Тотальное искусство жизни: как последователи Тимура Новикова захватили Петербург
Первое объединение неформальных художников, основанное Тимуром Новиковым на принципах совместного творческого времяпрепровождения, носило название «Новые художники». В 1980-х они создали, говоря современным языком, особую вселенную. Участник движения и искусствовед Андрей Хлобыстин рассказывает, что возникшая из ничего, из «нольобъектов», она включала искусство и музыку, моду, кинематограф, учебные заведения. Так, в Свободном университете преподавали Сергей Курехин, Борис Юхананов, Тимур Новиков, Ольга Хрусталева, Дмитрий Волчек. «Новые» первыми опробовали новые технологии в искусстве, например видеоарт. Группа «Новые композиторы» Валерия Алахова и Игоря Веричева стала родоначальниками российской электронной музыки.
Память «Новых» в Петербурге везде: в бывших сквотах, например легендарном доме на Фонтанке, 146, в клубах, в домах культуры и заброшенных дворцах, в зоопарке, где в феврале 1999 года проходил Первый фестиваль петербургского декаданса, и во множестве санкт-петербургских квартир.
В Мраморном дворце Русского музея, где сейчас идет «Клин Новикова. Новая академия изящных искусств» (из экспозиции которой перед открытием по цензурным соображениям был изъят ряд работ), в 1994 году при стечении гостей из множества стран костюмированным балом «Русские сказки» отметили день рождения Ирены Куксенайте и Франчески фон Габсбург (коллекционера и основательницы Фонда поддержки современного искусства Тиссен-Борнемиса. — Forbes Life). Костюмы цариц, что сейчас выставлены в витринах, сшил именинницам Костя Гончаров, а Владислав Мамышев-Монро предстал в 1994 году во дворце в образе королевича.
Любовь и дружба
В Музее Владимира Набокова до 11 сентября открыта выставка «Точка зрения. Тамара и Андрей Крисановы. Живопись, графика, украшения». Работы Андрея Крисанова, живописца группы «Новые художники», выполнены на стыке граффити и комикса. Куратор выставки Андрей Хлобыстин, художник и автор книги «Шизореволюция», энциклопедии неофициального искусства Петербурга, соединил в одной экспозиции творчество двух художников, Андрея и Тамары, мужа и жены, обозначив «атмосферу радости жизни, любви и дружбы, которую изначально несла с собой культура «новой волны».
Манера Андрея Крисанова, сложившаяся под воздействием русского футуризма и неоэкспрессионизма 1980-х, оказала влияние на членов группы «Новые художники», в том числе на мир персонажей Виктора Цоя. Геометризированные фигурки и особый ритм композиции живописных работ Крисанова очень узнаваемы. С этим материалом после смерти мужа начала работать и его жена Тамара. Ее шитые бисером украшения и декоративные фигурки — это и история о разлученных влюбленных, и одновременно, как образно говорит куратор выставки Андрей Хлобыстин, Тамара физически и метафизически продолжает плести ткань культуры «новых».
«Новые» были первыми ленинградскими-петербургскими сквоттерами — создали своего рода альтернативную экономику и альтернативные социальные отношения по образцу греческого полиса. «Любые качества «гражданина» считались ценными, неважно кто ты, мужчина, женщина, иностранец, и при этом, например, необыкновенный красавец или лучезарный дурак, силач, очень умный, все это одинаково приветствовалось, — рассказывает Хлобыстин,— это и сохранило достоинство и веселье в условиях надвигающегося хаоса и тотального кризиса самоидентификации, накрывшего общество в начале 1990-х годов».
По мнению Хлобыстина, это было тотальное искусство жизни, включая быт, когда сам человек становился произведением искусства. «Если хочется параллелей, то могу привести в пример прерафаэлитов или художественные объединения Абрамцево и Талашкино», — объясняет Хлобыстин. По его мнению, опыт «новых» сегодня особенно актуален, хотя сегодня ценно не будущее, а прошлое. «Этот процесс я называю «бой над телом Патрокла», — говорит Хлобыстин. Он подчеркивает, что гениальность Новикова в соединении неофициального искусства с молодежной культурой, что в сумме дало невиданную энергию.
