2500 до 1600 лет назад населенный сарматами. Племена сарматов не имели письменности, поэтому единственный источник знаний об их культуре, быте, нравах и представлениях о мире — раскопки некрополей

Выставка в Москве представляет результаты археологических раскопок 1986–1990-го, 2004–2009-го и 2013–2014 годов, проведенных на Филипповских курганах (у села Филипповка) в Оренбургской области. Находки хранятся в Уфимском федеральном исследовательском центре Российской академии наук и в Оренбургском губернаторском историко-краеведческом музее. Московская гастроль не только первая совместная выставка музеев Оренбурга и Уфы, но и для многих экспонатов — первый выход в свет.

Исследования комплекса Филипповских курганов позволили приблизиться к пониманию религиозных мировоззрений сарматских кочевников. Сарматы, как и все кочевники, язычники, в основе их представлений о мире лежит дуализм. Мир для сарматов — вечная борьба, где жизнь сменяет смерть, день — ночь, весна — зиму, тепло — холод. Из этой борьбы рождается порядок и покой.  

Южный Урал — один из главных центров огромного скифо-сарматского кочевого мира. Многие предметы в курганах происходят с территории Ахеменидской державы (династия царей древней Персии, важнейшей культурный центр середины I тысячелетия до н.э.) и относятся к ахеменидскому имперскому стилю. Южный Урал находился на большом отдалении от Ахеменид, и такое разнообразие памятников ахеменидского стиля поражает. Это лошадиная упряжь, воинские мечи, золотые украшения, алебастровые сосуды и предметы для татуирования. Находки живописуют тесные связи сарматов с народами и культурами Малой Азии. Пластика сарматского искусства не такая тонкая и изящная, как у других древних государств Востока, но отмечена своим уникальным стилем.

 

Один из кураторов выставки, научный сотрудник ГосНИИР Ольга Аникеева рассказала Forbes Life про 10 топ-экспонатов выставки.

Золотые олени
DR

Золотые олени

Олени — символ Филипповки. В курганах было найдено 26 фигур с изображением оленей. Олени символизируют мировое древо. Это древо жизни, свод представлений о космосе и основа понимания миропорядка. Ствол древа ассоциировался с жизнью, крона — с небесным миром, а корни — с подземным. В изображении оленей прослеживается представление кочевников о переходе из мира живых на небо. Крона-рога воплощает небесный свод, она населена птицами-грифонами, символизирующими солнце.

Олени изготовлены из деревянной основы, обложенной золотым листом на серебряной подставке. Фигуры резные, детали скрепляются бронзовыми гвоздиками. Каждая форма индивидуальна. Вероятно, их изготавливали в разных мастерских.

Есть два вида фигур: профильные и полнофигурные олени. Полнофигурные олени — миниатюрные, объемные, с четким рисунком и резьбой. Профильные — миниатюрные плоскостные. Археологи предполагают, что сарматские мастера тиражировали фигуры по образцам. Исследование золотых сплавов показало, что сарматы использовали самородное беспримесное золото, эквивалентное современным высоким пробам 94, 96, 98. Это означает, что сарматы имели доступ к золотым источникам, а не просто переплавляли предметы, добытые в результате походов.

Орел на службе красоты
DR

Орел на службе красоты

Среди Филипповских курганов выделяется женское погребение, где было обнаружено свыше 1100 предметов. Среди них — зеркало. Форма зеркала отсылает к изображению мирового древа, где диск — это крона, ручка зеркала — ствол. С удивительно тонкой и четкой проработкой деталей на диске, с инкрустированными фигурами и плавной ручкой, выполненной в зверином стиле кочевнической среды. Археологи предполагают, что ручка была изготовлена отдельно  по заказу и затем соединена с диском. Ручку зеркала покрывают узоры переплетающихся оленьих рогов. Диск зеркала разделен на три пояса: в центре фигура орла, во втором поясе — крылатые быки, а в третьем — чередование бутонов и распустившихся цветков. Орел ассоциировался с Солнцем, бык — с Луной, бутоны и цветы — с Землей, плодородием, ростом и благополучием.

