К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Как компании придумывают инклюзивный дизайн, чтобы их продукт был доступен всем

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Технологиями, которые позволяют делать цифровую среду доступной, люди пользуются каждый день, когда включают вибрацию на смартфоне или увеличивают шрифт. Продуктовый дизайнер и эксперт по цифровой доступности Дарья Филичкина рассказывает, как инклюзивный дизайн помогает компаниям не только охватить большее число пользователей, но и увеличить прибыль

В 2016 году незрячий американец Гильермо Роблес подал в суд на Domino's Pizza за то, что несколько раз пытался, но так и не смог заказать нужную пиццу ни через сайт, ни через приложение. Он обратился в организацию, защищающую права инвалидов в США, и началось судебное разбирательство, продлившееся несколько лет. В результате суд обязал компанию выплатить штраф и сделать интерфейс сайта и приложения пиццерии доступным для инвалидов. Репутационные потери Domino’s Pizza были так велики, что впоследствии они создали рекламную компанию именно для незрячих людей. 

Сегодня неотъемлемое право доступа к информации предусмотрено в законодательстве многих стран. В Европе действует Конвенция ООН о защите прав людей с инвалидностью и законы, созданные специально под интернет-пространство. Например, директива о веб-доступности обязывает приложения публичного сектора (городских администраций, судов, школ, вузов) быть доступными для инвалидов. Бизнес, который сотрудничает с государственными учреждениями, также обязан адаптировать свои программы.

В США действует похожая система: там за соблюдение цифровой доступности отвечает «Раздел 508» Закона о реабилитации. Как и в ЕС, он затрагивает и государственные организации, и компании, сотрудничающие с ними. Например, это касается Microsoft — одной из лидеров в области цифровой доступности. 

 

Если в странах Евросоюза не предусмотрены карающие меры за нарушение перечисленных законов, то в США уже было несколько крупных прецедентов, связанных с соблюдением «Раздела 508». Согласно аналитике, компании Level Access, за 2017-2021 годы количество судебных дел составило более 10 700, а количество жалоб на сложности в использовании сайтов и приложений только в 2020 году превысило 265 000.

Например, компания Amazon сегодня находится в топе по цифровой доступности, но еще в 2018 году она участвовала в крупном судебном разбирательстве. Ее сайт был не адаптирован для слабовидящих пользователей: в нем не предусматривалась функция скринридера, позволяющая озвучивать то, что отображается на экране, и он не был совместим с дисплеем, который используется для «перевода» текста в шрифт Брайля. 

 

Информационная доступность помогает продавать

Но судебные процессы не единственная мотивация уделять внимание доступности. Это может быть не просто отягчающей обязанностью, но и способом увеличить прибыль. По данным ежегодного отчета компании RETURN ON DISABILITY GROUP, цифровая доступность расширяет целевую аудиторию, так как положительно влияет на потребительское поведение не только самих людей с ограниченными возможностями, но и их друзей и родственников, которые «эмоционально связаны» с инвалидностью. Это примерно 3,7 млрд человек с располагаемым доходом около $13 трлн.

Разумеется, компаниям выгодно думать о цифровой доступности, когда речь идет о лояльности такого количества потенциальных клиентов. В Великобритании даже существует термин The Purple Pound («пурпурный фунт») — он обозначает количество денег, которые тратят домохозяйства, где есть хотя бы один человек с инвалидностью. Согласно исследованию, британские предприятия из разных сфер — супермаркеты, рестораны, банки — теряют от £42 до £935 млн (или от $52 000 до $1,2 млн) в месяц только потому, что они по тем или иным критериям недоступны для людей с инвалидностью. 

По данным Росстата за 2022 год, в России живет 35 млн пенсионеров — это 24,1% всех жителей страны. Статистика за тот же год говорит о том, что 11 млн человек в России имеют 1, 2 или 3-ю группу инвалидности. А согласно одному европейскому исследованию, каждый 12-й мужчина и каждая 200-я женщина в мире страдают дальтонизмом. Дальтоников не относят к категории людей с инвалидностью, и тем не менее они, как и миллионы людей с другими ограничениями здоровья, нуждаются в дополнительных возможностях использования сайтов и приложений. 

 

Согласно исследованию аналитиков Dodo Brands, около 27% людей пользуются хотя бы одной настройкой доступности — например, увеличивают текст на сайтах или в приложениях. Так, мы ежедневно используем и другие достижения цифровой доступности, даже не задумываясь об этом: например, нам удобно включать субтитры к фильмам на иностранном языке, настраивать цветовую адаптивность экрана для снижения нагрузки на зрение или использовать темную тему.

Это совсем не значит, что у нас есть ограничения по здоровью или же они могут быть временными: человеку, который несет в руке тяжелую сумку и хочет воспользоваться телефоном, помогут те же функции, что и человеку со сломанной рукой или протезом. Эти примеры показывают, что следует не создавать «отдельную» цифровую среду для инвалидов, а расширять возможности сайтов и приложений, чтобы они были максимально удобными для всех. 

Как обстоят дела в России

Ситуация с цифровой доступностью в нашей стране в целом скорее повторяет европейский опыт. Государство обязало все госучреждения добавить версии сайтов для слабовидящих и незрячих с озвучкой интерфейса. За это отвечают Федеральные законы №419-ФЗ и №8-ФЗ, а также приказ Министерства связи и массовых коммуникаций России №483

Однако существующие законодательные акты определенно нуждаются в доработке, так как не регулируют облегченный доступ к этим же сайтам для пользователей с проблемами моторики и опорно-двигательного аппарата, а также с ментальными расстройствами. Кроме того, перечисленные акты не распространяются на приложения для мобильных устройств. В них не прописаны четкие сроки исполнения, а неисполнение считается административным правонарушением.

