К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Дети вместо цветов: как один пост в соцсетях превратился во всероссийскую акцию

Фото DR
Фото DR
Акцию «Дети вместо цветов» придумала школьная учительница девять лет назад — а сегодня благотворительные фонды собирают благодаря ей миллионы рублей. Forbes Life рассказывает, как из небольшой частной инициативы выросла всероссийская акция, что о ней думают учителя и какие суммы она ежегодно помогает собирать фондам

Считается, что традиция дарить учителям букеты цветов на 1 сентября распространилась в нашей стране еще в эпоху СССР — после того, как в 1984 году Президиум Верховного Совета СССР официально объявил эту дату новым государственным праздником, получившим название День знаний. Советские школьники зачастую отправлялись в школу с небольшими букетами астр, гвоздик, гладиолусов и других цветов, которые можно было легко вырастить в саду или купить по демократичной цене. Как и многие другие, эта традиция перешла и в современную Россию, но с развитием рыночных отношений приобрела больший размах. 

Фото DR

Сегодня российские ученики идут в школу 1 сентября и дарят учителям более замысловатые и объемные букеты, в которых теперь можно увидеть хризантемы, герберы, нарциссы, лилии и другие цветы. Сумма на букет ко Дню знаний также с каждым годом постепенно растет. Так, в 2023-м, по данным аналитического ресурса «Чек Индекс», перед началом учебного года букет цветов для учителя обойдется российским родителям в среднем порядка 2100 рублей — это на 13% выше уровня прошлого года. 

Вместе с этим в российских школах начинает распространяться новая традиция — участие в акции «Дети вместо цветов». В рамках нее школьники и их родители дарят учителю на День знаний один букет от класса, а остальную сумму, которую планировали потратить на первосентябрьские цветы, жертвуют на благотворительность — в поддержку фондов, которые помогают детям с особыми потребностями, тяжелыми заболеваниями или из семей в трудной жизненной ситуации. 

 

Forbes Life рассказывает, как за девять лет инициатива трансформировалась из небольшого флешмоба во всероссийскую акцию, помогающую российским НКО поддерживать своих подопечных. 

В масштабах страны

Акцию инициировала в 2014 году учительница московского лицея: в своих соцсетях она предложила коллегам-учителям и родителям школьников устроить на 1 сентября флешмоб под условным названием «Живые дети вместо мертвых цветов». Суть его заключалась в том, чтобы передать все немалые средства, которые родители планировали потратить на букеты, на помощь неизлечимо больным детям в несколько фондов. Пост учительницы был обращен только к конкретной школе, однако призыв получил несколько тысяч репостов, и идею поддержало большое количество учителей и родителей учеников из других образовательных учреждений. Флешмоб тогда прошел стихийно в нескольких школах страны. 

 

В 2015 году инициативу подхватили фонд «Вера» и детский хоспис «Дом с маяком» и впервые провели акцию самостоятельно в пользу неизлечимо больных детей и их семей. Механика осталась почти такой же: родителям предлагалось договориться с классом и учителем о том, что школьники принесут 1 сентября на линейку один большой букет вместо множества, а сэкономленные на цветах средства будут переведены на помощь подопечным фонда и хосписа. Кроме того, в НКО предложили организовывать 1 сентября в школах «Уроки доброты», на которых школьникам бы рассказывали о важности взаимопомощи и благотворительности. Всего в 2015 году фонду «Вера» и хоспису «Дом с маяком» удалось собрать на помощь своим подопечным более 8 млн рублей и привлечь к участию 220 школ.

«В 2014 году, когда акция зарождалась, фонд «Вера» только начинал развивать помощь детям, и «Дом с маяком» только начинал работать — еще как выездная служба. А неизлечимо больные дети — почти все — были либо в реанимации, либо в доме ребенка, потому что родители отказывались от родительских прав, ведь они не получали вообще никакой помощи. Нам было критически важно начать разговор о том, почему таким семьям нужна поддержка. И акция «Дети вместо цветов» нам в этом очень помогла. Сейчас эти дети гуляют, плавают в бассейне, ходят в школу, несмотря на то, что за них дышит аппарат искусственной вентиляции легких», — вспоминает в комментарии Forbes Life директор фонда «Вера» Елена Мартьянова.

