Кадровый резерв: как люди с аутизмом устраиваются на работу и почему это выгодно
Существует популярный миф, что людям с ограниченными возможностями здоровья не нужна работа, так как у них есть пенсия. На самом деле занятость для них важна не только как способ зарабатывать деньги, но и как возможность повышения самооценки и развития личности. Однако исследования показывают, что людям с расстройствами аутистического спектра (РАС) трудно получить конкурентоспособную работу. Несмотря на положительные качества и полезные навыки, чаще всего они остаются безработными, занятыми только частично и получают низкую заработную плату.
Считается, что порядка 50–75% взрослых людей с РАС не имеют работы. Статистика, собранная в Великобритании, дает цифру 85%. Что касается России, то здесь мы можем говорить только о единичных случаях успешно трудоустроенных людей на открытом рынке труда, хотя в последние годы ситуация улучшается.
Почему люди с аутизмом будут успешными сотрудниками
Сотрудники с РАС обладают множеством навыков, которые могут принести пользу разным отраслям бизнеса. Так, исследования показывают, что обычно они уделяют пристальное внимание деталям, получают удовольствие от определенных рабочих задач, которые их коллеги могут найти монотонными или ведущим к изоляции, и привносят другой взгляд на проблемы, помогая найти новаторские решения. Люди с аутизмом часто предпочитают повторяющуюся работу и не требуют постоянной новизны. Исследования также показывают, что у них высок уровень надежности, порядочности и честности. Они чаще всего точны, эффективны и последовательны. Кроме того, сотрудники с аутизмом могут показать более высокую производительность на рабочем месте по сравнению с коллегами в связи с повышенным вниманием к деталям, рабочей этике и качеству работы.
В некоторых публикациях описывается, что сотрудники с РАС реже пропускают рабочие дни без уважительных причин и с большей вероятностью приходят на работу вовремя. Исследования также показали, что среди них значительно ниже текучесть кадров по сравнению с нейротипичными сотрудниками, что обычно составляет большую статью расходов для крупных организаций. В некоторых отраслях, таких как разработка программного обеспечения, этот показатель приближается к 15%, что в два раза выше по сравнению с работающими там же сотрудниками с аутизмом — среди них текучка составляет всего 7%.
Трудности с трудоустройством у людей с РАС чаще всего связаны не с рабочими, а мягкими навыками (soft skills). Поэтому успешные проекты по трудоустройству людей с аутизмом направлены не на то, чтобы научить, как пользоваться компьютером, а на то, как рассказать о себе или удержаться в коллективе. Иными словами, на адаптивные навыки, связанные с социальным контекстом и коммуникацией. Как доехать до работы, как пройти интервью — все это может быть сложнее для человека с аутизмом. Ему нужны консультанты, инструкторы по сопровождаемому трудоустройству, но одновременно важны и усилия со стороны работодателя, который должен быть готов к особому подходу к сотрудникам с РАС.
Где в мире работают люди с аутизмом
Сегодня во многих странах люди с аутизмом и интеллектуальными нарушениями успешно работают с помощью программ сопровождаемого трудоустройства. В рамках них создают подходящие рабочие места, оказывают услуги по профориентации, кандидатов обучают и поддерживают, пока они работают. Опросы показывают, что 65% специальных мер, принятых для адаптации новых сотрудников на рабочем месте, не требуют дополнительных затрат, а 55% требуют только однократных вложений. В Великобритании средняя стоимость таких вложений составляет всего £75.
В европейских странах, США, Канаде и Австралии сопровождаемое трудоустройство длится разное время, которое определяется местным законодательством.
- В Португалии соискатели обычно участвуют в четырехлетней программе.
- В Голландии финансирование соискателя по программе сопровождаемого трудоустройства длится три года.
- В Ирландии рекомендованная продолжительность программы для соискателя составляет 18 месяцев, однако благодаря гибкому подходу люди с интеллектуальными нарушениями часто могут оставаться и на более длительный срок. Если через четыре года соискатель теряет работу, он может вновь стать участником программы трудоустройства в зависимости от причин, по которым он потерял работу.
- В Испании обычная продолжительность работы с соискателем — девять месяцев, однако соискатель может с легкостью поступить на еще один девятимесячный курс и таким образом получить дополнительную поддержку.
- В Финляндии работа куратора по трудоустройству (включая мониторинг) оплачивается в течение 60 дней. Если за это время не будет достигнут результат (трудоустройство), то соискатель снова направляется в реабилитационную службу.
- В Норвегии соискатели могут получать поддержку в течение максимум трех лет, лишь в исключительных случаях она может быть продлена еще на шесть месяцев.
- В Германии продолжительность программы составляет 21 месяц.
- В США услуга сопровождаемого трудоустройства по продолжительности составляет от 18 до 24 месяцев.
- В Австралии данная услуга также оказывается в течение 18 месяцев.
