К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Среди антиквариата, талисманов и выкроек: где жили и творили дизайнеры высокой моды

Дворец Gucci (Фото Guccio Gucci S.p.A.)
Дворец Gucci (Фото Guccio Gucci S.p.A.)
Почему Коко Шанель не ночевала в своей квартире, где провел детство Кристиан Диор, что коллекционировала семья Эрмес и в каком интерьере работал Ив Сен-Лоран, — Forbes Life собрал восемь самых интересных музеев моды по всему миру
Апартаменты Коко Шанель
DR

Апартаменты Коко Шанель

Многие заглядывали в бутик французского модного дома Chanel в Париже на улице Камбон, 31, открывшийся здесь еще в 1918 году, но не все знают, что над ним находятся апартаменты, в которых Габриэль Шанель работала и жила до самой своей смерти в 1971 году. Ведет в квартиру на третьем этаже винтовая лестница с зеркальными панелями на стенах, отражение в которых создает сюрреалистический эффект. Они были сконструированы так, чтобы Шанель могла сидеть на пятой ступеньке, оставаться невидимой для клиенток, собравшихся на показ коллекции дома на первом этаже, а сама — наблюдать за ходом дефиле в отражении зеркал.

При входе в квартиру гостей встречают высокие фигурки мавров, а двери, которые Шанель терпеть не могла за прозаичность, заменяют китайские, так называемые коромандельские ширмы XVII и XVIII веков, которые Габриэль коллекционировала с начала 1920-х годов — и в итоге собрала столько, что ими декорированы стены в гостиной, гардеробной и столовой.

Эклектичный интерьер квартиры полон множества декоративно-прикладных предметов и сохранился практически таким, каким он был при самом модельере. Практически каждая вещь в нем — венецианские зеркала, хрустальные люстры, золотые колосья, фигуры львов, ее знака зодиака, хрустальные шары для гадания или бронзовая рука работы Джакометти — хранит свою историю и отражает ту или иную страницу из биографии Шанель и ее страсть к символизму и эзотерике. Позолоченную раму одного из зеркал в гостиной венчает двуглавый орел — оно было приобретено под влиянием великого князя Дмитрия Павловича Романова, одного из возлюбленных Шанель.

При этом в квартире нет спальни, и это был принципиальный момент для хозяйки: здесь она работала и принимала гостей, а с 1934 года ночевала в расположенном напротив отеле Ritz, где за ней более 25 лет был забронирован сюит из трех номеров — здесь сегодня также организован музей. Модельер выходила из дверей своей квартиры и переходила на другую сторону улицы, чтобы войти в отель не с парадного крыльца. В 2013 году правительство Франции присвоило квартире Шанель статус исторического памятника. Музей на улице Камбон является частным, закрытым, попасть сюда можно только по предварительной договоренности с представителями модного дома.

Музей Hermes
DR

Музей Hermes

В недрах флагманского бутика Hermes в Париже, на улице Фобур-Сент-Оноре, 24, на третьем этаже здания находится музей французского модного дома. Для рядовых посетителей он закрыт, попасть сюда можно только по личному приглашению или предварительной договоренности с сотрудниками бренда. Основой музея, который обосновался здесь в середине 1990-х годов, стала частная коллекция внука основателя фирмы Эмиля-Мориса Эрмеса, который из своих путешествий по миру начал привозить предметы, напрямую связанные с темой лошадей и выездки, — все-таки Hermes был основан в 1837 году как изготовитель седел и конской упряжи. Да и сегодня лошадь  по-прежнему главный сюжет и символ Hermes. Поэтому в музее предостаточно тематических предметов — от старинных шпор из Европы, седел с Ближнего Востока до ярма из России, от детской лошадки-качалки императора Наполеона III до настоящего экипажа герцога Виндзорского. Лошади здесь повсюду — на картинах, на гобеленах, в скульптурах, впрочем, не только они. Особенно любопытна гравюра Альфреда де Дре XIX века с изображением запряженной коляски и ее владельца — в 1950-х годах это изображение стало логотипом Hermes.

