К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Актуальное искусство: галереи в мире продолжают показывать российских художников

Инсталляция «Тайная вечеря» Андрея Филиппова в пространстве венецианского собора Святого Рока на Крите (Фото Ioannis N. Arhontakis)
Инсталляция «Тайная вечеря» Андрея Филиппова в пространстве венецианского собора Святого Рока на Крите (Фото Ioannis N. Arhontakis)
Круг коллекционеров, интересующихся российским современным искусством, в Европе и Америке сегодня очень небольшой, говорят эксперты. Чтобы понять современного российского художника, у европейских коллекционеров нередко уходят годы. И все-таки галереи в мире продолжают показывать современных российских художников. Какие персональные выставки российских художников идут этой весной и летом в Европе и мире — в фотогалерее Forbes Life

«Когда говорят, что сегодня российское искусство исключено из западноевропейского культурного процесса, не упоминают, что российское современное искусство в этот процесс так и не было включено», — говорит основатель галереи Iragui Екатерина Ираги, которая представляет Павла Пепперштейна, Ольгу Чернышеву, Аркадия Насонова. Как несыгравшие ставки в большой игре выглядят сегодня амбициозные рекорды Sotheby’s 1988 года на торгах, проведенных Симоном де Пюри в Москве (среди них «Фундаментальный лексикон» Гриши Брускина за £242 000), и «Жук» Ильи Кабакова за £2,9 млн на лондонских торгах (2008) аукциона Phillips de Pury, принадлежавшего тогда де Пюри.

По мнению Ираги, круг коллекционеров, интересующихся российским современным искусством, в Европе и Америке сегодня очень небольшой: «Это те, кто понимает, что неконтролируемое искусство, андеграунд, нонконформизм, выражает независимое, свободное мышление в России. Это такие фигуры, как Георгий Костаки или Нортон Додж».

На майских торгах Bonhams, посвященных искусству нонконформистов, из 79 лотов ушло не больше трети. Однако глава отдела русского искусства аукционного дома Дарья Христова говорит, что довольна результатом: хотя почти все работы на бумаге остались непроданными, живопись оказалась востребованной. «Сюрреалистическая композиция» Александра Харитонова 1960 года была продана за €50 775, «Панагия без оклада» Дмитрия Плавинского 1973 года — за €48 225, «Две карты» 1974 года Владимира Немухина — за €17 850. Екатерина Ираги замечает: чтобы понять современного российского художника, у европейских коллекционеров нередко уходят годы.

 

В апреле 2023-го Музей современного искусства в Ханье на Крите открыл выставку памяти художника Андрея Филиппова, умершего летом 2022-го, и воспроизвел его знаменитую инсталляцию «Тайная вечеря». Представитель третьего поколения московских концептуалистов, поддерживаемых меценатом Стеллой Кесаевой и ее Stella Art Foundation, Филиппов неоднократно принимал участие в выставках в Греции. В 2011 году прошла выставка в Музее коллекции Костаки в Салониках (сейчас музей носит название «MOMus — Музей искусства модернизма — коллекция Костаки») в рамках 3-й Салоникской биеннале современного искусства. В июне 2012 года на площади перед Православной академией Крита был установлен объект работы Филиппова — солнечные часы «Гномон» в форме полуфигуры двуглавого орла (дар Stella Art Foundation Криту), а в Музее современного искусства в Ханье в это время открылась его выставка «Тень неба». Весной 2023-го выставка памяти Филиппова открыла юбилейный марафон в честь 15-летия музея в Ханье. «Счастлива, что наши греческие друзья помнят Андрея и ценят его творчество», — написала в приветственном слове Стелла Кесаева.

Среди энтузиастов, много лет делающих ставку на современное российское искусство, берлинский галерист и арт-дилер Фолькер Диль. Первым российским художником, которого он в 1989 году показал в Берлине, был Сергей Волков. В 2008 году Диль открывал в Москве галерею, в 2010-м вместе с Маргаритой Пушкиной и Владимиром Овчаренко участвовал в создании ярмарки Cosmoscow. Среди художников берлинской галереи Diehl — Юрий Альберт, Сергей Братков, Ольга Чернышева, Иван Горшков, Олег Кулик, «Синие носы», Александра Паперно.

 

«Показывать русское искусство сегодня сложно, — говорит Диль, — и его почти невозможно продать». Тем не менее в берлинских пространствах галереи Diehl этой весной одна за другой идут выставки Кулика и Андрея Красулина, художников, казалось бы, совершенно разных, по-своему выражающих, по словам Диля, «неуверенность в будущем, трудности, с которыми мы сталкиваемся лицом к лицу ежедневно», доказывающих, что «жизнь не белая и не черная». Диль говорит, что, несмотря на cancel culture, культура по-прежнему служит мостом, соединяющим людей разных национальностей, вероисповеданий, полов: «Для меня лично искусство — воплощение мира и коммуникации между людьми. Спасибо, Господи, все больше и больше людей это понимают». В качестве примера Диль приводит тот факт, что Кайзеровскую премию города Гослар, одну из ведущих наград в области современного искусства в Германии, в этом году присудили московским концептуалистам Юрию Альберту и Вадиму Захарову.

В общем, как говорит московский галерист Андрея Красулина и Виталия Пушницкого, создатель галереи pop/off/art и искусствовед Сергей Попов, на фоне более 10 персональных выставок российских художников в Европе и мире, которые идут этой весной и летом, «нельзя сказать, что российских авторов не показывают, наоборот, интерес есть». 

