«Плейлист волонтера»: почему это один из лучших сериалов о поиске пропавших без вести
Когда Артему Ляшенко было 23 года, он работал журналистом и в качестве корреспондента присоединился к одной из миссий поисково-спасательного отряда «Лиза Алерт». Ляшенко уже был автором и редактором успешных телевизионных программ, но считал, что это очень скучная работа. Оказавшись на поисках отряда «Лиза Алерт», Артем почувствовал, что именно такая волонтерская помощь может в корне изменить его жизнь. Он стал сперва добровольцем, а впоследствии — координатором «Лиза Алерт», полностью курирующим поиски пропавших без вести людей.
Через несколько лет Ляшенко понял, что у него накопилось достаточно фактуры, чтобы написать книгу о работе поисково-спасательных отрядов. В 2020 году он представил роман «Плейлист волонтера», основанный на реальных событиях, с которыми столкнулся сам. Книгу Артем выпустил под псевдонимом Мршавко Штапич. Эту кличку Артему придумала школьная учительница сербского языка. Дословный перевод фразы «мршавко штапич» — «худой дрищ». Ляшенко с детства любил Сербию и всегда отмечал, что он, в отличие от сербов, далеко не двухметровый красавец, поэтому псевдоним Мршавко Штапич ему очень даже подходит. Его реальные имя и фамилия пусть появляются в титрах телевизионных развлекательных передач, но не имеют отношения к работе в «Лиза Алерт».
В мае этого года на стриминговой платформе Okko вышел одноименный сериал по книге Штапича. Самого автора и, соответственно, главного героя книги сыграл Иван Янковский. Разница лишь в том, что в экранизации его зовут Михаил, а не Мршавко. Тем не менее «худым дрищем» в сериале его продолжают называть. Режиссером проекта выступил Максим Свешников, наиболее известный по проектам «Контейнер» и «Отель Элеон». Также в сериале снялись Шамиль Хаматов («Обоюдное согласие», «Пятая группа крови»), сыгравший координатора поисков Жору, и Евгения Громова («Псих», «Верность»), получившая роль Соловьевой — пресс-атташе отряда.
В одном из интервью Ляшенко так отзывался о своей книге: «Поиски пропавших, много разных кейсов, мертвые дети, мертвые взрослые, живые дети, живые взрослые, слезы, пот, любовь, анаша, водка, пиво, виски. Все. Все ровно так. Никакой драмы нет. Ублюдок остается ублюдком, окружают его сумасшедшие дегенераты, алкоголики, все вот так и происходит». И это, пожалуй, лучшее описание как книги, так и сериала «Плейлист волонтера».
В проекте нет никакой романтизации работы волонтеров — никакого героизма и нежности. Это тяжелая физически и морально работа, которая изматывает целиком и полностью. У добровольцев нет времени на семью, друзей и хобби. Ночами они ищут пропавших, днем кое-как зарабатывают деньги. В большинстве своем это небогатые люди с кучей бытовых и личных проблем, которые зачастую выбирают волонтерскую деятельность в поисково-спасательных отрядах как форму эскапизма. Часто этот выбор мотивирован далеко не желанием помочь другим, а стремлением спасти себя. Одни пытаются стать лучше, другие доказать близким, что изменились, третьи ищут славы и признания, четвертые — отвлекают себя от алкоголя, наркотиков и других зависимостей.
Когда Ляшенко писал книгу, ему было очень интересно разобраться в теории пассионарности Гумилева. Автор считает, что эта идея очень тесно связана с волонтерской деятельностью. У добровольцев всегда очень много энергии, они жаждут спасти людей, хотя толком объяснить, почему пришли в отряд и зачем это делают, не могут. В сериале «Плейлист волонтера» герои постоянно спрашивают друг друга, зачем они занялись поиском пропавших, но никто толком не может ответить на этот вопрос.
Основная сюжетная линия — история главного героя Миши Штапича. Ему всего лишь 25 лет, у него есть бывшая жена и сын, но ни денег, ни карьеры больше нет. После развода Штапич начал выпивать. После очередного похода по барам Мишу избили и ограбили на железнодорожной станции. Мама обратилась в полицию и заявила, что он пропал. Спасательный отряд во главе с координатором Жорой занялся поиском Миши.
Полицейский нашел Штапича около железнодорожных путей и решил, что он мертв, но спустя несколько минут Миша пришел в себя, встал и поехал домой. Около подъезда он познакомился с волонтерами, которые занимались его поисками. Штапич напросился принять участие в поисках мальчика Жени. Он стал одним из первых «пропавших без вести», кто уже спустя сутки оказался волонтером. В итоге именно Штапич нашел мальчика, но, к сожалению, когда тот уже погиб.
Миша, у которого нет ни работы, ни дома (раньше он жил с женой, теперь с мамой, но явно чувствует себя чужим в ее квартире), начал каждый день ездить на поиски с волонтерами. Так он обрел новых друзей, влюбился и нашел смысл в жизни. Каждый день Штапич забывает о своих проблемах и заботах, потому что есть большая и важная цель — искать и находить людей.
Янковский, как впрочем и всегда, отлично играет молчаливого и мрачного, но романтичного и нежного отморозка. Его герой совершенно потерян и одинок, но поиски людей помогают ему заполнить пустоту в душе. При этом никакого очаровательного перевоплощения Штапича не происходит. Он по-прежнему напивается, дерется, живет без гроша в кармане и не пытается наладить свою личную жизнь. Когда зритель видит Мишу в качестве отца, сына или мужа, он не испытывает ничего, кроме сожаления и жалости. Но когда на экране Штапич — координатор отряда, зритель очарован тем, как он бросает все ради спасения других.
А зря. Сериал «Плейлист волонтера» хорош именно тем, что отлично показывает, как важно помогать не только другим, но и себе. Работа добровольца в отряде — это такая адреналиновая игла, идеальный эскапизм, который затягивает, засасывает, полностью отключает от реальности. Волонтерство может помочь понять себя и найти в себе лучшие качества, но только если помнить, что спасение пропавших — лишь цель, а не смысл жизни.
Тем, кто мало знает о работе таких отрядов, как «Лиза Алерт», обязательно нужно посмотреть сериал еще и для того, чтобы понять, насколько это на самом деле сложная с точки зрения стратегий и тактик работа. Волонтеры и координаторы — это не просто группа активистов, которые носятся по лесу с фонарем и обклеивают столбы. Для того чтобы искать и находить людей, каждому добровольцу нужно освоить картографию и оказание первой медицинской помощи, стать в некотором смысле психологом и наставником для родственников, обратившихся в отряд, улучшить свою физическую подготовку и научиться выживать в дикой природе.
«Плейлист волонтера» — один из лучших проектов о поисково-спасательных отрядах, потому что показывает волонтерскую деятельность абсолютно честно. С одной стороны, сериал полностью фокусируется именно на поиске пропавших: каждая серия — это новая история о работе добровольцев. Поэтому он увлекательный, почти детектив, где каждый кейс пропавшего человека — это расследование со своими подводными камнями и загадками.
С другой стороны, проект подчеркивает, что каждый волонтер — это человек, у которого есть семья, работа, дом, на что ему критически не хватает времени. Практически все добровольцы — поломанные люди с травмами и проблемами, требующими решения. Поэтому сериал превращается еще и в психологическую драму, заставляющую думать о приоритетах и ценностях. Спасая других, человек отдаляется от себя или становится лучше? Каждый герой находит свой ответ на этот вопрос.