По мере того, как расширялся ассортимент продукции Hermes, видоизменялся  и круг интересов коллекционирования семейства Эрмес и Дюма, представителей владельцев дома. Постепенно в него входили самые разнообразные предметы аристократического и буржуазного быта, которые отличает большое мастерство изготовления и оригинальность идеи. Поэтому три комнаты этой бывшей квартиры семейства Эрмес с окнами на Фобур превращены в кунсткамеру: здесь можно увидеть трости и зонтики, гребни для волос и расчески для бороды, дорожные несессеры и шкатулки, бинокли и шахматы разных эпох, многие из них — многофункциональные предметы с дополнительными, «тайными» отделениями. При посещении музея нужно быть готовым к тому, что ради сохранности этого собрания артефактов в помещении поддерживается определенная температура, поэтому увлекательная лекция проходит при дефиците свежего воздуха.

Вилла Кристиана Диора
DR

Вилла Кристиана Диора

Будущий кутюрье Кристиан Диор родился в 1905 году и первые шесть лет жизни провел в Нормандии, в городке Гранвиль, на двухэтажной вилле Les Rhumbs. В 1911 году семья Диор — отец Морис, мать Мадлен и пятеро детей, из которых Кристиан был вторым, — переехала в Париж, но оставила виллу в качестве своей летней резиденции и, в частности, пережила здесь Первую мировую войну. Сегодня любой специалист по истории Dior расскажет, что большинство эстетических кодов дома — розовый и серый цвет, любовь к розам и ориентальному искусству — происходят отсюда, из идиллического детства будущего кутюрье. Когда в 1932 году мать Диора умерла, а дела фирмы отца по производству химикатов и удобрений пошли совсем плохо, Les Rhumbs пришлось продать. С 1938 года и по сей день вилла находится в собственности города Гранвиль.

В 1997 году в  Les Rhumbs прошла первая выставка, посвященная полувековому юбилею модного дома Dior. Этот год считается датой основания открытого для публики, общественного музея. Его постоянная экспозиция и фонды сформированы из архива родных сестер Диора Катрин и Жаклин, из архива Жан-Люка Дюфресне, двоюродного брата Диора, профессора истории и музейного хранителя, а также бывших сотрудников его ателье и первого президента его Дома Жака Руэ — все они пожертвовали в коллекцию личные предметы кутюрье и объекты его творчества.

Сегодня управление музеем и пополнение его фондов происходит под крылом учрежденной в 1991 году государственной ассоциации Presence de Christian Dior, с которой теснейшим образом сотрудничает конгломерат LVMH Group, частью которого является дом Dior. Начиная с 1997 года на вилле Les Rhumbs прошло 26 тематических выставок, связанных с богатым наследием кутюрье. И в настоящий момент, до 5 ноября 2023 года, проходит 27-я, под названием «Кристиан Диор: гений одного творца».

Среди почти сотни документов, фотографий, записей, эскизов, нарядов и аксессуаров выделяются портрет Диора кисти Пауля Штрекера 1928 года, принадлежавшие маэстро наручные часы Jaeger-LeCoultre и «путеводная» металлическая звезда, которую Диор нашел в 1946 году на улице Фобур-Сент-Оноре и считал своим талисманом до конца жизни. Для погружения в атмосферу дома детства Диора стоит совершить прогулку по саду, увидеть бассейн с мозаикой в виде розы ветров, еще одного символа Dior, и дойти до обрыва, чтобы полюбоваться, как волны Бискайского залива бьются о берег.

Музей Ива Сен-Лорана
Luc Castel·Musée Yves Saint Laurent Paris

Музей Ива Сен-Лорана

Музей Ива Сен-Лорана открылся шесть лет назад в Париже, в XVI округе, на авеню Марсо, в том самом особняке XIX столетия, где с 1974 по 2002 год располагался модный дом Yves Saint Laurent — творческая лаборатория самого кутюрье, его ателье и ремесленные мастерские. Несмотря на то, что музей создан на средства частного фонда Fondation Pierre Berge-Yves St. Laurent, по воле французского промышленника и мецената Пьера Берже, многолетнего бизнес-партнера и близкого друга кутюрье, он функционирует как общедоступный музей по билетам.

