К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

«Поля-двойники»: как Игорь Вулох вписывается в общий портрет русских нонконформистов

Игорь Вулох. «Блок». 1986 (Собрание Фонда Ruarts)
Игорь Вулох. «Блок». 1986 (Собрание Фонда Ruarts)
До 12 ноября в фонде Ruarts идет ретроспектива Игоря Вулоха «Поля-двойники». Forbes Life выяснил, почему коллективный портрет нонконформистов невозможен без Игоря Вулоха

Без Игоря Вулоха нельзя представить неофициальное искусство CCCР, хотя он не участвовал в знаменитой «Бульдозерной выставке» (самовольная уличная выставка картин московских художников-нонконформистов, прошедшая 15 сентября 1974 года. — Forbes Life) и работал обособленно от круга нонконформистов. Название выставки в Фонде Ruarts «Поля-двойники» отсылает к поэзии близкого друга Вулоха — Геннадия Айги, сборники стихов которого он неоднократно иллюстрировал. «Двойниками» в жизни художника можно так же считать его вторую жену, Наталию Туколкину-Охоту, которая бережно хранит и популяризирует наследие художника, а также датского искусствоведа Троельса Андерсена, благодаря которому Вулох получил широкую известность за рубежом, а затем и на родине.

 «Триптих». 2003
Собрание Фонда Ruarts

«Триптих». 2003

В экспозиции нет жесткой хронологии. Всего на выставке представлено порядка 100 работ Вулоха из московских музейных собраний (ММОМА и АРТ4) и частных коллекций, включая 18 произведений, принадлежащих Фонду Ruarts. Кураторами «Полей-двойников» выступили главный научный сотрудник ГМИИ Республики Татарстан Дина Ахметова и арт-директор Ruarts Катрин Борисов. Экспозиция дополнена работами современников Вулоха (Владимир Яковлев, Валерий Генде-Роте) и актуальных художников (0331с, Айдан Салахова, Даниил Антропов). Также на выставке можно увидеть видеоинтервью с вдовой художника Наталией Туколкиной-Охотой, его дочерью Лидией и пасынком Георгием Альтманом.

«Пейзаж». 1965
Собрание Георгия Альтмана, Altmans Gallery

«Пейзаж». 1965

Ранний, фигуративный период творчества Вулоха, когда он работал в стилистике родной для него казанской школы живописи, на выставке представлен единственным реалистичным коллажем 1960 года. Рядом одна из первых абстракций того же периода, в которой уже заметна узнаваемая сетка горизонталей и вертикалей, которая затем встречается в большинстве работ Вулоха. На фоне этой рамки ярко проступают отражающие саму суть хрущевской оттепели визуальные образы столкновений и разрывов.

«Композиция». 1970
Собрание Георгия Альтмана, Altmans Gallery

«Композиция». 1970

Своего рода разрыв в творчестве художника произошел в конце 1960-х годов. Метафизические искания и изучение богословских трудов привели его в Духовную академию при Троице-Сергиевой лавре, где Вулох три года проработал ассистентом кафедры западных вероисповеданий и реставратором. В это время собственным творчеством он практически не занимался.

Фрагмент экспозиции «Поля-двойники»

Фрагмент экспозиции «Поля-двойники»

После работы в Духовной академии Троице-Сергиевой лавры, в конце 1960-х — начале 1970-х годов у Вулоха начали появляться аскетичные и почти бесцветные полотна, положившие начало так называемому белому периоду. Именно его искусствоведы привыкли называть вершиной творчества художника. С такой оценкой согласен и рынок: в 2006–2007 годах, когда Вулох был широко представлен на мировых аукционах, работы «белого периода» уходили с молотка чаще и дороже остальных. Например, полотно 1979 года под названием «Яркие поля» были проданы на Sotheby’s за $11 720. Хотя рекорд принадлежит синей «Реке» 1969 года, проданной за $28 700 на Macdougall’s в 2007 году.

