К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

С готовностью меняться: как правильно извиниться, чтобы вас простили

Фото Annie Spratt / Unsplash
Фото Annie Spratt / Unsplash
У каждого человека бывают ситуации, когда нужно извиниться и искренне попросить прощения. Но как подобрать правильные слова? Ведь иногда простого «прости» бывает недостаточно. Психолог Алия Сабирзянова рассказывает, как сделать так, чтобы вас услышали, правильно поняли и простили

Извиняться нас учат с детства, и часто мы начинаем воспринимать это как просто правильный с этической точки зрения поступок или норму социального взаимодействия. Однако на самом деле настоящее и искреннее извинение — это возможность взять на себя ответственность за последствия наших действий, попросить прощения у того, кого обидели. Именно с помощью извинения мы можем сделать первый шаг для восстановления доверия и уважения. Все это вместе оказывается критериями зрелой личности, то есть навык просить прощения способствует гармоничному развитию человека.

Но так ли это просто — искренне попросить прощения? Совсем нет, ведь извинение — это всегда глубокое соприкосновение с собственными чувствами, уязвимостью и признанием факта своей неправоты. Именно нежелание сталкиваться с этой уязвимостью чаще всего приводит к тому, что мы выбираем неверные формулировки. Некоторые фразы могут не подходить для извинения из-за контекста, тона, неясности или недостатка искренности. Ниже — примеры того, как точно не стоит просить прощения.

  • Перекладывать ответственность на внешние обстоятельства. «Извини, это все работа / меня накрутили / виноват ретроградный Меркурий». Быть виноватым неприятно, поэтому желание оправдаться и разделить ответственность с кем-то или чем-то логично и понятно. Однако событие уже произошло, и за это стоит искренне попросить прощения.
  • Смещать фокус на реакцию второй стороны. «Извини, что тебя расстроили мои слова/действия». Извинение в таком случае приносится как будто не за поступок, а за эмоциональную реакцию на него, и сам обидный эпизод вытесняется.
  • Обесценивать чувства. «Извини, но я не понимаю, как это может расстраивать». Во-первых, фраза с частицей «но» автоматически отменяет любое извинение. Во-вторых, любое обесценивание чувств делает вторую сторону более уязвимой, то есть такое извинение лишь ухудшает ситуацию.
  • Излишне переносить фокус на свои чувства. «Извини, мне теперь так больно/печально/грустно, что жизнь мне не мила». С одной стороны, действительно важно делиться своими чувствами, с другой — это может быть очень похоже на манипуляцию, при которой заботиться нужно об извиняющемся.
  • Извиняться, чтобы забыть ситуацию. «Извини и давай больше никогда не будем вспоминать об этом». Естественно, нам не хочется, чтобы что-то напоминало о том, как мы были не правы или совершили не самый приятный поступок. Но извинение — это не способ отменить случившееся. Ситуация уже произошла, и мы приносим извинения за нее.
  • Самое частое и точно не работающее — это дежурное извинение: «Извини, если что». Оно чаще всего означает, что человек просит прощения просто так, вероятно, не чувствуя ни своей неправоты, ни ответственности, а просто следует социальному протоколу.

Во всех этих формулировках теряется самое главное — искренность извинения. В таких случаях ваш собеседник будет слышать лишь ваши попытки оправдаться, переложить ответственность и увидит, что на самом деле вы не понимаете, за что именно приносите свои извинения, что будет только усиливать обиду и способствовать отдалению.

 

Искреннее извинение — это процесс, требующий понимания своей ошибки, сожаления о сложившейся ситуации, готовности к изменению. Если отсутствует хотя бы один компонент, то просьба о прощении не только не приведет к желаемому результату, но и может подсознательно восприниматься как насилие.

Универсальных фраз, которые бы сделали извинение искренним, честным, а самое главное — принятым другим человеком, не существует. Ведь все мы очень разные, все мы по-разному умеем просить прощения, и то, как мы воспринимаем информацию, будет зависеть от эмоционального состояния, жизненного опыта, культурных установок и личностных характеристик. Однако на основе научных исследований доказано, что более эффективными извинениями будут те, в которых учитываются следующие пункты:

 
  • Понимание своей ошибки: в первую очередь необходимо понять, за что именно вы извиняетесь. В чем заключается ваша ошибка, за что именно вы просите прощения? Дальше попробуйте понять, какие последствия ваша ошибка имеет для другого человека и отношений в целом.
  • Выражение сожаления, если оно есть: говорите искренне о чувствах, которые испытываете (однако помните, что излишне фокус на них лучше не переносить).
  • Принятие ответственности: признайте свою вину и возьмите ответственность за свои действия. Не перекладывайте вину на других или на внешние обстоятельства.
  • Конкретизация извинения: опишите, за что вы извиняетесь, чтобы другой человек понял, что вы осознаете ситуацию и чувства, которые вызвали ваши действия.
  • Обещание изменений, если это возможно: выразите готовность и желание изменить поведение или ситуацию, чтобы такое не повторилось в будущем. Однако не давайте невыполнимых обещаний, это приведет только к дополнительному напряжению.
  • Проявление эмпатии: после того, как вы изложили свои извинения, послушайте другого человека. Дайте ему выразить его чувства и отреагировать на ваши слова.
  • Уважение к реакции: примите реакцию другого человека. Ему может понадобиться время для осмысления ваших извинений и решения, как дальше действовать.
  • Действия на практике: извинение — это не только слова, но и действия. Проявите готовность к изменениям через конкретные поступки и поведение.

Однако важно понимать, что, даже если извинение будет принесено правильно, это не гарантирует того, что оно будет принято. И это может произойти по целому ряду причин, основными из которых могут быть: повторяющиеся обиды, нарушение доверия, сомнения в том, что человек действительно готов меняться. В итоге осознание того, что вас могут не прощать, позволяет подходить к процессу извинения с более глубоким пониманием и уважением к собеседнику.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+