К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Почувствовать себя сомелье: как работают современные винотеки

Фото: Unsplash
Фото: Unsplash
Вино — один из самых популярных напитков в России и в мире. Его пьют как в ресторанах по особым случаям, так и дома в компании близких. При этом далеко не все прекрасно разбираются в вине и зачастую нуждаются в помощи при покупке. Forbes Life рассказывает, как правильно выбирать вино, не проходя курсы сомелье

В 2021 году Россия заняла восьмое место среди стран с наибольшим потреблением вина. Из года в год этот показатель растет, продажи увеличиваются, а виноградная лоза покоряет все больше южных земель. Только за январь — февраль этого года производство вина в стране выросло на 10,2%, а на расширение виноградников власти выделили более 26 млрд рублей. 

Благодаря росту потребления развивается и культура: люди разбираются в сортах винограда, регионах его выращивания и многих других факторах создания качественного напитка. Вместе со спросом увеличивается и предложение. В 2022 году SimpleWine расширил территориальное присутствие, открыв 22 новые винотеки. Сеть «ВинЛаб» выросла на 35%: с 1000 до 1350 точек по всей стране. А «Бристоль» и «Красное&Белое» открыли 3000 алкомаркетов. 

Из-за нарастающей конкуренции магазинам становится важно не только продавать большее количество товара, но и развивать саму культуру потребления вина. Клиент хочет понимать, как правильно выбирать продукт, в чем заключаются вкусовые особенности разных товаров и почему некоторые позиции стоят значительно дороже. Учитывая образовательную составляющую, сейчас выгодно продавать вино не в обычных магазинах, а в винотеках — специализированных бутиках, где сориентироваться в большом ассортименте помогут консультанты — кависты. 

 

Винотеки зачастую также называют энотеками — это подвалы, где хранятся запасы вина в правильных условиях. Там выдерживают нужную температуру, бутылки хранятся в темноте и в правильном положении. Одна из самых известных энотек при универмагах существовала в Москве еще в 1913 году. Более 100 лет назад купцы Елисеевы создали такую винотеку под магазином на Тверской улице. 

Годом ранее, в 1912-м, князь Лев Голицын собрал 50 000 бутылок со всех винодельческих регионов мира и открыл на своей винодельне энотеку. Голицын щедро распоряжался коллекцией: он выставлял вина на ужинах в своем имении, дарил их гостям, демонстрировал редкие экземпляры на лекциях и предлагал образцы виноделам на дегустации. Во время революции энотека Голицына была разграблена. Правда, некоторые вина работники завода смогли спрятать в тоннелях, и впоследствии часть коллекции была передана в «Массандру».

 

Главный массандровский подвал, он же энотека, тоже был построен благодаря Голицыну (он убедил Александра III в необходимости создания такого хранилища) аж в 1894 году. Там хранились сотни тысяч бутылок, в том числе из коллекций князей Романовых, Воронцова и Волконского. В 2019-м энотеку снова расширили, и сейчас она вмещает более 1 млн бутылок. Сейчас там проходят дегустации, экскурсии и лекции. 

В период Советского Союза, конечно, формат энотек и винотек был полностью забыт. Никакой речи о винном образовании в стране даже не шло. Сейчас эта концепция постепенно возрождается. Винная мода постепенно совершает революцию в формате потребления: помимо торговых рядов, в специализированных магазинах размещают дегустационные комнаты с приятным оформлением и освещением, чтобы гость мог расслабиться, насладиться вином и его покупкой. Эта культура приходит в Россию из Европы, где формат винотек гораздо более распространен. 

Самая развивающаяся сеть винотек в России сейчас — это SimpleWine. Компания в этом году выходит в новые регионы — Сочи и Тюмень, например, а в 2024-м планирует открыть еще 25 точек продаж. Известность специализированные магазины приобрели за счет персонального подхода к клиенту. В винотеке поняли, что в качестве личного взаимодействия дегустационные комнаты подходят лучше всего, поэтому стали развивать это направление. «Именно дегустация учит разбираться в продукте и помогает с профессиональным погружением в винную культуру. Умение слышать клиентов, умение предложить им то, что удовлетворяет широкую палитру запросов по цене, регионам, сервису и обслуживанию, а также открытость и простота всех процессов позволяют получать самые высокие оценки в работе», — объясняют в винотеке SimpleWine.   

 

Сотрудники сети также возрождают традицию проводить мастер-классы и лекции в дегустационных комнатах, где гости развивают свои вкусовые рецепторы и познания о виноделии. Там предлагают полное погружение в винную культуру как для тех, кто только начал интересоваться, так и для экспертов. «Это почти 30-летняя экспертиза, собранная командой профессионалов. SimpleWine учитывает персональные запросы каждого гостя и с большим удовольствием делится своими знаниями. Наша основная идея — проводить в этих зонах не только стандартные дегустации, но и устраивать их в закрытом формате для наших клиентов, учитывая их запросы», — рассказывают в сети. 

SimpleWine проводят три типа дегустаций. Первые проходят на бесплатной основе несколько раз в неделю: в вечернее время клиент может пробовать новинки или ключевые позиции из ассортимента сети. Второй тип включает в себя работу с самыми популярными темами дегустации, которые позволяют начать свой путь в мир вина и крепких спиртных напитков. Они проходят за дегустационным столом с сопровождением кависта и подобранными под дегустационный сет закусками. И третий формат — персонализированные дегустации, которые создаются исходя из уникальных пожеланий клиента, полностью соответствуя его ожиданиям и бюджету: гостям рассказывают историю бутылки и этикетки, объясняют о влиянии погоды и ландшафта на виноград, а после дают ощутить вкус уже в бокале.

В отличие от концепции супермаркетов, где выбор вин на полке во многом определяется только коммерческой эффективностью, в винотеках сформирован широкий профессиональный ассортимент вин почти из всех стран и регионов в разных ценовых сегментах. Сеть SimpleWine рассказывает, что в их магазинах цены начинаются от 700 рублей. Решение было принято для того, чтобы любой потребитель смог найти для себя что-то интересное. В винотеке посетитель всегда может попробовать что-то новое или продегустировать вино перед покупкой. Это дает новый опыт, который сложно получить где-то еще, и помогает лучше понять свои вкусы.

Вино в России — один из самых популярных алкогольных напитков. По статистике «Тинькофф-журнала», больше всего его пьют в Ненецком округе, где на одного человека в год приходится 10 бутылок. Дальше идет Московская область и Карелия с показателями девять бутылок на человека, а после — Мурманская область (восемь бутылок). Поэтому винотеки часто устраивают выездные дегустации. Например, по данным SimpleWine, особенно они популярны в Екатеринбурге, Москве и Санкт-Петербурге. «Чаще всего их устраивают через партнерства: отдел маркетинга или территориальный директор винотеки договариваются с соседним заведением о мероприятии. Например, мы проводили выездную дегустацию в гостинице и кинотеатре, когда на экране транслировалась презентация, наш сотрудник погружал их в винный мир», — говорят в винотеке.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+