К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

От драмы — к дораме: в чем феномен корейских сериалов

Кадр из сериала «Игра в кальмара»
Кадр из сериала «Игра в кальмара»
Фильмы азиатских режиссеров отличаются от любых других — у них свой киноязык и своя философия. В издательстве «Бомбора» вышла книга «Кинематограф Азии: Китай, Япония и Южная Корея», где ее автор Татьяна Богатырева составила подробный гид для тех, кто хочется разобраться в тонкостях азиатского кино. С разрешения издательства Forbes Life публикует отрывок о феномене корейский сериалов

Южнокорейские телесериалы называют загадочным словом «дорама». Это слово японское, и никакой загадки в нем нет — так в японском языке, чей алфавит состоит из слогов, звучит слово «драма». Это общее название японских телесериалов, вне зависимости от жанра, дорамой может быть и хоррор, и комедия. Распространилось название дорама и на остальные азиатские сериалы: и китайские, и тайские, и южнокорейские. Но у русского зрителя название «дорама» закрепилось именно за последними.

Дорамы обрели огромную популярность далеко за пределами Южной Кореи и стали настоящим феноменом. Сериалы «Жемчужина дворца» (2003–2004, Ли Бён Хун) и «Игра в кальмара» смотрели зрители более чем в 90 странах мира. Многие корейские дорамы обретают ремейки в других странах, в США, Турции, Китае, и даже Украине и России. Продвижению корейских дорам помогли стриминговые сервисы, такие как Netflix, Hulu и другие, на которых можно выбирать языки для просмотра.

.

Первые южнокорейские дорамы появились в формате радиоспектаклей еще в 1920-х годах, а телесериалы начали транслироваться с 1960-х. Но в те годы телевизоры были далеко не у всех, а потому первый серьезный коммерческий успех дорам пришел уже в конце 1980-х — выход дорамы «Любовь и амбиции» (1987, Ким Сухён) считается поворотным моментом в истории корейского телевидения. Этот сериал привлек внимание почти 80% зрителей страны. 

 

1990-е годы принесли новые технические возможности, в том числе доступные цветные телевизоры, новые коммерческие телеканалы. В то же время начал работу Корейский фонд распространения знаний о стране. Начались конкуренция и борьба за внимание аудитории, вышли такие хиты, как «Глаза утренней зари» (1991) и «Песочные часы» (1995) Ким Джон Хака. Это дорамы нового, появившегося формата — мини-сериала, законченных историй от 10 до 24 эпизодов. Этот период и называют началом «корейской волны».

Вне зависимости от жанра корейские дорамы делятся на два вида — сериалы о современности и исторические сериалы. Первые называют «трэнди-дорамы» (от английского trendy — «модный»), вторые — «сагык», буквально «исторический сериал». Время и место действия сагыков — любой исторический отрезок в истории Южной Кореи до XIX века. Чаще всего это истории об известных сражениях, королях, военнокомандующих, о политических интригах выбранного исторического периода. Отдельное направление внутри направления — фьюжн-сагык, дорамы о какой-либо конкретной реальной исторической личности, с добавлением художественного вымысла. Отличительная особенность дорам в жанре сагык — сложно переплетенные сюжетные линии, внушительные костюмы и декорации, спецэффекты и наличие боевых сцен.

 

Дорамы о современности выходят в самых разных жанрах, широкое распространение получили дорамы о семейных отношениях и о любви, часто — о любовных треугольниках. Дорамы в разных жанрах, поднимающие острые социальные проблемы, неизменно приводят к широкому резонансу в обществе и собирают высокие рейтинги.

По сравнению с тем, как принято снимать сериалы в других странах, корейские дорамы имеют целый ряд неповторимых особенностей. Над сценарием дорамы чаще всего работает один сценарист и один режиссер, потому у всего сериала прослеживается собственный неповторимый стиль.

Часто в качестве сценаристов дорам выступают женщины, они работают не только над драмами и мелодрамами, но и над ужасами или фантастикой. Условия работы для сценаристов на сериалах лучше, чем в полнометражном кино Кореи: гонорары более высокие, а признание зачастую более широкое — сценаристы дорам получают такую же известность и почет, как и режиссеры, и актеры.

 

В сценарий дорамы могут вносить изменения вплоть до последних съемок самых последних эпизодов — в отличие от общепринятой организации съемочного процесса, в Корее лишь четыре первые серии готовятся заранее, а остальные эпизоды снимаются в то самое время, когда первые серии уже начинают транслировать. Это не только экономит бюджет, но и позволяет корейским зрителям влиять на сериал — что феноменально для кинопроизводства и используется только в Южной Корее: студии прислушиваются к предложениям, критике и жалобам зрителей, внося изменения в сценарий прямо на ходу, наладив общение через интернет. Изменения могут вноситься буквально за несколько минут до съемок.

Именно активное привлечение зрителей и фанатов к созданию дорам — один из секретов их феноменального успеха.

Но у такого метода организации съемок есть и своя обратная сторона: из-за плотнейшего графика и постоянных изменений сценария людям приходится работать в очень тяжелом режиме. В корейском языке есть даже специальное слово «ччок-джам», что дословно переводится как «боковой сон» — часто у актеров и членов съемочной группы нет времени даже на то, чтобы покинуть площадку, ведь съемки идут даже в режиме «серия в день». Многие актеры дорам рассказывали СМИ, что им приходится ставить капельницы во время съемок, чтобы оставаться в сознании.

По сравнению с сериалами других стран, только в южнокорейских дорамах возможно потратить 60–70% бюджета на гонорары актерам-звездам. В Японии на это тратится лишь до 30% бюджета сериала, в Америке — 10%. Так, звезда дорамы «Легенда» (2007, Ким Джон Хак, Юн Сан Хо) популярный сериальный актер Пэ Ён Джун получал за одну серию гонорар 200 000 долларов. Всего в «Легенде» 24 серии, и гонорар Пэ Ён Джуна за весь сериал составил почти 5 миллионов долларов. 

Часто на главные и второстепенные роли в дорамах приглашаются айдолы, что тоже является одной из причин сверхпопулярности дорам: ведь «айдол» — это корейское название успешной поп-звезды. Огромное количество фанатов того или иного исполнителя автоматически примыкает к зрительской аудитории дорамы. Большое внимание уделяется саундтрекам, в которых часто звучат композиции айдолов. Песни создаются отдельно для каждого сериала.

 

Большой доход приносит продакт-плейсмент: в дорамах широко используется реклама брендов, бытовой техники, приложений, продуктов.

Часто сценарии дорам основываются на вебтунах — южнокорейских комиксах, созданных специально для чтения с экрана планшета или смартфона. Вебтуны очень любимы корейцами, у них есть свои поклонники, которые тоже автоматически становятся потенциальными зрителями дорам.

Венский университет провел исследование, согласно которому секрет сверхуспешности корейских дорам заключается в том, что в основе сюжета любой дорамы вне зависимости от жанра и формата так или иначе лежат конфуцианские цен- ности: ценности семьи, любви и жизни, уважение к старшим, понятия долга и силы воли, благородство и гуманизм. Эти  «азиатские моральные ценности» универсальны и легко находят отклик в сердцах зрителей вне зависимости от их национальности.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+