Фото DR

На следующий, 2016 год, сумма пожертвований в НКО в рамках акции достигла 18 млн рублей, а школ, которые приняли участие в инициативе, стало более 600. Кроме того, к инициативе постепенно начали присоединяться и другие фонды, развивая ее до масштабов всероссийской акции, в которой ежегодно участвуют тысячи родителей и школьников. Последние несколько лет о проекте «Дети вместо цветов» рассказывают даже на государственных ресурсах, включая портал мэрии Москвы. 

 

Сегодня среди участников инициативы некоммерческие организации, которые помогают не только неизлечимо больным детям, но и подопечным с особенностями развития, сиротам и многим другим. Они организуют акцию на своих платформах под разными названиями, но все в том же формате передачи средств, которые планировалось потратить на букеты к 1 сентября, на благотворительность. Некоторые предлагают школьникам украсить общий школьный букет памятной открыткой от НКО или прийти на День знаний с атрибутикой фонда, который они поддержали, другие — подарить учителю сувениры или сертификаты от компаний-партнеров и так далее.  

Так, например, Фонд Хабенского предлагает всем желающим открыть на сайте сбор сэкономленных на букетах средств и провести 1 сентября для школьников классный час на тему помощи другим. Пожертвования будут направлены на помощь детям и молодым взрослым с опухолями мозга. А фонд «Подари жизнь», который занимается помощью детям с онкологическими, гематологическими и другими тяжелыми заболеваниями, организует к 1 сентября школьный проект «Дети помогают детям». В рамках него, ограничившись одним букетом от класса и передав запланированные средства на благотворительность, родители и школьники могут взять на День знаний флажки и значки с символикой акции. Волонтеры фонда также организуют встречи с учениками школ, чтобы поговорить на тему благотворительности, ответить на вопросы о работе НКО. 

Значительная помощь

Как поясняет в комментарии Forbes Life директор по работе с благотворителями «Дома с маяком» Марина Власова, благотворительные акции, в том числе «Дети вместо цветов», позволяют фондам, которые зависят от частных доноров, получать значительную часть пожертвований, необходимых НКО. По ее словам, с каждым годом акция в честь 1 сентября привлекает все больше благотворителей: в первые годы инициативы «Вера» и «Дом с маяком» получали около 4000-5000 пожертвований, а в 2022 году их было уже 23 000 по всей стране (организаторы получили 12 500 заявок на участие от классов).

Всего за восемь лет проведения акции «Дети вместо цветов» фонд и детский хоспис собрали более 310 млн рублей — участники помогли 9239 семьям с тяжелобольными детьми по всей России. По словам Марины Власовой, почти каждый год результаты инициативы превышают предыдущие показатели: «Всегда нам это удавалось с большим отрывом, кроме 2020 года — тогда был карантин, и людям было не до благотворительности». Рекордным для НКО стал 2022-й — тогда сумма сбора превысила 58 млн рублей. 

Одним из первых в 2015 году к акции «Дети вместо цветов» присоединился фонд «Подсолнух», помогающий детям и взрослым с врожденными нарушениями иммунитета. По словам представителей НКО, множество участников инициативы поддерживают фонд уже несколько лет подряд. «Мы заметили, что некоторые участники начинают свой путь в благотворительности с нашей акции, а затем подключаются к поддержке фонда на регулярной основе — ежемесячной подписке на пожертвования», — поясняют Forbes Life в  «Подсолнухе». Благодаря акции в прошлом году фонд смог оплатить лечение и исследования для 89 детей из 35 регионов России. НКО поддержали 774 класса-участника, направившие в фонд более 5,4 млн рублей.