«Без названия». 1970
Собрание Фонда Ruarts

«Без названия». 1970

Художник Вулох термин «абстракция» отрицал, предпочитая ему слова «медитативная условность». В своем видеоинтервью дочь художника вспоминает, как отец говорил, что не любит «сделанные» вещи. Тем самым он отказывался признавать пусть даже и гармоничные работы, механика построения которых была ему понятна. Гораздо сильнее он ценил вещи, в которых чувствовалось напряжение, некоторое противоречие. При очевидном интересе к метафизике в своем творчестве Вулох никогда не уходил от реальности, писал конкретные предметы, натюрморты, пейзажи. Это отражено и в названиях большинства работ, даже если с первого взгляда не всегда понятно, что перед тобой камень или фрагмент древесной коры.

Серия графических работ к стихам Геннадия Айги. 1990–1996
Собрание Музея АРТ4

Серия графических работ к стихам Геннадия Айги. 1990–1996

Ключевым для творчества Вулоха «двойником» был поэт Геннадий Айги, поэтические сборники которого он неоднократно иллюстрировал. В течение 10 лет (с 1961 по 1971 год) Айги заведовал изосектором в Государственном музее Владимира Маяковского. Благодаря этому Вулох имел возможность знакомиться с работами русских авангардистов — Малевича, Гончаровой, Ларионова. Стихи Геннадия Айги «Двенадцать параллелей к Игорю Вулоху» были напечатаны в предисловии к первой монографии, посвященной творчеству художника. Ее автором стал исследователь творчества Малевича, датский искусствовед Троельс Андерсен. Книга вышла в 1988 году, попав во многие западные библиотеки и музеи. Именно благодаря ей широкое признание пришло к Вулоху сначала за границей, а уже потом эхом отозвалось и на родине.

Портрет жены художника и автопортрет. 1983
Собрание Наталии Туколкиной-Охоты

Портрет жены художника и автопортрет. 1983

Если первый этаж выставки исследует переклички живописи Вулоха с поэзией Геннадия Айги, то второй этаж во многом посвящен диалогу со второй женой художника — Наталией Туколкиной-Охотой. В экспозиции представлены ее авторские костюмы и керамические работы, выполненные по мотивам полотен Вулоха. Особняком стоят два небольших листа — карандашный автопортрет художника и портрет его жены, которые, очевидно, были скомканы, а затем бережно разглажены.

«Пейзаж. Полиптих» (2 из 5). 2003
Собрание Екатерины и Владимира Семенихиных

«Пейзаж. Полиптих» (2 из 5). 2003

Работа-эксперимент, написанная в черно-белой гамме, редкость в творчестве Игоря Вулоха. Эта серия из пяти холстов была создана специально для выставки «Черно-белое кино», прошедшей в московском «Новом Манеже» в 2003 году. Происходит из собрания Екатерины и Владимира Семенихиных. Тот факт, что творчество Вулоха обширно представлено в отечественных и зарубежных частных и музейных собраниях, включая Третьяковскую галерею и Русский музей, во многом способствует росту рыночных цен на его работы. Этому также помогают регулярные выставки, публикации и кропотливая работа по атрибуции и каталогизации произведений, которой занимаются наследники художника.

«Ускользающие предметы. Полиптих». 2008
Собрание Наталии Туколкиной-Охоты

«Ускользающие предметы. Полиптих». 2008

«Язык трагического в искусстве только тогда может возникнуть, когда он очень сильно абстрагируется и будет выражать суть, сущность, ядро, а не внешний вид и подробности этих трагедий» — слова поэта Геннадия Айги описывают характер поздних работ Игоря Вулоха. Группа картин под общим названием «Ускользающие предметы» была создана в 2008 году. Она может восприниматься как своего рода цикл времен года, мерцающие границы которых подчеркнуты вертикальными линиями, которые придают каждой из композиций ощущение тревоги.

«Без названия». 2012
Собрание Наталии Туколкиной-Охоты

«Без названия». 2012

Экспозицию завершает последняя работа художника, который в поздние годы чаще работал на бумаге, а не на холсте. В этой композиции уже явно присутствуют признаки угасания: на смену монолитным блокам и жестким матричным структурам пришла нервная штриховка, а главными акцентами работы стали всполохи болезненного желтого цвета и случайный отпечаток ботинка на листе.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+