Как компании придумывают инклюзивный дизайн, чтобы их продукт был доступен всем
В 2016 году незрячий американец Гильермо Роблес подал в суд на Domino's Pizza за то, что несколько раз пытался, но так и не смог заказать нужную пиццу ни через сайт, ни через приложение. Он обратился в организацию, защищающую права инвалидов в США, и началось судебное разбирательство, продлившееся несколько лет. В результате суд обязал компанию выплатить штраф и сделать интерфейс сайта и приложения пиццерии доступным для инвалидов. Репутационные потери Domino’s Pizza были так велики, что впоследствии они создали рекламную компанию именно для незрячих людей.
Сегодня неотъемлемое право доступа к информации предусмотрено в законодательстве многих стран. В Европе действует Конвенция ООН о защите прав людей с инвалидностью и законы, созданные специально под интернет-пространство. Например, директива о веб-доступности обязывает приложения публичного сектора (городских администраций, судов, школ, вузов) быть доступными для инвалидов. Бизнес, который сотрудничает с государственными учреждениями, также обязан адаптировать свои программы.
В США действует похожая система: там за соблюдение цифровой доступности отвечает «Раздел 508» Закона о реабилитации. Как и в ЕС, он затрагивает и государственные организации, и компании, сотрудничающие с ними. Например, это касается Microsoft — одной из лидеров в области цифровой доступности.
Если в странах Евросоюза не предусмотрены карающие меры за нарушение перечисленных законов, то в США уже было несколько крупных прецедентов, связанных с соблюдением «Раздела 508». Согласно аналитике, компании Level Access, за 2017-2021 годы количество судебных дел составило более 10 700, а количество жалоб на сложности в использовании сайтов и приложений только в 2020 году превысило 265 000.
Например, компания Amazon сегодня находится в топе по цифровой доступности, но еще в 2018 году она участвовала в крупном судебном разбирательстве. Ее сайт был не адаптирован для слабовидящих пользователей: в нем не предусматривалась функция скринридера, позволяющая озвучивать то, что отображается на экране, и он не был совместим с дисплеем, который используется для «перевода» текста в шрифт Брайля.
Информационная доступность помогает продавать
Но судебные процессы не единственная мотивация уделять внимание доступности. Это может быть не просто отягчающей обязанностью, но и способом увеличить прибыль. По данным ежегодного отчета компании RETURN ON DISABILITY GROUP, цифровая доступность расширяет целевую аудиторию, так как положительно влияет на потребительское поведение не только самих людей с ограниченными возможностями, но и их друзей и родственников, которые «эмоционально связаны» с инвалидностью. Это примерно 3,7 млрд человек с располагаемым доходом около $13 трлн.
Разумеется, компаниям выгодно думать о цифровой доступности, когда речь идет о лояльности такого количества потенциальных клиентов. В Великобритании даже существует термин The Purple Pound («пурпурный фунт») — он обозначает количество денег, которые тратят домохозяйства, где есть хотя бы один человек с инвалидностью. Согласно исследованию, британские предприятия из разных сфер — супермаркеты, рестораны, банки — теряют от £42 до £935 млн (или от $52 000 до $1,2 млн) в месяц только потому, что они по тем или иным критериям недоступны для людей с инвалидностью.
По данным Росстата за 2022 год, в России живет 35 млн пенсионеров — это 24,1% всех жителей страны. Статистика за тот же год говорит о том, что 11 млн человек в России имеют 1, 2 или 3-ю группу инвалидности. А согласно одному европейскому исследованию, каждый 12-й мужчина и каждая 200-я женщина в мире страдают дальтонизмом. Дальтоников не относят к категории людей с инвалидностью, и тем не менее они, как и миллионы людей с другими ограничениями здоровья, нуждаются в дополнительных возможностях использования сайтов и приложений.
Согласно исследованию аналитиков Dodo Brands, около 27% людей пользуются хотя бы одной настройкой доступности — например, увеличивают текст на сайтах или в приложениях. Так, мы ежедневно используем и другие достижения цифровой доступности, даже не задумываясь об этом: например, нам удобно включать субтитры к фильмам на иностранном языке, настраивать цветовую адаптивность экрана для снижения нагрузки на зрение или использовать темную тему.
Это совсем не значит, что у нас есть ограничения по здоровью или же они могут быть временными: человеку, который несет в руке тяжелую сумку и хочет воспользоваться телефоном, помогут те же функции, что и человеку со сломанной рукой или протезом. Эти примеры показывают, что следует не создавать «отдельную» цифровую среду для инвалидов, а расширять возможности сайтов и приложений, чтобы они были максимально удобными для всех.
Как обстоят дела в России
Ситуация с цифровой доступностью в нашей стране в целом скорее повторяет европейский опыт. Государство обязало все госучреждения добавить версии сайтов для слабовидящих и незрячих с озвучкой интерфейса. За это отвечают Федеральные законы №419-ФЗ и №8-ФЗ, а также приказ Министерства связи и массовых коммуникаций России №483.
Однако существующие законодательные акты определенно нуждаются в доработке, так как не регулируют облегченный доступ к этим же сайтам для пользователей с проблемами моторики и опорно-двигательного аппарата, а также с ментальными расстройствами. Кроме того, перечисленные акты не распространяются на приложения для мобильных устройств. В них не прописаны четкие сроки исполнения, а неисполнение считается административным правонарушением.