Оленье войско
DR

Оленье войско

Письменность сарматов неизвестна, но изображения на мече помогают понять их мифы и представления о мире. Церемониальный меч богато инкрустирован и украшен. Ученые трактуют фигуры на мече как жертвенные сцены, изображение противоборства и повержение врага. Изображение коленопреклоненной фигуры с ножом может иллюстрировать и сцену забоя животного, и мифологический сюжет сражения при поддержке оленей. Фигурки гепарда в нижней части меча — еще одна иллюстрация мифа. В перекрестии — символика с птицами, оленями, баранами и грифонами.

Птицы на Мировом древе (медальон из кургана 1, погребения 2)
DR

Птицы на Мировом древе (медальон из кургана 1, погребения 2)

В женском погребении — около 800 деталей костюма, фигурных отливок, ювелирных украшений. Среди них выделяется медальон с цепочками, который был аккуратно сложен в деревянном коробе. Это не украшение, а сакральный символ. В середине изображено древо жизни, по флангам древо отделяют две хищные птицы, напоминающие изображения ассирийского мифа. Но у ассирийцев клювы птиц традиционно повернуты к дереву, где они вкушают семена. Здесь птицы отворачиваются от ствола, обороняя и охраняя мировое древо. Крылатый диск наверху заключает древо в безопасное пространство.

Диск представляет символику древнеиранского солярного культа, а сам предмет олицетворял солнце. Наиболее близкие к диску подвески в форме месяца, вероятно, относятся к лунной символике. Они надеты только поверх 20 цепочек из 27 и отсутствуют поверх 7 коротких цепочек в верхнем секторе диска. Более того, эти 7 цепочек прикреплены к диску оборотной стороной украшающих их подвесок. И они «играют», только если цепочки перекинуты на лицевую сторону медальона, закрывая изображение крылатого солнечного диска. Не исключено, что в расположении цепочек заложен цифровой код, связанный с символикой лунного месяца (27 цепочек + диск = 28) и времени и периодичности проведения ритуалов (20 цепочек с лунной символикой и 7 цепочек без них).

Диск изготовлен в мастерских Малой Азии или ремесленных центрах Предкавказья, где в то время была известна инкрустация. Цепочки разной длины выполнены в сборной технике, они могут прикрепляться и сниматься. Вероятно, цепочки перемещали во время праздников и использовали как календарь. Часть элементов прикреплена с оборотной стороны, а часть с лицевой — очевидно, что цепочки эффектно смотрелись в движении во время ритуалов.

Шаль с вышивкой золотом, кораллами и цветным стеклом
DR

Шаль с вышивкой золотом, кораллами и цветным стеклом

Предметы в погребении показывают высокий социальный статус женщины. В одном из захоронений погребенная была накрыта шалью с головой. Шаль расшита более 400 розетками, украшена по контуру двухрядной бахромой, состоящей из шариков с двумя петельками и характерных бляшек со спиральным узором в центре.

На задней стороне шали ткань с рисунком смогла сохраниться, поскольку скелет лежал сверху. Это делает вышивку Филипповки уникальной. Вышивки были известны не только у сарматов, но и у алтайских племен пазырыкской культуры, у скифов, но до находки в Филипповских курганах восстановить рисунок не удавалось. В Филипповской вышивке используется до 40% золотого бисера, а также кораллы и цветное стекло. Реставратор Центра Грабаря Наталья Синицина смогла восстановить узор. На нем изображены фигуры оленей с подогнутыми ногами, сплетенные рога образуют узор.

Длинная шаль не характерна для кочевников. Кочевники традиционно носили фигурные головные уборы, конусовидные, богато украшенные бляшками, а также обручи с фигурками в зверином стиле или расшитые короткие головные уборы. Шали характерны для иранских знатных женщин. Археологи предполагали, что женщина была иранкой, поскольку именно в ее погребении были найдено необычное зеркало и сакральная подвеска. Но генетическое исследование показало, что у женщины нет примеси иранской крови. Так шаль стала одной из научных загадок.

Терзания и когтения на женской одежде
DR

Терзания и когтения на женской одежде

В Филипповке найдено парное погребение молодых мужчины и женщины. В женском погребении — фигурные бляшки в виде тигров на ткани и одеяниях. По изображению кошачьих видно, что мастер не встречал их в природе, а создавал воображаемый образ. Ученые называют эти фигуры обобщенно кошачьими хищниками, потому что определить, изображена ли это львица или пантера, трудно. Только тигра можно выделить по характерным полоскам на морде и на туловище.

