К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Исследование: 95% россиян сталкивались с корпоративным абьюзом

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Абьюз на рабочем месте может проявляться по-разному: от угроз увольнением и задержки зарплаты до манипуляций или нарушения личных границ. По данным недавнего исследования, 95% опрошенных россиян испытывали психологическое насилие на рабочем месте, при этом 12% не смогли его распознать, хотя сталкивались с вопросами о личной жизни или слышали в своей адрес комментарии сексуализированного характера

Медиапроект «Это не норм. Абьюз на работе» и онлайн-школа психологических профессий «Психодемия» (входит в Ultimate Education) провели исследование по теме корпоративного абьюза, основанное на глубинных интервью. Было опрошено более 1000 человек, сотрудников российских компаний в возрасте от 17 до 60 лет. Цель проекта — выявить основные проблемы корпоративного общения и совместно с экспертами найти способы защиты от проявлений насилия на рабочем месте.

Согласно результатам исследования, 95% респондентов сталкивались с психологическим насилием на рабочем месте. Среди наиболее частых проявлений оказались переработки без дополнительной оплаты (69%), несовпадение условий работы или задач с заявленными при трудоустройстве (58%), а также общение в пассивно-агрессивной манере (55%).

В рамках исследовании сотрудников спросили о видах абьюза, связанных с материальными ограничениями. Помимо переработок без дополнительной оплаты, 40% участников указали, что сталкивались с отсутствием конкретных требований на просьбу о повышении зарплаты, 37% сотрудников получали от руководства предложения «уволиться по собственному желанию», 30% опрошенных переживали угрозы увольнением, а 25% — задержку зарплаты без причины и предупреждения.

 

Почти половина опрошенных сталкивались с переходом на личности и манипуляциями. Наиболее распространенными видами манипуляций оказались оценка личностных характеристик, а не выполнения рабочих задач (49%), а также моральное давление со стороны руководителя. Например, 49% сотрудников сталкивались с тем, что их называли «некомандным игроком», 41% людей убеждали, что им «повезло занимать эту должность», а 24% говорили, что «команда слабая и только они могут спасти проект». 

Респонденты отмечали и другие нарушения норм рабочего общения. Более половины опрошенных сталкивались с невежливой коммуникацией, криками и нецензурной лексикой (51%), также почти половина получали звонки с работы на выходных или вечером в нерабочее время (44%).

 

Сотрудники часто не распознают абьюза

В результате абьюза на работе люди часто страдают из-за стресса, депрессии и других психологических проблем. В 2016 году в Дании было проведено исследование, которое показало связь между абьюзом на работе и появлением у человека тревоги, депрессии и других долгосрочных последствий для здоровья. Например, в результате исследования было обнаружено увеличение употребления антидепрессантов у женщин в течение нескольких лет после буллинга на работе. Другое исследование, проведенное в США в 2020 году, показало, что опыт абьюзивного менеджмента повышает вероятность развития посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) у сотрудников.

Из-за распространенности корпоративного абьюза, насильственные и токсичные методы не всегда распознаются. По данным исследования «Это не норм. Абьюз на работе», 12% опрошенных не смогли определить, что обращение, с которым они сталкивались, является формой абьюза. Например, 37% опрошенных сотрудников говорили, что они боятся разозлить руководителя, 25% сталкивались с вопросами о личной жизни, а по отношению к 27% коллеги позволяли себе комментарии сексуализированного характера. Частью опрошенных подобное поведение со стороны коллег и руководства было воспринято как нормальное. 

Вита Хлебнова, психолог, карьерный консультант и куратор образовательных курсов для психологов в «Психодемии» рассказывает, с какими запросами сотрудники, страдающие от абьюза, чаще всего обращаются к психологу: «Самые популярные запросы — это депрессивные и тревожные состояния и неуверенность в себе. В таком случае первое может быть уже результатом того, что клиент подвергся абьюзу, или фактором, усугубляющим проблему взаимодействия в коллективе. Неуверенность в себе также может быть как причиной, так и последствием насилия. Реже, но встречаются запросы, связанные с желанием сменить работу, с самореализацией и поиском себя или с проблемами в личных отношениях, которые часто связаны с проблемами в отношениях в других сферах».

 

Психолог также подтверждает, что в большинстве случаев клиенты даже не осознают, что подвергались абьюзу на работе, считая, что, возможно, они «заслужили» или нужно «как-то иначе реагировать» или «перестать реагировать». Требуется время, чтобы признать, что с ними поступают несправедливо и так быть не должно. 

Корпоративная культура как фактор развития абьюза в компании

Как показало исследование, с абьюзом встречаются сотрудники совершенно разных компаний, независимо от их размера, репутации и сферы деятельности.

Однако существуют определенные факторы, которые могут способствовать появлению корпоративного абьюза. 

Например, часто абьюз распространяется в компаниях с директивной формой управления и использованием системы штрафов и наказаний. По результатам исследования выяснилось, что 30% опрошенных сталкивались с угрозами увольнения, 14% — с угрозами назначения штрафов, а к 9% опрошенных штрафы применяли. Также абьюз со стороны организации может быть выражен в жестких и требовательных регламентах или системе излишнего контроля. 49% сотрудников сталкивались с тем, что их называли «некомандным игроком», 41% сотрудников убеждали, что им «повезло занимать эту должность», а 24% говорили, что «команда слабая и только они могут спасти проект». 

Также риск абьюза повышается в организациях, где отсутствует ясная политика по предотвращению корпоративного насилия и конфликтов на рабочем месте. «Часто клиенты делятся, что некоторые абьюзеры на работе чувствуют себя достаточно свободно с позволения начальства», — отмечает Вита Хлебнова.

 

Как с корпоративным абьюзом борются в мире

Первые исследования абьюза на рабочем месте были сделаны на Западе в 1970-х годах. Появились понятия буллинга и моббинга. Оба обозначают эмоциональное насилие, но моббинг чаще применяется в отношении рабочего коллектива. В 1997 году вышла книга «Корпоративный абьюз» исследовательниц Лэсли Райт и Марти Сми, раскрывающая феномен абьюза на работе.

На сегодняшний  день в нескольких европейских странах приняты законы, касающиеся моббинга на работе. Швеция стала первой страной, которая приняла закон против травли на рабочем месте в 1993 году. Согласно ему работодатели обязаны предотвращать моббинг в компании. В Бельгии действует закон «О защите от насилия, моббинга и сексуального домогательства на рабочем месте», который обязывает работодателя осуществлять меры профилактики, проводить обучения для сотрудников, расследовать случаи травли в коллективе и поддерживать жертв. В Германии за моббинг могут уволить, а во Франции — осудить сотрудника, который унижает коллег, на срок до 2 лет лишения свободы. 

В большинстве действующих законов разных стран ответственность за случаи эмоционального насилия на рабочем месте несет работодатель. Это подразумевает, что в обязанности компании входит заботиться о психологическом комфорте сотрудников и предотвращать абьюз на рабочем месте, принимать меры в случае токсичного поведения кого-то из сотрудников и регулировать конфликты.

Исследование, опубликованное в Harvard Business Review в 2020 году, показывает, что лучшее решение проблемы заключаются в изменении отношения к теме со стороны компаний. Для предотвращения абьюза в своей организации руководство должно обучать менеджмент и сотрудников экологичной коммуникации и создавать условия для безопасной обратной связи.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+