 
Фото DR

В фонде «Дети наши», который занимается проблемой социального сиротства, Forbes Life рассказали, что в первый год участия, в 2016-м, в рамках акции «Дети вместо цветов» в благотворительную организацию направили больше 100 000 рублей в виде пожертвований. «В последующие годы суммы варьировались, мы собирали то больше, то меньше, но порог в 100 000 рублей больше не переходили до прошлого года, когда нам удалось собрать рекордную сумму — 225 000 рублей», — комментирует директор фонда Наталья Петрова. Всего за время проведения акции благодаря инициативе в фонд поступило более 670 000 рублей пожертвований. Собранные средства помогли десяткам подопечных детей не разлучаться с родителями. 

С благотворительным фондом «Движение вверх» участники акции «Дети вместо цветов» смогли помочь в период с 2019 по 2022 год троим детям с инвалидностью. Собранные за время проведения инициативы более 100 000 рублей были направлены на покупку технических средств реабилитации. В 2022 году в акции от фонда приняли участие 500 учеников из разных школ России.

Представители фонда «Искусство быть рядом», который помогает детям с расстройствами аутистического спектра (РАС) и участвует в акции «Дети вместо цветов» с 2020 года, рассказали Forbes Life, что за все время проведения инициативы НКО удалось собрать более 980 000 рублей — деньги были направлены на поддержку 129 семей.  Нередко фонды организуют в рамках акции «Дети вместо цветов» сборы и на помощь конкретным подопечным. Так, в 2022 году фонд Solomon.charity впервые принял участие в инициативе и собрал средства для реабилитации ребенка из Иркутской области. 

В этом году во второй раз примет участие в акции «Дети вместо цветов» и фонд «Спина бифида», который помогает детям и взрослым с врожденными нарушениями спинного мозга и диагнозом spina bifida. Собрав в 2022 году в рамках инициативы более 100 000 рублей, фонд обеспечил четыре семьи комплектами мебели для домашнего обучения, благодаря которым подопечные НКО смогут делать уроки без вреда для опорно-двигательного аппарата. «Спина бифида» поддержали семь классов из шести школ — более 210 школьников. 

 

Добровольный принцип 

У родителей школьников за последние почти 10 лет проведения акции сформировалось разное отношение к инициативе. В 2019 году Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) провел исследование и опросил россиян, почему они дарят цветы школьным учителям и готовы ли отказаться от этой традиции в пользу благотворительности. Положительно об акции «Дети вместо цветов» тогда высказались большинство родителей — 79% респондентов. Отрицательно к инициативе отнесся каждый десятый опрошенный родитель. Чаще всего опрошенные объясняли свое мнение тем, что о вопросах поддержки больных детей должно заботиться государство (33%). Кроме того, многие (24%) отмечали, что дарение цветов — праздничная традиция, лишать которой детей несправедливо. Еще 16% выразили опасение отдавать деньги в фонды и неуверенность в том, что деньги пойдут на благое дело. 

«Сейчас у каждого участника акции есть выбор — участвовать и поддерживать наш фонд или любой другой понравившийся либо не участвовать вовсе. У нас был класс — участник акции, где некоторые семьи делали пожертвования в другой фонд, а остальные в наш. Может участвовать весь класс, а какая-то семья из класса отказаться участвовать вовсе. И это тоже нормально. Из этого не следует вывод, что родители не понимают важности благотворительности», — отмечает фандрайзер фонда «Спина бифида» Александра Баранова. 

Фото DR

Кроме того, ранее акцию критиковали за то, что с годами она утратила свой основополагающий принцип добровольного участия — стала обрастать разными формами коллективного принуждения и зачастую становится источником взаимной агрессии среди родителей. Например, в 2019 году административный директор фонда AdVita Елена Грачева заявляла, что некоторые формы участия в акции неприемлемы. В частности, она отмечала, что зачастую вопрос присоединения к инициативе обсуждается исключительно родителями, вынося вопрос на коллективное решение — «за» или «против». 

«Моя позиция в том, что никаких коллективных решений здесь быть не может. Благотворительность должна оставаться добровольной и осознанной. Любая коллективная форма принуждения недопустима. Решение должен принимать не родительский чат, а сам ребенок. То есть школа говорит своим ученикам, что, мол, есть такая акция, а дальше сами решайте — мы примем любое ваше решение. Родители, которым идея импонирует, разговаривают с ребенком, и ребенок имеет полное право согласиться или отказаться. Понимаю, что выглядит идеалистично, но я семьи, в которых принято с ребенком советоваться, знаю, и их становится все больше», — говорила Елена Грачева. 

