К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Тяжелая ноша: каково быть рыцарем в Средневековье, в XIX веке и в наше время

Фото Алексея Бронникова. Государственный Эрмитаж.
Фото Алексея Бронникова. Государственный Эрмитаж.
В Николаевском зале Эрмитажа до 22 октября идет выставка «Цари и рыцари. Роман со Cредневековьем», где выставлено почти 400 произведений искусства, рассказывающих об этом историческом периоде, каким его видели в конце XVIII — начале XIX века

Артефакты истории рыцарства в числе самых популярных в экспозиции музея, а Рыцарский зал — один из самых посещаемых в Эрмитаже. Не сосчитать, сколько школьников начали собственный роман с Эрмитажем именно с похода в этот зал, где четыре всадника в полном боевом облачении блещут полированной сталью доспехов. 

С юношеского увлечения начинался и царский роман с рыцарями. Коллекцию средневекового оружия и доспехов начал собирать император Николай I, когда в юности увлекался романами Вальтера Скотта и даже посетил писателя во время своего визита Великобританию в 1816 году. Будущему императору тогда было 19 лет. Первым в ряду императоров, влюбленных в рыцарство, был Павел I, принявший титул великого магистра Мальтийского ордена. Николай I начал собрание доспехов и оружия, за ним продолжили Александр II и Александр III, при котором рыцарская коллекция была перенесена из царскосельского Арсенала в Эрмитаж. Царское увлечение повлияло на культуру русского дворянства, принесло в Россию соответствующие образцы поведения,  морали, этикета и эстетического вкуса, ввело моду на собирательство средневековых артефактов. 

Историю отношений  России со средневековым искусством и культурой иллюстрируют четыре раздела выставки: «Павел I и Мальтийский орден», «Рыцарские турниры», «Реликварии, ларцы и рукописные книги», «Мода на Средневековье». В зале представлены турнирные и парадные рыцарские доспехи, образцы западноевропейского оружия, предметы прикладного искусства, живописные и графические произведения, скульптура, книги, манускрипты, витражи, а также мебель, стекло и керамика, фарфор и шпалеры. 

Тронное кресло Великого магистра Мальтийского ордена Павла I
Государственный Эрмитаж

Тронное кресло Великого магистра Мальтийского ордена Павла I

Наиболее эффектный экспонат — Тронное кресло Великого магистра Мальтийского ордена Павла I с белым восьмиконечным крестом на спинке, созданный для Мальтийской капеллы по эскизу Джакомо Кваренги. Как известно, Павел принял в России бежавших от Наполеона рыцарей-госпитальеров, выделив им под штаб-квартиру в Петербурге Воронцовский дворец, к которому распорядился пристроить католическую часовню, Мальтийскую капеллу. Декор и мебель капеллы  в 1930-х годах были перенесены в Эрмитаж. При Александре I орден впал в опалу, а в Воронцовский дворец в 1820 году въехал Пажеский корпус. Однако считается, что во дворце по-прженему хранили и чтили рыцарские идеалы предыдущих обитателей. С 1955 года в здании находится Суворовское училище.

Андрей Лаверации, «Галерея древностей на улице Бланш»
А. М. Кокшаров

Андрей Лаверации, «Галерея древностей на улице Бланш»

Главная эмоция выставки — страстное увлечение. Именно благодаря страсти к собирательству дипломата Александра Базилевского, коллекционировавшего артефакты из истории раннего христианства, Средневековья и эпохи Ренессанса, в Эрмитаже оказалось уникальное собрание из более чем семиста предметов. Его выкупил в музей Александр III. Он ознакомился с собранием еще будучи наследником престола во время визита в Париж, где Базилевский хранил свои сокровища в галерее. Благодаря акварели Андрея Лавеццари, запечатлевшей интерьеры галереи на улице Бланш, можно понять, что именно так впечатлило будущего царя. Коллекция, за которую казна заплатила более двух млн рублей золотом, заложила основу Отделения прикладного искусства Средних веков и Возрождения Эрмитажа.

Фрайбургский крест
В. С. Теребенин

Фрайбургский крест

Сокровища собрания Базилевского — Фрайбургский крест, реликварий конца XIII века, выполненный в технике выколотки из золота и серебра и реликварий в виде фигуры дьякона, тоже  изготовленный из золота и серебра, украшенный изумрудами, рубинами и сапфирами.

Флери Ришар, «Валентина Миланская, оплакивающая смерть мужа, герцога Орлеанского, убитого герцогом Бургундским «Бесстрашным»
А. М. Кокшаров

Флери Ришар, «Валентина Миланская, оплакивающая смерть мужа, герцога Орлеанского, убитого герцогом Бургундским «Бесстрашным»

О том, что рыцарские турниры были опасным увлечением, лучше всего объясняет небольшая, но очень эмоциональная работа Флери Ришара «Валентина Миланская, оплакивающая смерть мужа, герцога Орлеанского, убитого герцогом Бургундским «Бесстрашным». Во времена романтической моды на Средневековье турниры благоразумно заменили праздниками со скачками, так называемыми «каруселями».

Максимилиановский рыцарский доспех
С.В. Суетова, К. В. Синявский

Максимилиановский рыцарский доспех

«Карусель» 1842 года в честь серебряной свадьбы императора Николая I и Александры Федоровны в Царском селе запечатлена на парадном полотне Ораса Верне. По свидетельствам современников Николай I и некоторые кавалеры участвовали в празднике, облачившись в подлинные доспехи начала XVI столетия. Маскарад дался им не легко. Сохранилась запись в дневнике воспитателя великого князя Константина Федора Литке: «… надо было видеть этих несчастных, когда они влезли в железные футляры, не на них сшитые, совершенные мученики, и в этом состоянии должны были управлять лошадью. Кавалеристы записные признавались, что они совсем не покойны, тем более что и лошади не привыкли к таким фигурам. Государь, примеряя шлем свой, чуть не задохся. С его расположением к притечению крови к голове... Словом, тоска наполняла душу, пока все не кончилось!».

Предметом мучений государя на «карусели» 1842 года стал Максимилиановский рыцарский доспех.

Залы Эрмитажа помнят и недавний проход по ним бельгийского художника Яна Фабра в рыцарских доспехах осенью 2016 года. Художник устроил перформанс в ходе подготовки выставки «Рыцарь отчаяния — воин красоты» . Фабр привез доспехи с собой из Бельгии. Их вес составлял около 20 кг. Но художник ухитрился даже встать на одно колено в знак преклонения перед великими мастерами прошлого.

Готический сервиз
Государственный Эрмитаж

Готический сервиз

Готический сервиз, изготовленный на Императорском фарфором заводе в 1832 году, элементы декора этой посуды — стилизованные мотивы средневековых витражей, знакомы многим, они украшают современную продукцию завода.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+