Олег Кулик
Marcus Schneider·Volker Diehl Gallery

Олег Кулик

Anima Animalis, галерея Diehl, Берлин, до 2 июня 

Ретроспектива Олега Кулика включает фото- и видеодокументацию перформансов 1990-х годов, среди них прославившие художника «Человек-собака» и «Я кусаю Америку, Америка кусает меня», а также скульптуры из его последнего проекта, над которым Кулик работает в своей мастерской в Боровске (одна из работ этого цикла «Большая мать» по-прежнему находится в хранилище Следственного комитета после возбуждения в 2022 году уголовного дела в отношении него по статье 354.1 УК РФ «Реабилитация нацизма»). Когда-то Кулик сказал, что ощущает себя воином, «который воюет против всей масскультуры и должен предложить что-то о***тельное, чтобы при этом все майклы джексоны померкли». Сара Виниц, коллекционер, основатель Sarah Vinitz Foundation, считает, что сегодня интерес к ранним работам Олега Кулика говорит о том, насколько они опережали время. «Выставка у Фолькера Диля, по сути, эпилог Кулика-акциониста и одновременно прелюдия к новому Кулику, в первую очередь Кулику-скульптору», — говорит Сара Виниц.

Андрей Красулин
Marcus Schneider·Volker Diehl Gallery

Андрей Красулин

Einhorn, работы 1960–2023 годов, галерея ORT Diehl, Берлин, до 11 июня

Вторая выставка минималиста Красулина в Европе и первая, где показаны работы, созданные после его переезда в Берлин, в 2022–2023 годах. Выставку курирует Евгения Киселева, создатель «Котла алхимика» в Пушкинском музее.

Алиса Йоффе
The Project Space Art Gallery

Алиса Йоффе

About. The most important things. In my broken life, The Project Space и Triumph gallery, Пьетрасанта, до 18 июня

Первая сольная выставка художницы в Италии — 15 работ, созданных в iPhone. Свои эксперименты в технике digital drawing Йоффе начала в 2019 году. В отличие от других художников, рисующих в iPhone, для Йоффе гаджет — инструмент создания хроники ее жизни, которую она ведет в любой ситуации.

Комар и Меламид: урок истории
Zimmerli Art Museum

Комар и Меламид: урок истории

Zimmerli Art Museum, Ратгерский университет, Нью-Джерси, до 16 июля

Экспозиция включает более ста работ Виталия Комара и Александра Меламида: артефакты, документация перформансов и квартирных выставок, инсталляции, живопись, гравюры из собрания Нортона и Нэнси Додж, а также из частных коллекций и ведущих мировых музеев современного искусства, в том числе из Тейт Модерн и Центра Помпиду. Специально к выставке выпущен 288-страничный каталог. Кураторы выставки обращают внимание, что эмигрировавшие в США в 1978 году художники, работавшие вместе до 2003 года, поднимают такие вновь ставшие остроактуальными темы, как сохранение личных свобод в тоталитарном обществе, выражение политических разногласий с помощью языка искусства. В нынешнем международном климате, как отмечает сайт музея, работы Комара и Меламида становятся ключом к культурной коммуникации.

Валерий Кошляков
Mikael Benard·Secret Gallery

Валерий Кошляков

Групповая выставка Good Day Sunshine, Secret gallery, Париж, до 22 июля

Названная по рефрену песни The Beatles групповая выставка и почивших мэтров, и молодых современных художников. В галерее представлено и современное искусство, и скульптура, и предметы мебели и дизайна. В пестром контексте работ, охватывающих больше ста лет (произведения Мишеля Тапи, Джакометти, Бразилье, Доны Соломон, Юсефа Бубекюра), Кошляков переосмысляет шедевры Пикассо и Матисса.

Ольга Тобрелутс
Erma Gallery

Ольга Тобрелутс

0x The Garden, Erma Gallery, Дубай, до 5 июля

Erma Gallery открывает свое пространство в Дубае вслед
за Лугано и Гонконгом. Своей задачей галерея видит про-
движение современного искусства, созданного с использованием современных цифровых технологий и Web 3.0.
Дипломированный архитектор, пионер российского
медиаарта Ольга Тобрелутс, отважно экспериментирующая в области digital-живописи и скульптуры, — идеальная кандидатура для экспансии галереи в странах
Персидского залива.

Виктор Ерофеев и Женя Шеф
Haze Gallery

Виктор Ерофеев и Женя Шеф

Haze Gallery, Берлин, до 3 июня

Выставка «Тело» по мотивам свежей книги Виктора Ерофеева с одноименным названием призвана, по словам писателя, осмыслить хрупкость и сложность человеческого тела, возможно, «впервые столь углубленно со времен древних греков». Соавтор Ерофеева — художник Евгений Шеффер, ученик Дмитрия Жилинского, создает специально для проекта 30 живописных полотен.

Виталий Пушницкий
Виталий Пушницкий, Tokyo.Hotel, 2019·Shtager & Shch gallery

Виталий Пушницкий

Fields, Shtager & Shch gallery, Лондон, с 23 июня по 23 июля

Галеристка Марина Штагер, прежде сотрудница Мариинского театра и управляющая галереей в Санкт-Петербурге, с 2020 года продает и показывает в Лондоне современных российских художников. Новое пространство ее галереи недавно открылось в районе Мейфэр. Как рассказал Forbes российский галерист Сергей Попов, лондонский проект Виталия Пушницкого (продолжение темы исследования образов природы) связан с работой над третьей книгой художника — «Луг». Первые две — «Сад» и «Лес» — вышли в 2022 и 2023 годах.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+