Помимо декоративных лежащих тигров, образ кошачьих хищников часто был связан со сценами терзания, где кошачий хищник истязает копытное. Аллегория отражает дуализм борьбы противоположных сил в природе,  космологический акт творения через уничтожение,  персонифицирует противоборство, в котором рождается порядок, где одно наступает, а другое уходит.

Медвежья чаша
DR

Медвежья чаша

Яркий образец звериного стиля — небольшой деревянный сосуд в виде чаши, украшенной золотой фигурой стоящего на четырех лапах медведя. Мощная, основательная фигура медведя демонстрирует спокойствие. Чаша выполняет роль туловища медведя. Крупная пасть приоткрыта, видны зубы и клыки зверя. Уши медведя украшены голубой смальтой, а на нижней части головы отчеканен спиралевидный орнамент, имитирующий фактуру шерсти животного. Это художественное оформление — образец взаимопроникновения, превращения предмета в животное, а животного в предмет.

Медведь — один из сакральных символов, но его трудно проассоциировать с конкретным божеством. Можно проследить трансформацию образа медведя в других предметах. На ручке другого деревянного сосуда образ медведя плавно переходит в фигуру волка, еще одного важного животного у сарматов.

Студия тату
DR

Студия тату

Находка, которой не было аналогов в мире, — инструменты для нанесения татуажа у степных популяций. Нанесение татуировок — это наделение человека некими качествами изображаемых зверей. Татуировки были распространены у кочевников пазырыкской культуры Южной Сибири, в их захоронениях на останках кожи находили изображения животных. Находка полноценных комплексов Филипповских курганов позволила ученым доказать важность татуировок у сарматов. Выяснилось, что татуаж наносили и при жизни, и при совершении ритуального погребального обряда.

Найдены не только инструменты, но и остатки красителей. На палитрах для растирания красок найдены остатки извести кальцитного раствора, гематит, галенит, уголь. Набор охватывает цветовую гамму от белого через все оттенки  розового, желтовато-розового, оранжевого к бордовому и черному. Мел давал белый цвет и густоту при нанесении краски. Найдены кожаные мешочки с остатками черной краски. К ним прилагались отдельные палочки для нанесения краски. Одна из представленных палочек изготовлена из бирюзы и украшена золотом и бусинами. Есть и бронзовые палочки. Скорее всего, они служили для нанесения красок, а костяные ложечки — для смешивания.

Помимо мешочков, в захоронении — миниатюрные контейнеры из зуба лошади с уже готовой минеральной краской, которую достаточно лишь развести водой. Под зеркалом в погребении в комплексе с золотыми иглами были найдены специальные фигурные ножи,  явно предназначенные для необычных разрезов. Золотые иголки — очень острые, с одного конца заостренные, одной формы. С другой стороны — ромбической формы. Специалисты по татуажу считают, что их использовали для нанесения татуировок.

Благовонный бык
DR

Благовонный бык

Бронзовый светильник с изображением горбатого быка зебу. Бык зебу — священное животное для всего Древнего Востока и евразийских степей, сакральный символ, известный со времен каменного века. Сверху в светильнике —  отверстие, в которое заливалось масло. А на ручке — отверстие, из которого выходили благовония и куда вставлялся фитиль.

Сарматский боекомплект
DR

Сарматский боекомплект

Ученые реконструировали полный образ сарматского воина. Шлем огромных размеров — возможно, частичное искажение реставрации, но не исключено, что это зимний вариант, под который что-то надевали. Аналоги сарматского шлема можно найти в античности.

Другой элемент воина — доспехи. У сарматов они могли быть костяные, железные и комбинированные бронзовые.

В руке воин держал копье. В Филипповке сохранились в нетронутом положении вток и наконечник, по ним восстановили общую длину копья. Она составляла свыше двух метров. Это копье для конного боя. У сарматского воина также обязательно был горит — сумка для хранения колчана, наконечников стрел и ножей. Размер стрел варьировался от четырех до полутора сантиметров в длину, их использовали и в бою, и на охоте. В конном бою в ход шли короткие мечи акинаки, а в пешем бою — длинные мечи. Некоторые воины орудовали топором-клевцом.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+