Программы сопровождаемого трудоустройства людей с аутизмом используют компании-работодатели практически во всех секторах экономики. Некоторые из них открыты для соискателей с широким спектром способностей, другие ищут только людей с высоким уровнем функционирования и определенными навыками. Среди компаний, активно развивающих трудоустройство для людей с аутизмом, упоминаются Microsoft, SAP, Freddie Mac, Ford, Walgreens, Home Depot, CVS, AMC.
Microsoft запустил пилотный проект по сопровождаемому трудоустройству в 2015 году — и в компанию пришло сразу 800 резюме. Майкл Вермерш, руководитель направления цифровой инклюзии в Microsoft, рассказывал: «Мы получали резюме от блестящих людей, которых общество лишало возможности работать. Но резюме — не лучший способ оценки талантов. Вместо этого Microsoft пригласила людей на работу, чтобы они показали, как умеют работать с кодом». Также компания предложила новым сотрудникам практическую поддержку — специальную справочную службу для консультаций и открытое обучение на YouTube.
В свою очередь, Ford запустил программу Ford Works, ориентированную на наем людей с аутизмом, в 2016 году. В течение 30-90 дней люди с аутизмом могут попробовать себя в профессии, и те, кто хорошо себя зарекомендует и захочет продолжить работу в компании, будут приняты на работу в рамках обычного процесса найма. Для этого Ford выделила пять вакансий в области разработки продукции. Эта работа требует от сотрудников таких навыков, которые обычно свойственны людям с аутизмом: внимание к деталям, строгая структура и высокая концентрация внимания.
Компания Ford нанимает сотрудников с РАС не только для того, чтобы быть инклюзивной. Специалист по разнообразию Ниамби Пауэлл объясняла: «Ценность, которую они приносят в нашу организацию, да и в любую другую организацию, можно измерить, это другой образ мышления, другой взгляд на вещи». Три года спустя после начала проекта в компании работало уже 17 человек с аутизмом.
Не только государство, но и сотни НКО помогают людям с РАС найти рабочее место. Например, фонд Dan Mario Foundation в США предложил специальную программу для проведения собеседований в виртуальной реальности: соискатели с аутизмом надевают 3D-очки и «входят» в офис, где сталкиваются с одним аватаром за другим, каждый из которых засыпает их жесткими вопросами о квалификации. В очках соискатели могут репетировать прохождение интервью в любое время и в любом месте.
Как устроено сопровождаемое трудоустройство в России
Как и во всем мире, в России большинство людей с аутизмом и/или интеллектуальными нарушениями хотят работать и быть активными членами общества; в этом их поддерживают семьи. Однако сопровождение труда на рабочем месте как государственная услуга в настоящий момент не предусмотрено. В России юридическое оформление трудоустройства человека с инвалидностью лишает его пособия или значительно уменьшает его. В отличие от гарантированного пособия оно несет в себе ряд рисков, которые могут привести к потере рабочего места и дохода. Кроме того, заработная плата по месту трудоустройства может быть меньше получаемого пособия. Поэтому наиболее приемлемый сегодня для многих формат — это неофициальный наем.
Одновременно в трудоустройстве людей с аутизмом большой остается роль НКО, но основная часть из них ориентированы на работу в собственных мастерских. Постепенно появляются и программы сопровождаемого трудоустройства людей с инвалидностью, и в частности с ментальной. Например, проект «Все получится!», который реализует благотворительный фонд «Рауль» при поддержке благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее». В рамках проекта каждому соискателю подбирается место «под него» и оказывается сопровождение. В проекте, реализуемом с 2014 года, задействованы разные общественные силы: некоммерческие организации — Работа-I, Центр «МастерОк», «Детские деревни SOS», фонд «Дорога к дому»; государственный сектор — Комитет по труду и занятости Санкт-Петербурга и бизнес.
Еще одним примером успешной реализации сопровождаемого трудоустройства можно назвать проект фонда «Обнаженные сердца». Он начался с исследования об уже существующих программах сопровождаемого трудоустройства для людей̆ с аутизмом, имеющих или не имеющих интеллектуальных нарушений: по его итогам, например, выяснилось, что менее 20% трудоустроенных людей с инвалидностью работают в коммерческом секторе. Затем фонд сформировал и подготовил команды специалистов по сопровождаемому трудоустройству в Нижнем Новгороде (Центр поддержки семьи «Обнаженные сердца») и Санкт-Петербурге (центр «Работа-Ай»), у которых уже есть истории успешного устройства на работу.
Благодаря успешным кейсам работодатели чаще проявляют интерес к найму людей с особыми потребностями, понимая общественную важность развития программ сопровождаемого трудоустройства. Но происходит это все не так быстро, как хотелось бы. Недостаток информации о правовых и социально-психологических аспектах трудоустройства (от юридических мифов до базового понимания того, кто такой человек с аутизмом и как с ним общаться) приводит к замедлению развития таких проектов. А нерешенные вопросы системной государственной поддержки (в финансовой части, в содействии людям, непосредственно вовлеченным в процесс) сдерживают распространение передовых практик.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.