«Троицу» не возвращают Третьяковке, Депардье продает коллекцию: новости арт-рынка
Судьба шедевров: «Троица», занавес Рериха и «Гитаристка» Вермеера
На прошлой неделе стало известно, что «Троица» Андрея Рублева пробудет в храме Христа Спасителя на месяц дольше запланированного срока. В начале этой недели в социальных сетях министра культуры РФ Ольги Любимовой появилось сообщение, что решение о дальнейшей судьбе иконы будет принято по итогам расширенного реставрационного совета в Центре имени Грабаря, который, по словам министра, «готов к приему иконы». В сообщении Любимовой также говорится, что для «Троицы» подготовили специальное помещение с климат-контролем, газовой системой пожаротушения и техническими средствами охраны, включая видеонаблюдение.
В ближайшее время икону ждет как минимум один переезд: в Центр имени Грабаря она должна быть доставлена 19 июля. Кроме того, существует вероятность того, что затем она будет передана во временное пользование православной церкви в Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры на срок около 50 лет. В редакцию Forbes Life поступило письмо — экспертное заключение сотрудников Третьяковской галереи, где «Троица» Рублева с точки зрения ее сохранности характеризуется как «ветхий, хронически больной памятник». Специалисты подчеркивают, что за 600 лет существования памятника доски, из которых состоит его основа, обветшали и стали подвижны, а между ними образовались сквозные щели и трещины левкаса, затрагивающие красочный слой. В связи с этим любые вибрации и перемещения, а также изменения климатических условий, вызывающие то усыхание, то набухание древесины основы, могут привести к новым утратам и осыпям левкаса и красочного слоя. Сотрудники Третьяковки отмечают, что единственный способ обеспечить сохранность иконы — ее хранение в стабильных, тщательно регулируемых и контролируемых условиях, которые могут быть созданы только в музее.
Сотрудники Третьяковской галереи уверены, что в Троицком соборе таких условий достичь невозможно. «При постоянных колебаниях температуры и влажности, при постоянных богослужениях у мощей святого и возжигании свечей там отсутствует необходимый климат. Попытки его наладить на протяжении десятилетий до сих пор не увенчались успехом. Если предположить появление некой чудо-климатической капсулы для «Святой Троицы», то ее встраивание на традиционное место справа от Царских врат и грамотная эксплуатация потребуют много дополнительного пространства, которого нет, и кардинального переустройства храма, с чем никогда не согласятся насельники Лавры и многочисленные паломники», — говорится в заключении сотрудников Третьяковской галереи.
Третьяковская галерея анонсировала начало масштабной реставрации задника Николая Рериха для балета Сергея Дягилева «Половецкие пляски». О его покупке в составе английской частной коллекции костюмов и других раритетных вещей впервые было объявлено в прошлом году. Изначально стоимость собрания составляла £1 млн, но в ходе длительных переговоров галерее удалось добиться существенной скидки. Теперь декорация Рериха, впечатляющая своими размерами (10 х 23 метра), является самым большим произведением в коллекции Третьяковки.
На прошлой неделе началось обсуждение причин отказа Великобритании предоставить картину Вермеера на ретроспективу художника в Амстердаме. В Рейксмузеуме с февраля проходит одна из главных выставок года. В его стенах собрали рекордно большое количество работ художника, включая «Девушку с жемчужной сережкой» из гаагского Маурицхейса. Одновременно с этим английский фонд English Heritage, в управлении которого находится «Гитаристка» Вермеера, отказался предоставить шедевр на выставку, мотивируя это его «хрупкостью» и возможными негативными последствиями, которые могла бы оказать на его состояние длительная транспортировка. Но на днях газета Guardian опубликовала заключение эксперта, который консультировал English Heritage. В документе говорится, что риск для картины был «незначительным», а руководству фонда были даны практические рекомендации, как даже их можно было свести к минимуму.
Предстоящие торги: иконы на торгах Vladey, портрет Пикассо работы Баския на Christie’s
28 июня в Лондоне пройдут вечерние торги Christie’s, посвященные искусству XX–XXI веков. Выставлено порядка 70 лотов, самый дорогой среди которых — пейзаж кисти Поля Синьяка с эстимейтом в £5,5–8 млн. Датированное 1896 годом полотно «Бухта Канубье, Сен-Тропе» было написано после длительных поездок по югу Франции, предпринятых художником под впечатлением от путевых заметок Ги де Мопассана. На эти же торги Christie’s выставит и написанную в 1984 году картину Жан-Мишеля Баския «Без названия (Пабло Пикассо)», предварительно оцененную в £4,5–6,5 млн. «Гернику» Пикассо, которая экспонировалась в нью-йоркском MoMA до 1981 года, Баския часто вспоминал как одно из своих самых ярких детских впечатлений.
В €3–5 млн парижский аукционный дом Drouot оценил коллекцию актера Жерара Депардье, которая будет распродана 26 сентября. Каталог торгов пока не опубликован, но речь идет примерно о 250 произведениях искусства. Главным топ-лотом станет масштабная бронзовая скульптура Жермен Ришье, оцененная в €500 000–800 000. Также на продажу выставят работы Огюста Родена, Марселя Дюшана, Александра Колдера и других художников.