В 2012 году Россия ратифицировала конвенцию ООН о правах инвалидов. Требования к доступности стали касаться не только государственных, но и системно значимых предприятий, к которым относятся многие банки. Поэтому банковская сфера одной из первых в стране начала адаптировать свои продукты под потребности людей с ограничениями здоровья и привлекать внимание к проблемам доступности.
В 2016 году глава «Сбера» Герман Греф пришел в одно из отделений банка в специальном костюме, имитирующем ограничения здоровья (проблемы со зрением и слухом), чтобы попробовать взять кредит на инвалидное кресло. После окончания эксперимента Греф рассказал, что вместо монитора компьютера видел лишь светлое пятно и плохо слышал то, что говорила сотрудница. Сегодня «Сбер» разными способами поддерживает создание комфортной цифровой среды: адаптирует собственные сервисы под нужды людей с инвалидностью и даже выпустил гайдлайн о том, как сделать интерфейс доступным для всех.
«Яндекс» адаптировал все свои сервисы для незрячих пользователей, а также принимает на работу соискателей и тестировщиков с ограниченными возможностями. А после того как сеть по доставке пиццы «Додо Пицца» адаптировала приложение для незрячих пользователей, ее дополнительная выручка в месяц составила 8 млн рублей. По сути, этого удалось добиться всего лишь благодаря частичным изменениям дизайна приложения.
Другие крупные бизнесы в стране тоже стараются адаптировать веб-ресурсы для людей с особыми потребностями, но пока этого недостаточно — далеко не все необходимые для полноценной жизни сервисы доступны людям с ограничениями здоровья.
Если базовые действия, например такие как оплата ЖКХ, заказ такси и открытие банковского счета, слабовидящие люди могут совершать относительно легко, то многие другие сценарии, например шопинг на маркетплейсах, пока вызывают у них затруднения, так как большинство приложений и сайтов в России все еще не адаптированы под их потребности.
Могут возникать проблемы и с многими другими сервисами: согласно данным исследования Роскачества, в 2019 году для незрячих людей были практически недоступны приложения для контроля личных финансов, поиска работы, покупки авиабилетов и других задач.
Чтобы сделать цифровую среду доступной для всех, государство, во-первых, должно содействовать разработке инновационных решений и повышать осведомленность населения о необходимости внедрять цифровую доступность. Во-вторых, пользователи с ограниченными возможностями здоровья должны быть вовлечены в тестирование цифровых продуктов, чтобы их потребности учитывались. В-третьи, нужно создать общие технические рекомендации, гайдлайны, для дизайнеров интерфейсов, содержащих универсальные критерии соответствия цифровой доступности. Вот некоторые из них
- скейлинг — увеличение или уменьшение размера шрифта, изображений и других типов контента. Скейлинг необходим слабовидящим и пожилым людям, которые не могут воспринимать слишком мелкий или крупный шрифт;
- контрастность — некоторые люди, страдающие дальтонизмом, воспринимают близкие по значению цвета как один, а высокая контрастность разделяет их на два отличных друг от друга. Еще она помогает легче читать текст пожилым людям. Задать ее дизайнерам помогают специализированные сайты, например этот — на нем можно проверить контрастность сочетания цветов;
- цвета — нарушение восприятия цветов влияет на пользование сайтами и приложениями: например, человеку с дальтонизмом трудно подобрать себе одежду в интернет-магазине, если на сайте не написан точный цвет каждой позиции;
- аудиодескрипция — благодаря ей незрячие люди слушают словесное описание того, что находится на экране, и понимают, как с этим взаимодействовать: например, характеристики товаров и расположение кнопок, которые можно нажать. Визуальные изображения в большинстве случаев не несут смысловой нагрузки для пользователя с нарушениями зрения. Но некоторые сайты и системы внедряют удобное описание изображений: так, операционная система iOS не только распознает их, но и может корректно озвучить увиденное и даже узнать по фото знакомых пользователя;
- режим вибрации — эта простейшая функция, которой мы пользуемся постоянно, обеспечивает цифровую доступность и для незрячих, и для глухонемых людей, чтобы они не пропустили уведомления о будильнике и звонках. Виброотклик можно настроить на определенные действия: например, для оповещений, что из банковского приложения отправлены деньги;
- голосовое управление — есть множество программ, которые частично или полностью управляются с помощью голоса и минимальных жестов пользователя (например, даже морганием). Они помогают управлять курсором, открывать приложения и выполнять необходимые действия на смартфоне или компьютере.
Несмотря на существующие недостатки системы, в России постепенно принимают меры для повышения цифровой доступности. Отечественная онлайн-среда уже неплохо адаптирована для незрячих людей: крупные государственные порталы прикладывают для этого немало усилий. Также в 2019 году был утвержден национальный проект «Цифровая экономика», который включает в себя меры по развитию цифровых технологий с учетом потребностей людей с ограниченными возможностями. В рамках этого проекта планируется разработка специализированных решений для разных категорий людей с ограниченными возможностями, таких как люди с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата и других.