 

На фоне этого фонды, в свою очередь, стали чаще напоминать, что выбор родителей об участии в инициативе должен быть исключительно самостоятельным и осознанным. «Акция «Дети вместо цветов» начиналась с инициативы учителя. Мы не обзваниваем школы и никогда не настаиваем на участии. Для нас очень важно, чтобы решение об участии в акции школьники, их родители и учителя принимали совместно, осознанно и добровольно» — такое напоминание можно увидеть на сайте инициативы фонда «Вера» и хосписа «Дом с маяком».

О добровольном и осознанном выборе каждого участника присоединяться к акции или нет указывают и в фонде «Спина бифида»: «Мы не хотим, чтобы акция «Дети вместо цветов» становилась причиной конфликтов или недопонимания. Каждый человек имеет полное право выбирать, кому, когда и как именно помогать. Наша общая цель — мирно найти тех, кто разделяет нашу идею. Но ни в коем случае не переубедить всех, кто идею не разделяет». 

По словам директора по работе с благотворителями фонда «Дом с маяком» Марины Власовой, акцию за годы стали поддерживать и многие учителя, часть из которых могла отрицательно относиться к инициативе в первые годы ее проведения. «Со стороны ведь тоже складывается ощущение, что они получают меньше букетов и подарков из-за «Детей вместо цветов», но негативных комментариев от учителей с каждым годом становится все меньше, — заметила она. — Мы всегда подчеркиваем, что участие в акции должно быть добровольным и осознанным. Мы категорически против любых указаний сверху и обязательных сборов». 

Фото DR

Оргсекретарь профсоюза «Учитель», который выступает в защиту трудовых прав учителей и представляет 53 объединения преподавателей из 24 регионов России, Ольга Мирясова рассказала в комментарии Forbes Life, что единого мнения по поводу акции «Дети вместо цветов» среди учителей нет. «Довольно много скептического отношения к акции, поскольку учителя чувствуют себя людьми, которые не получают достаточно уважения от общества. Это выражается и в низкой оплате труда, и в грубом поведении родителей, и в нежелании администрации школы выступать в защиту учителя в конфликтах. Кто-то считает, что акция нивелирует значение праздника как Дня знаний, что вместо большого и действительно торжественного праздника последние годы все проходит для «галочки». <...> Наш профсоюз не критикует и не призывает участвовать в акции», — заявила она. 

 

В последний момент 

По словам представителей фонда «Вера» и «Дома с маяком», в этом году организаторы акции «Дети вместо цветов» надеются собрать в рамках инициативы более 60 млн рублей. А в фонде «Дети наши» Forbes Life рассказали, что пока не строят прогнозов на результаты акции, поскольку основная активность участников начинается буквально в последние дни перед 1 сентября, когда учителя выходят из отпусков. Согласны с тем, что основное  количество пожертвований от благотворителей-участников зачастую приходит именно 31 августа и 1 сентября, и в Solomon.charity. В 2022 году в эти два дня в НКО поступила половина от итоговой суммы сбора. 

В фонде «Подсолнух» надеются, что в этом году вместе с НКО в акции примут участие около тысячи классов. Родители и учителя из разных регионов России начали регистрироваться в проекте с июня и активно продолжают это делать — сегодня у фонда почти 500 регистраций. Присоединились к акции вместе с фондом «Спина бифида» уже 12 классов из 10 школ. 

Как отмечает директор по работе с благотворителями фонда «Дом с маяком» Марина Власова, и для школьников, и для родителей акция «Дети вместо цветов» — возможность оказать реальную помощь тем, кто в ней нуждается: «Для многих детей это, возможно, первая благотворительная акция, в которой они принимают участие. Это большое доброе дело, к которому каждый из них становится причастен. Участие в акции показывает детям, что помогать совсем не сложно и это может делать каждый».

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+