Ключевых фигур движения, Новикова, Цоя, Гурьянова, Курехина, Крисанова, уже нет в живых, из поп-звезд они превратились в поп-иконы. По мнению Хлобыстина, еще при жизни они поняли и приняли тотальную власть поп-культуры и сознательно стремились завоевать массы. Тогда как «другие художники, например нонконформисты, оставались вполне герметичным сообществом и в этом качестве продолжали противопоставлять себя власти государства», объясняет Хлобыстин.
Праздник и дискотека
Художник, куратор, актриса и модель Ирена Куксенайте организовала уже двенадцать выставок, в том числе с работами «Новых художников». Проекты она, как учил Тимур Новиков, посвящает какой-то дате. До конца сентября в поп-ап дворе Cafe Cava на улице Восстания открыты экспозиция «Ассасин» в честь 224-летия Пушкина и «Август».
Выставка и сам проект поп-ап двора организованы совместно с Эдуардом Мурадяном, в чьем культовом клубе «Декаданс» в 2000 году проходил Второй фестиваль петербургского декаданса с участием Тимура Новикова. Здесь же, в бильярдной, Куксенайте открыла выставку «Август» с работами художницы Беллы Матвеевой. В Cafe Cava проходят балы, непосредственно в парадной этого дома находится заведение «БарВитя», — по убеждению Ирены Куксенайте, именно в такой обстановке, максимально приближенной к излюбленной среде обитания тех, чьи работы она выставляет, в процессе общения и нужно воспринимать это искусство.
Проект «Ассасин» повествует о великой способности Александра Сергеевича Пушкина «жечь сердца людей», где работы Тимура Новикова, Ирены Куксенайте, Георгия Гурьянова, Владислава Мамышева-Монро, Андрея Хлобыстина, Олега Котельникова, Эми Питерс исследуют происхождение и природу таланта «солнца русской поэзии». Здесь выставлен «Восход» Тимура Новикова, известное фото Сергея Борисова «Родился на брегах Невы (Гребенщиков прикуривает у Гурьянова)», «Петербургский дзен-дендизм» Андрея Хлобыстина, фотография «Флора и Фауна» Георгия Гурьянова.
Работу Беллы Матвеевой «Королевич Елисей» по мотивам фото Мамышева-Монро из серии «Русские вопросы», изначально входившую в экспозицию, Куксенайте отдала на выставку в Русский музей (этой работой заменили отвергнутую по цензурным соображениям «Лисоньку» Матвеевой. — Forbes Life). «На замену» королевичу в Cafe Cava вышла работа Владислава Мамышева-Монро в образе английской королевы Елизаветы I под девизом «Но зато горда, ломлива, своенравна и ревнива».
Выставка «Август» плавно вытекла из «Ассасина», точнее из работы Беллы Матвеевой «Леда и лебедь». Работы Ирены Куксенайте «Арес» и «Хронос» должны были участвовать в выставке в Русском музее. «Но в результате произошедшего «светопреставления» на выставке остался только «Хронос», — рассказывает Куксенайте, — но по непонятным причинам выключена подсветка работы, основные функции — звук и свет. Должны были быть праздник и дискотека, но их нельзя включать».
По мнению Андрея Хлобыстина, историю с цензурными запретами неоакадемизм давно отыграл. «В конце 1990-х профессор Новой академии Денис Егельский выпустил манифест с призывом закопать скульптуры Летнего сада, а также закрыть Русский музей и Эрмитаж по причине демонстрируемых там языческих мерзостей, — рассказывает Хлобыстин. — А в газете «Художественная воля», которую мы выпускали вместе с Новиковым, была помещена форма доноса, устраивались также так называемые «сожжения сует» — старых работ».
По мнению друзей и единомышленников Новикова, нынешние выставки — дань юбилейным событиям, где самые интересные — антропологические проекты, которые позволяют оценить «Новых художников» и Новую академию как полноценную культуру и стиль жизни.