Ода сексизму: почему все критикуют новый сериал «Идол» с Лили-Роуз Депп и The Weeknd
В 2019 году Эйбел Тесфайе, более известный как музыкант The Weeknd, и продюсер и режиссер Сэм Левинсон представили сериал «Эйфория» с Зендеей в главной роли. Проект практически мгновенно стал одним из самых успешных релизов в истории стриминговой платформы HBO MAX. В среднем каждый эпизод первого сезона «Эйфории» посмотрели 16 млн человек. У него три премии «Эмми», три награды MTV, «Золотой глобус», отличные оценки зрителей и рецензии в большинстве самых влиятельных и известных СМИ в мире.
Мрачная, гиперболизированная и очень стильная драма о травмированных подростках, познающих себя через наркотики, алкоголь, секс и социальные сети, принесла Эйбелу Тесфайе и Сэму Левинсону мировую славу. Они создали целую новую вселенную: уникальная работа с костюмами и макияжем, гениальный саундтрек, мастерские цветокоррекция и визуальные эффекты. Даже тех, кому не была близка тема наркотиков, «Эйфория» затягивала своим визуалом. Этот сериал — словно идеально скроенный музыкальный клип, который можно смотреть вечность на повторе.
Когда Тесфайе и Левинсон в 2021 году заявили о создании нового сериала «Идол», все ждали примерно такого же эффекта. Тем более Эйбел заявил, что на этот раз он окажется в кадре и сыграет одну из главных ролей. Все верили, что этот продюсерский дуэт выдаст еще одну глубокую и стильную драму, особенно учитывая, что основная тема сериала — это музыка. То есть Эйбел может дать много фактуры и инсайтов, которые позволят создать классное шоу. Но что-то пошло не так.
«Идол» — классическая художественная картина о взлетах и падениях суперизвестной поп-звезды. Молодая певица Джослин (Лили-Роуз Депп) сталкивается с хейтом фанатов и мощной критикой со стороны медиа после того, как ее масштабный концертный тур был отменен из-за ментальных проблем. Нервные срывы, скандалы, наркотики, алкоголь — базовый стартер-пэк юной и красивой звезды. Джослин пытается вернуться в индустрию, выпустив новый хит, но в то же время в соцсети сливают ее эротическое селфи, которое будоражит фанатов.
Самое главное для Джослин — вернуть себе мировую славу. В одном из ночных клубов она знакомится с Тедросом (Эйбел Тесфайе) — наставником, гуру самопомощи и главой культа, что-то вроде печально известного NXIVM (секты «Нексиум», куда под видом женских курсов вербовали женщин, а потом держали их в сексуальном рабстве, при этом участницей секты оказалась актриса Эллисон Мэк и некоторые представительницы американской элиты. — Forbes Life). Певица приглашает нового знакомого в свой дом, чтобы он послушал ее новый трек World Class Sinner, благодаря которому она надеется совершить камбэк. Тедрос дает понять Джослин, что может решить все ее проблемы. Так у них начинается роман.
The Rolling Stone накануне выхода сериала опубликовал расследование, в котором приняли участие 13 анонимных источников, рассказавших, что создатели проекта хотели в целом превратить «Идола» в извращенную мужскую фантазию. Они постоянно переписывали сценарий и добавляли отвратительные сцены, в которых актеры отказывались сниматься. По словам источников, сериал, который должен был рассказывать о молодой девушке, познающей свою сексуальность, превратился в шоу о больном мужчине, который любит издеваться над женщинами и насиловать их.
Согласно этому расследованию, Левинсон хотел, чтобы в одном из эпизодов Эйбел Тесфайе поместил куриное яйцо в вагину Лили-Роуз Депп, а затем отказывался насиловать ее, если она разобьет или уронит его. Отказаться от сцены продюсерам пришлось не потому, что это может показаться зрителю отвратительным извращением, а потому что это просто технически невозможно снять. По сюжету, Джослин должны нравиться все эти извращения, и она должна все глубже погружаться в токсичные отношения и становиться зависимой от них. Это абсолютно не тот нарратив, за который фанаты любят Тесфайе и Левинсона, показавших в «Эйфории», как важно аккуратно и трепетно осознавать свою сексуальность. Наоборот, «Идол» — это ода сексизму и мизогнии.
Зрители, читавшие все эти новости о том, как актеры были в ужасе от съемочного процесса и эротических сцен, ожидали, что хотя бы увидят шокирующее шоу. Да, это странная мотивация смотреть сериал, но так у «Идола» был бы хоть какой-то успех. Но в итоге отвратительные сцены вырезаны, а музыкальная индустрия показана в сериале стереотипно и банально. Всем плевать на вокальные данные и треки, общественность интересует исключительно секс. Чтобы молодой певице построить карьеру, нужно просто быть красивой и соблазнительной (открытие года). Создатели сериала отчаянно пытаются шокировать аудиторию постоянными эротическими сценами и демонстрацией вечеринок с тонной наркотиков и литрами алкоголя, вот только в 2023 году ни у кого это больше не вызывает эмоций.
Лили-Роуз Депп и Тесфайе хорошо играют и пытаются вытянуть этот сериал, но пустой сюжет, затянутые сцены и бессмысленные диалоги не позволяют им раскрыть свой актерский потенциал. «Идол» — невероятно скучное и банальное зрелище, которое не могут спасти ни два хороших актера, ни красивая картинка (нужно признать, что снят сериал стильно, просто этого недостаточно).
Сложно сформулировать хотя бы одну причину, зачем смотреть «Идол». Это крайне слабая попытка создать нашумевший хит и очередной культурный феномен. Складывается ощущение, что за желанием шокировать и впечатлить просто не стоит никакой идеи. У Левинсона и Тесфайе однозначно есть свой визуальный и музыкальный вкус, но нет никакого нового интересного посыла для зрителей.
В 2016 году на HBO уже выходил сериал про музыку — «Винил». Это была история Ричи Финестра, руководителя студии звукозаписи, который в 1970-х пытался спасти от банкротства лейбл American Century. Это абсолютный шедевр, снятый Мартином Скорсезе под руководством Мика Джаггера. К великому сожалению, сериал не продлили на второй сезон, хотя это был качественный проект. Если есть желание посмотреть что-то про музыкальную индустрию, однозначно лучше выбрать «Винил», чем «Идол».