Сегодня фонд музея содержит 35 000 предметов — кутюрных нарядов, готовой одежды, аксессуаров, украшений, рисунков, эскизов, фотографий и фильмов. Наследие Сен-Лорана столь велико, что помимо постоянной экспозиции позволяет регулярно проводить в стенах музея тематические выставки. В настоящий момент, до января 2024 года, здесь проходит выставка «Ив Сен-Лоран — Силуэты и формы. Декор и работы Клаудии Вайсер», где живопись немецкой художницы вступает в прямой диалог с творениями кутюрье.

Постоянная экспозиция погружает в творчество кутюрье полностью: начиная от первого зала, где можно сесть на стул, как на дефиле, и смотреть на экранах показы коллекций разных лет, и продолжая остальными, где представлены сотни нарядов YSL, в том числе платье Мондриана 1965 года и женский смокинг 1966 года. Но самые увлекательные ощущения ждут посетителя на втором этаже, в личном кабинете кутюрье, визит в который нужно бронировать заранее. Здесь все сохранено так, словно Сен-Лоран вышел в соседнюю комнату, — эскизы, карандаши, образцы тканей, mood board на стене, сотни книг вокруг.

Нельзя не упомянуть и о втором Музее Ива Сен-Лорана в Марокко, в Марракеше, которым управляет тот же частный фонд. В 2017 году, в специально построенном по архитектурному проекту бюро Studio KO здании в стиле берберских дворцов, был устроен музей, который также посвящен творчеству кутюрье. Визит сюда нужно совмещать с расположенной рядом, в саду Мажорель, частной виллой, которая принадлежала дизайнеру и его партнеру с 1980 года и в которой сохранен аутентичный, придуманный Сен-Лораном эклектичный интерьер.

Дворец Gucci
Guccio Gucci S.p.A.

Дворец Gucci

Музей итальянского модного бренда Gucci во Флоренции, на пьяцца Синьория, в отреставрированном палаццо ди Мерканца XIV века, открылся 12 лет назад и уже успел претерпеть масштабное преображение. В 2011 году отмечался 90-летий юбилей со дня основания Gucci, и тогдашний креативный директор Фрида Джанини выступила с инициативой открыть музей, который в хронологическом порядке вел бы посетителя по истории бренда. Начиналась она с того момента, как после Первой мировой войны сын кожевенного мастера Гуччио Гуччи, поработав в лондонском отеле Savoy, вернулся в родную Флоренцию с намерением создавать первоклассный багаж и обувь, и как он в этом преуспел благодаря врожденному чувству стиля.

В 2017 году сменивший Джанини на посту креативного директора Алессандро Микеле в тандеме с арт-критиком Марией Луизой Фризой, куратором курса по дизайну моды и медиаискусству в Университете Iuav в Венеции, решил превратить музей в Gucci Garden, или «Сад Гуччи». Эта новая концепция полностью преобразила три этажа палаццо, превратив экспозицию на площади 1715 квадратных метров в смелый микс предметов из прошлого и настоящего, который сопровождается видеоинсталляциями, проекциями и световыми эффектами.

Теперь шесть залов музея посвящены отдельным элементам вселенной Gucci. Скажем, теме флоры в аксессуарах и в работах художников, логотипу бренда из литер GG на разных предметах или бесконечным вариациям знаковых сумок бренда, созданных за 100 лет. Но Gucci Garden это не только сам музей, но и также кинозал, бутик марки с эксклюзивными, созданными только для Флоренции вещами, а также ресторан Gucci Osteria, чье меню придумал Массимо Боттура, обладатель трех звезд Michelin и самый известный шеф-повар Италии.

Музей Кристобаля Баленсиаги
Cristóbal Balenciaga Museoa

Музей Кристобаля Баленсиаги

Имя кутюрье Кристобаля Баленсиаги в первую очередь ассоциируется с Парижем, столицей высокой моды, где его дом успешно существовал с 1937 по 1968 год и одевал именитых европейских клиенток: от княгини Монако до герцогини Виндзорской. Но параллельно бренд работал в Мадриде и Сен-Себастьяне — дизайнер никогда не забывал страну, откуда был родом. И в 2011 году, в Испании, в Стране Басков, в его родном городе Гетарии, открылся Chistobal Balenciaga Museoa.