В 2012 году Россия ратифицировала конвенцию ООН о правах инвалидов. Требования к доступности стали касаться не только государственных, но и системно значимых предприятий, к которым относятся многие банки. Поэтому банковская сфера одной из первых в стране начала адаптировать свои продукты под потребности людей с ограничениями здоровья и привлекать внимание к проблемам доступности. 

 

В 2016 году глава «Сбера» Герман Греф пришел в одно из отделений банка в специальном костюме, имитирующем ограничения здоровья (проблемы со зрением и слухом), чтобы попробовать взять кредит на инвалидное кресло. После окончания эксперимента Греф рассказал, что вместо монитора компьютера видел лишь светлое пятно и плохо слышал то, что говорила сотрудница. Сегодня «Сбер» разными способами поддерживает создание комфортной цифровой среды: адаптирует собственные сервисы под нужды людей с инвалидностью и даже выпустил гайдлайн о том, как сделать интерфейс доступным для всех.

«Яндекс» адаптировал все свои сервисы для незрячих пользователей, а также принимает на работу соискателей и тестировщиков с ограниченными возможностями. А после того как сеть по доставке пиццы «Додо Пицца» адаптировала приложение для незрячих пользователей, ее дополнительная выручка в месяц составила 8 млн рублей. По сути, этого удалось добиться всего лишь благодаря частичным изменениям дизайна приложения. 

Другие крупные бизнесы в стране тоже стараются  адаптировать веб-ресурсы для людей с особыми потребностями, но пока этого недостаточно — далеко не все необходимые для полноценной жизни сервисы доступны людям с ограничениями здоровья. 

Если базовые действия, например такие как оплата ЖКХ, заказ такси и открытие банковского счета, слабовидящие люди могут совершать относительно легко, то многие другие сценарии, например шопинг на маркетплейсах, пока вызывают у них затруднения, так как большинство приложений и сайтов в России все еще не адаптированы под их потребности.

 

Могут возникать проблемы и с многими другими сервисами: согласно данным исследования Роскачества, в 2019 году для незрячих людей были практически недоступны приложения для контроля личных финансов, поиска работы, покупки авиабилетов и других задач.

Чтобы сделать цифровую среду доступной для всех, государство, во-первых, должно содействовать разработке инновационных решений и повышать осведомленность населения о необходимости внедрять цифровую доступность. Во-вторых, пользователи с ограниченными возможностями здоровья должны быть вовлечены в тестирование цифровых продуктов, чтобы их потребности учитывались.  В-третьи, нужно создать общие технические рекомендации, гайдлайны, для дизайнеров интерфейсов, содержащих универсальные критерии соответствия цифровой доступности. Вот некоторые из них

  • скейлинг — увеличение или уменьшение размера шрифта, изображений и других типов контента. Скейлинг необходим слабовидящим и пожилым людям, которые не могут воспринимать слишком мелкий или крупный шрифт;
  • контрастность — некоторые люди, страдающие дальтонизмом, воспринимают близкие по значению цвета как один, а высокая контрастность разделяет их на два отличных друг от друга. Еще она помогает легче читать текст пожилым людям. Задать ее дизайнерам помогают специализированные сайты, например этот — на нем можно проверить контрастность сочетания цветов;
  • цвета — нарушение восприятия цветов влияет на пользование сайтами и приложениями: например, человеку с дальтонизмом трудно подобрать себе одежду в интернет-магазине, если на сайте не написан точный цвет каждой позиции;
  • аудиодескрипция — благодаря ей незрячие люди слушают словесное описание того, что находится на экране, и понимают, как с этим взаимодействовать: например, характеристики товаров и расположение кнопок, которые можно нажать. Визуальные изображения в большинстве случаев не несут смысловой нагрузки для пользователя с нарушениями зрения. Но некоторые сайты и системы внедряют удобное описание изображений: так, операционная система iOS не только распознает их, но и может корректно озвучить увиденное и даже узнать по фото знакомых пользователя;
  • режим вибрации — эта простейшая функция, которой мы пользуемся постоянно, обеспечивает цифровую доступность и для незрячих, и для глухонемых людей, чтобы они не пропустили уведомления о будильнике и звонках. Виброотклик можно настроить на определенные действия: например, для оповещений, что из банковского приложения отправлены деньги;
  • голосовое управление — есть множество программ, которые частично или полностью управляются с помощью голоса и минимальных жестов пользователя (например, даже морганием). Они помогают управлять курсором, открывать приложения и выполнять необходимые действия на смартфоне или компьютере.

Несмотря на существующие недостатки системы, в России постепенно принимают меры для повышения цифровой доступности. Отечественная онлайн-среда уже неплохо адаптирована для незрячих людей: крупные государственные порталы прикладывают для этого немало усилий. Также в 2019 году был утвержден национальный проект «Цифровая экономика», который включает в себя меры по развитию цифровых технологий с учетом потребностей людей с ограниченными возможностями. В рамках этого проекта планируется разработка специализированных решений для разных категорий людей с ограниченными возможностями, таких как люди с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата и других. 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+