К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Царские закупки в Кремле: что Михаил Романов покупал у датского короля Кристиана

Фото Музея Московского Кремля
Фото Музея Московского Кремля
В парадном вестибюле Оружейной палаты Московского Кремля до 16 августа идет выставка, посвященная 530-летию дипломатических отношений между Россией и Данией. Показывают посольские дары и царские покупки, сделанные Михаилом Федоровичем Романовым в Архангельске. Forbes Life изучил царский выбор и царские вкусы

Русские правители неоднократно пытались породниться с датской королевской династией. Так, в 1602 году в Москву приезжал младший брат датского короля Кристиана IV, принц Иоганн Шлезвиг-Гольштейнский,  который сватался к Ксении Годуновой. Однако принц заболел и умер, так и не увидев невесты. Возможно, его подарок будущей жене, золотой перстень с сапфиром, поступивший в собрание Музеев Московского Кремля в конце XIX  века из Покровского монастыря Суздаля, где закончила свои дни монахиней Ксения Годунова, сейчас вместе с золотыми пуговицами, украшенными эмалями, изумрудами и рубинами, выставлен в витрине камерной выставки в парадном вестибюле Оружейной палаты. 

Попыток укрепить дипломатический союз России и Дании браком представителей двух династий было предпринято немало, прежде чем такой союз был заключен в 1866 году между принцессой Дагмарой (в крещении Марией Федоровной) и наследником российского престола, будущим императором Александром III. Однако выставка в Оружейной палате посвящена периоду XVII века, воцарению династии Романовых и почти 60-летнему правлению Кристиана IV. Показывают совсем немного серебряных предметов — по сути, это пролог к постоянной экспозиции Оружейной палаты, где несколько витрин посвящены датскому серебру. Впервые выставлен чалдар (специально отреставрированная к выставке гигантская попона из красного итальянского бархата, расшитая монограммой Кристиана IV с золотыми и серебряными нитями), две аркебузы, акварели Федора Солнцева с изображением датских сокровищ в собрании Оружейной палаты, монеты и гравюра, сделанная по живописному портрету Кристиана IV, где он, молодой триумфатор Кальмарской войны, стоит, повернувшись к зрителю, во всем блеске своей славы и молодости, с «локоном любви» в прическе. В канун 30-летней войны этот портрет Кристиана IV датский королевский двор будет использовать как средство пропаганды. Но удача отвернется от короля, он проиграет войну,  и в 1628 году, чтобы как-то пополнить опустевшую казну, продаст часть своих королевских сокровищ Михаилу Федоровичу Романову. 106 серебряных изделий будет доставлено из Копенгагена в Архангельск. Среди них — дары, поднесенные Кристиану IV к его коронации в 1596 году, такие как кубок-орел от дворян острова Эзель, кубок с навершием в виде солдата-копейщика от капитула собора города Лунд, кубок с грифоном от горожан Мальме и исполинский кубок с античным героем Актеоном на крышке от жителей города Вильстермарш. К дипломатической дате их  все лето показывают в вестибюле Оружейной палаты. 

Гора-курильница. До 1632 года
Музей Московского Кремля

Гора-курильница. До 1632 года

«Начиная с XVII века посольские дары выставлялись на поставцах во время приемов, — рассказывает куратор выставки, научный сотрудник Оружейной палаты Евгения Захарова, — считалось, что они репрезентируют могущество государства». Чем крупнее и масштабнее был предмет, тем выше был его статус. Но, кроме статуса, ценились и материалы, из которых изготовлены предметы, их рассматривали как запас драгметаллов.

Если западно-европейское серебро и золото служило для украшения, то ели и пили на русском золоте и серебре, рассказывает Евгения Захарова. Хотя гора-курильница, как считают научные сотрудники музея, использовалась по назначению: курились благовония, дым шел из трубы замка на вершине горы.

Сосуд для вина «Орел». Кристоф Ямнитцер. Нюрнберг, до 1595 года
Музей Московского Кремля

Сосуд для вина «Орел». Кристоф Ямнитцер. Нюрнберг, до 1595 года

Сосуд для вина работы германских мастеров серебряных дел (в тот момент самых искусных в Европе) был поднесен датскому королю Кристиану IV в честь его коронации, о чем свидетельствует медальон на груди орла. Золоченая птица — не просто гигантский кувшин, но еще и трансформер. Голова орла снимается, ее можно использовать как кубок.

Кубок-наутилус.  Иоганн Клаус. Нюрнберг, 1632-1643 годы
Музей Московского Кремля

Кубок-наутилус. Иоганн Клаус. Нюрнберг, 1632-1643 годы

Драгоценные кубки с использованием индийских раковин — самые дорогие предметы в коллекции. Нюрнбергский ювелир не только изобразил героев античных мифов, Геркулеса, сражающегося с гидрой, Персея и Андромеду, но использовал для усиления драматического эффекта цветные лаки, рассказывает Евгения Захарова. Так, белым лаком покрыты тела Андромеды и Геркулеса, а крылья гидры — зеленым лаком с красными крапинками. «Мы специально так установили кубок в витрине, чтобы зрители могли рассмотреть все детали этой многофигурной композиции», — рассказывает куратор выставки.

Пуговицы и, возможно, кольцо Ксении Годуновой
Музей Московского Кремля

Пуговицы и, возможно, кольцо Ксении Годуновой

И кольцо, и пуговицы атрибутированы условно. Пуговицы приписаны датской моде по манере их украшения — цветные эмали по золоту с изображением такой экзотической птицы, как попугай.

Ян Мюллер. Парадный портрет короля Кристиана IV. Гравюра, 1625 год
Музей-усадьба Коломенское

Ян Мюллер. Парадный портрет короля Кристиана IV. Гравюра, 1625 год

Поскольку портрет использовался датчанами как средство пропаганды в канун 30-летней войны, он изготовлен мастером гравюры Яном Мюллером по раннему живописному изображению Кристиана IV  Питера Исаакса. Мюллеру был выдан патент на шесть лет с правом тиражирования изображения.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+