«Основано на реальных событиях»: сатира на болезненный интерес к серийным убийствам
Нэйтан (Крис Мессина) и Эйва (Кейли Куоко) ждут ребенка. Молодая пара вроде бы живет душа в душу, но только на первый взгляд. Их отношения заметно охладели, да и карьера у обоих не клеится. Нэйтан, когда-то звезда большого тенниса, оставил спорт после травмы. Будучи тренером в элитном загородном клубе, он понимает, что его того и гляди заменят более молодым и харизматичным коллегой.
Эйва давно занимается недвижимостью Калифорнии, но в ее портфолио до сих пор ни одного проданного дома премиум-класса. В итоге в семье ощущается нехватка финансов — даже собственный дом в ипотеку супруги еле тянут. Неожиданно в судьбе парочки намечаются трансформации. В Лос-Анджелесе появляется серийный убийца — главная цель полиции и объект болезненного интереса поклонников подкастов тру-крайм, которыми очень увлечена Эйва. Крайне смышленая девушка на удивление быстро вычисляет маньяка, но вместе с Нэйтаном решает не сдавать его полиции. Без пяти минут родители обращаются к убийце (Том Бейтман) с предложением записать подкаст с его участием.
«Основано на реальных событиях» — прямолинейная, местами едкая сатира на фанатов тру-крайма. Сериал работает с метаиронией, доводя происходящее до предела абсурда: чего только стоят вечерние посиделки Эйвы с подругами — такими же, как она, ярыми поклонницами подкастов о серийных убийцах. К слову, стриминг Peacock не первый, кто ступает на тропу иронии в связи с этой темой. В августе 2023 года на Hulu выходит уже третий сезон проекта «Убийства в одном здании», в центре сюжета которого троица обычных жителей многоквартирного дома (их играют Стив Мартин, Мартин Шорт и Селена Гомес), которые объединяются благодаря страсти к детективным расследованиям.
Нэйтан и Эйва — похожие по типажу герои, которым шоураннер проекта Крэйг Розенберг («Пацаны», «Проповедник») добавил ностальгии по давно потерянному прошлому. Словно персонажи «Бойцовского клуба» Паланика, они озабочены бытом и собирательством. У Паланика Рассказчик очень заботился о домашнем быте (закупал новинки IKEA и прочее), хотя и бывал в своем жилище крайне редко. Герои сериала такие же, несмотря на скромный доход.
При этом ни Нэйтан, ни Эйва не задумываются, почему их отношения в кризисе: то ли отсутствие острых ощущений тому виной, то ли банальное разочарование собой из прошлого (периоде, когда многое им было по плечу). Кейли Куоко блистательно отыгрывает растерянную риелторшу, ей веришь и сочувствуешь с первых минут. Актриса успешно продолжает дистанцироваться от образа простодушной соседки по лестничной клетке из сериала «Теория большого взрыва». Как, впрочем и Крис Мессина, его мягкий и слабохарактерный теннисист Нэйтан отнюдь не хладнокровный детектив Ричард Уиллис из «Острых предметов» и тем более не кровожадный Виктор Зас из «Хищных птиц».
События «Основано на реальных событиях» равномерно разбиты на 10 эпизодов. Крэйг Розенберг мастерски оставляет клифхэнгеры в каждой серии, вырабатывая у зрителя практически животный рефлекс и тщательно подливая масла в огонь центральной интриги. Из инициаторов сделки с маньяком главные герои вскоре превращаются в его жертв — не буквально, а метафорически. Так Розенберг напоминает, что мало одной идеи (например, подкаста с участием реального серийного убийцы), хорошо бы иметь при себе детальный план ее реализации. Иначе кто-то тебя опередит и видоизменит замысел, руководствуясь своей больной фантазией, как в случае с маньяком.
Для исполнителя роли серийного убийцы Тома Бейтмана проект выглядит как большой прорыв. Начиная с середины сезона, его персонаж, сантехник Мэтт, превращается из главного злодея в кукловода, который руководит спектаклем из-за сцены. И подкаст, и быт, и работа Нэйтана и Эйвы во многом оказываются под угрозой из-за, казалось бы, хаотичных и сумасбродных действий Мэтта. Маньяк понимает, что угроза сдать его полиции вряд ли будет воплощена, поэтому превращает жизнь молодой пары в кошмар, делая их практически соучастниками некоторых из его преступлений. В «арсенале» Мэтта не только классические орудия убийц вроде ножа и удавки, но и подвижный ум, позволяющий ему выходить из любой переделки без особых проблем — в том числе избегать ареста.
Сложно определить, чем вдохновляются поклонники тру-крайма в Америке и по всему миру. Сериал Розенберга заходит на эту территорию лишь издалека, не пытаясь глубоко анализировать причины. Повествование придерживается в первую очередь комедийной, а вовсе не драматической интонации. Проекту важнее не разобраться в психологии, а поиронизировать над следствием. Впрочем, одна из занимательных идей, предложенных Розенбергом, достойна внимания: шоураннер прямым текстом заявляет, что индустрия подкастов тру-крайм — это если не монетизация смерти напрямую, то как минимум высокое ее ожидание. Счетчик скачиваний и прослушиваний зашкаливает, когда люди оказываются в шоке и одновременно в изумлении от человеческой жестокости. Где-то рядом существует и безумный интерес к индустрии ужасов — например, к хоррорам и страшилкам вроде культовых франшиз «Крик» и «Кошмар на улице Вязов».
Впрочем, взывать к этической стороне вопроса «Основано на реальных событий» не будет. Это качественная сатира, изобличающая запретный, но по-прежнему столь манящий плод. Проект не стремится покорить новые горизонты и оставить след в истории жанра, но легко скрасит пару вечеров, погрузив зрителя в мир людей, которые во все времена тянутся к смерти, опасности и приключениям. Особенно если на этом можно заработать, как в случае с персонажами сериала.