Расположен музей в новом, современном крыле, которое пристроено ко дворцу Альдамар XIX века. Тот служил летней резиденцией маркизов Каса Торрес — дамы из этого рода были клиентками Баленсиаги и одновременно покровительствовали его деятельности. Коллекция музея насчитывает около 1400 экспонатов, и это самое полное собрание архивов и артефактов, касающихся творчества дизайнера. Особенно ценны личные фотографии, письма, записи и эскизы, которые до этого практически никто никогда не видел: кутюрье тщательно скрывал свою личную жизнь, за всю карьеру дал не больше двух интервью и даже о закрытии своего дома не сообщил своим сотрудникам лично и не попрощался с ними, просто тихо ушел со сцены.

Постоянная экспозиция музея включает в себя 90 моделей, и среди них есть платья, которые принадлежали разным испанским маркизам, бельгийской королеве Фабиоле и американской светской даме Банни Меллон — эти женщины годами составляли свой гардероб от Balenciaga. При этом в фонде музея хранится 1200 предметов одежды, которые покидают запасники ради тематических выставок. В настоящий момент и до января 2024 года в музее проходит выставка «Характер Balenciaga», которая посвящена портновскому мастерству и скульптурному крою Кристобаля, который своими руками мог нарисовать, выкроить и сшить наряд от А до Я. При музее также функционирует специальная программа обучения мастерству будущих кутюрье, и часть его пространства отведена под выставки работ интересных начинающих модельеров из Испании.

Фонд Аззедин Алайя
Fondation Azzedine Alaïa

Фонд Аззедин Алайя

Еще в 2007 году Аззедин Алайя, французкий модельер тунисского происхождения, задумал превратить свой личный дом и штаб-квартиру в квартале Марэ (Париж) в музейное пространство — и основал там Fondation Azzedine Alaïa. Концепцию фонда-музея Алайя разработал вместе с многолетним партнером, художником Кристофом фон Вейхе, и близкой подругой, галеристкой Карлой Соззани. С одной стороны, этот культурный фонд занимается сохранением наследия Алайя, который ушел из жизни в 2017 году, с другой — поддерживает различные художественные проекты и выставки.

Комплекс исторических зданий в богемном квартале Марэ дизайнер приобрел в 1987 году, полностью преобразил их — и спустя четыре года открыл здесь Дом моды, где более 30 лет творил, принимал клиентов и устраивал дружеские ужины, слава о которых ходила по всему Парижу.

Интересно, что в одном из этих зданий какое-то время жила Жанна Антуанетт Пуассон, более известная как мадам де Помпадур, фаворитка короля Людовика XV. Под влиянием этого факта в свою первую коллекцию 1992 года Алайя ввел  корсеты и узкие, зашнурованные талии и оставил их в своем арсенале навсегда. Теперь эти знаковые наряды можно видеть в постоянной экспозиции музея.

Музей Salvatore Ferragamo

Музей Salvatore Ferragamo

Музей Salvatore Ferragamo открылся во Флоренции, на площади Святой Троицы, в палаццо Спини-Ферони, в 1995 году. Примечательно само историческое здание — оно было построено в 1289 году по заказу Джери Спини, богатого торговца и политика того времени, и по роскоши уступало только палаццо Веккьо. Спустя четыре века половина дворца перешла во владение маркиза Франческо Антонио Ферони, позже, когда Флоренция была столицей Итальянского королевства, здание оказалось в собственности коммуны. А в 1930 году его у города приобрел Сальваторе Феррагамо, дизайнер обуви, клиентами которого являлись Грета Гарбо, Эва Перон, Рудольфо Валентино, Чарли Чаплин, Софи Лорен и в целом — добрая часть Голливуда и европейской аристократии.

Второй этаж дворца превращен в бесконечную ретроспективу стилей, форм и конструкций авторства выдающегося обувщика. Феррагамо был ремесленником от природы: он самостоятельно шил обувь с восьми лет, а в 14 уже открыл свою первую сапожную мастерскую. И стал тем самым человеком, который придумал современную платформу, танкетку, квадратный и круглый каблук — его инновации можно видеть в сотнях образцов обуви в постоянной экспозиции. Всего же в запасниках музея хранится 10 000 моделей.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+