Vladey анонсировал торги, посвященные русскому искусству последних четырех веков, которые пройдут 4 июля. На продажу будет выставлено почти 100 лотов от икон до произведений современных авторов. В рамках нового направления Vladey Modern, запущенного на последнем выпуске «Арт Москвы», с молотка будут пущены иконы из собрания Александра Липницкого (они же показывались на стенде в «Манеже»), а также искусство первой половины XX века и образцы соцреализма. Самым дорогим лотом станут оцененные в €300 000–400 000 «Царские врата» примерно третьей четверти XVII века. Эти врата, которые обычно располагаются по центру иконостаса и предназначены только для священнослужителей, были приобретены Липницким в Вологде, куда, по словам предыдущего владельца, были вывезены из-под Архангельска. Среди работ нонконформистов выделяется «Пейзаж II» Оскара Рабина, написанный художником за год до эмиграции (€60 000–80 000). Среди предыдущих владельцев работы был посол Бразилии в СССР.
Прошедшие торги: Репин и Шишкин на MacDougall’s, автограф Пастернака за 200 000 рублей
Очередные онлайн-торги MacDougall’s «Парижская школа и другие мастера», завершившиеся 21 июня, в сумме собрали более £1 млн, реализовано чуть меньше половины лотов. Динамика по сравнению с мартовскими торгами положительная: тогда удалось продать всего треть работ, а принесли они порядка £750 000. Главным успехом, как и ожидалось, стал «Портрет отца Иоанна Цветкова» Ильи Репина, цена которого немного превысила верхнюю планку оценочной стоимости, составив £312 525. Зато вторая работа художника, «Встреча Данте и Беатриче», ушла вдвое дороже ожиданий аукционистов — за £126 399 при нижнем эстимейте в £60 000. Вырос в цене и «Лесной пейзаж» Шишкина, проданный почти за £150 000. В секции искусства ХХ века самый большой «прыжок» совершила «Ночная звезда» Бориса Свешникова, купленная чуть ли не втрое дороже эстимейта, за £21 668.
Коллекция Алена Делона собрала на торгах Bonhams €8 млн. Аукционисты оценивали собрание, формировавшееся 60 лет, вдвое дешевле. Лоты были распроданы на 98%, а самым дорогим из них стал датированный 1906 годом пейзаж кисти Рауля Дюфи под названием «Пляж в Сент-Адрессе», цена которого составила свыше €1 млн. Полотно Эжена Делакруа «Арабский скакун, привязанный к изгороди» было продано за €775 100. Актер коллекционировал искусство с 24-летнего возраста вплоть до недавнего времени.
По итогам прошедших 24 июня торгов «Авангард и русский театр» аукционного дома «Литфонд» одним из самых дорогих лотов оказался редкий экземпляр первой книги Даниила Хармса «Театр» с рисунками советской художницы Татьяны Правосудович, ушедший с молотка за 420 000 рублей. За 260 000 рублей был продан комплект из девяти фотографий к спектаклю Мейерхольда «Земля дыбом» с подписью художницы Любови Поповой, которая работала над постановкой. Томик «Ромео и Джульетты» Шекспира с автографом Бориса Пастернака ушел за 200 000 рублей.
В Москве открылся новый музей
На прошедших выходных в Москве на площадке Nadja Brykina Gallery открылся частный Музей нонконформизма. В здании на Мясницкой отныне будут проводиться выставочные и иные проекты, целью которых станет популяризация русского искусства второй половины ХХ века. Первая выставка обновленной институции носит говорящее название «Нонконформизм. Из коллекции музея». В экспозиции в числе других авторов представлены произведения Игоря Шелковского, Марлена Шпиндлера и Игоря Вулоха, персональная выставка которого «Поля-двойники» несколькими днями раньше открылась на площадке московского фонда Ruarts.
Судебные разбирательства по поводу работ Beeple и Каттелана
В марте 2021 года на Christie’s за рекордные $69 млн была продана работа цифрового художника Beeple (настоящее имя Майк Винкельманн) «Первые пять тысяч дней», но о покупателе лота на протяжении недели не было известно практически ничего, кроме ника Metakovan. Как выяснилось впоследствии, за ним скрывался криптоэнтузиаст и инвестор Виньеш Сундаресан, один из создателей инвестиционного NFT-проекта MetaPurse. С 2017 года в сингапурской компании Portkey, которой принадлежит MetaPurse, работал Ананд Венкатесваран. Под ником Twobadour он фигурировал во всех СМИ как второй покупатель работы Beeple. Но недавно Сундаресан подал на партнера в суд, утверждая, что тот продолжает позиционировать себя в качестве владельца «Первых пяти тысяч дней», хотя он не работает в компании с 2022 года, когда партнеры прекратили все деловые отношения. Теперь Сундаресан утверждает, что ник Twobadour с самого начала принадлежал ему, а Венкатесваран всего лишь управлял им от его имени.
На прошлой неделе появилось сразу две новости, связанных с известной работой Маурицио Каттелана «Комедиант» (настоящий банан, приклеенный скотчем к стене). Сначала стало известно о победе Каттелана в судебном процессе о нарушении авторских прав. Истцом выступал Джо Морфорд, утверждавший, что концепция его работы 2000 года «Банан и апельсин» была украдена и минимально переработана Каттеланом. Суд не счел доказательства Морфорда достаточно убедительными. Несколькими днями позже появились объяснения южнокорейского студента Но Хен Су, который съел оцененный в $120 000 экземпляр «Комедианта» на ретроспективе Каттелана в Сеуле в апреле этого года. В свое оправдание молодой человек заявляет, что ему никто даже не пытался помешать, когда он отклеил банан от стены и стал его есть. Кроме того, по его словам, он был уверен, что именно такое поведение подразумевалось автором работы.