Актуальное искусство: галереи в мире продолжают показывать российских художников
«Когда говорят, что сегодня российское искусство исключено из западноевропейского культурного процесса, не упоминают, что российское современное искусство в этот процесс так и не было включено», — говорит основатель галереи Iragui Екатерина Ираги, которая представляет Павла Пепперштейна, Ольгу Чернышеву, Аркадия Насонова. Как несыгравшие ставки в большой игре выглядят сегодня амбициозные рекорды Sotheby’s 1988 года на торгах, проведенных Симоном де Пюри в Москве (среди них «Фундаментальный лексикон» Гриши Брускина за £242 000), и «Жук» Ильи Кабакова за £2,9 млн на лондонских торгах (2008) аукциона Phillips de Pury, принадлежавшего тогда де Пюри.
По мнению Ираги, круг коллекционеров, интересующихся российским современным искусством, в Европе и Америке сегодня очень небольшой: «Это те, кто понимает, что неконтролируемое искусство, андеграунд, нонконформизм, выражает независимое, свободное мышление в России. Это такие фигуры, как Георгий Костаки или Нортон Додж».
На майских торгах Bonhams, посвященных искусству нонконформистов, из 79 лотов ушло не больше трети. Однако глава отдела русского искусства аукционного дома Дарья Христова говорит, что довольна результатом: хотя почти все работы на бумаге остались непроданными, живопись оказалась востребованной. «Сюрреалистическая композиция» Александра Харитонова 1960 года была продана за €50 775, «Панагия без оклада» Дмитрия Плавинского 1973 года — за €48 225, «Две карты» 1974 года Владимира Немухина — за €17 850. Екатерина Ираги замечает: чтобы понять современного российского художника, у европейских коллекционеров нередко уходят годы.
В апреле 2023-го Музей современного искусства в Ханье на Крите открыл выставку памяти художника Андрея Филиппова, умершего летом 2022-го, и воспроизвел его знаменитую инсталляцию «Тайная вечеря». Представитель третьего поколения московских концептуалистов, поддерживаемых меценатом Стеллой Кесаевой и ее Stella Art Foundation, Филиппов неоднократно принимал участие в выставках в Греции. В 2011 году прошла выставка в Музее коллекции Костаки в Салониках (сейчас музей носит название «MOMus — Музей искусства модернизма — коллекция Костаки») в рамках 3-й Салоникской биеннале современного искусства. В июне 2012 года на площади перед Православной академией Крита был установлен объект работы Филиппова — солнечные часы «Гномон» в форме полуфигуры двуглавого орла (дар Stella Art Foundation Криту), а в Музее современного искусства в Ханье в это время открылась его выставка «Тень неба». Весной 2023-го выставка памяти Филиппова открыла юбилейный марафон в честь 15-летия музея в Ханье. «Счастлива, что наши греческие друзья помнят Андрея и ценят его творчество», — написала в приветственном слове Стелла Кесаева.
Среди энтузиастов, много лет делающих ставку на современное российское искусство, берлинский галерист и арт-дилер Фолькер Диль. Первым российским художником, которого он в 1989 году показал в Берлине, был Сергей Волков. В 2008 году Диль открывал в Москве галерею, в 2010-м вместе с Маргаритой Пушкиной и Владимиром Овчаренко участвовал в создании ярмарки Cosmoscow. Среди художников берлинской галереи Diehl — Юрий Альберт, Сергей Братков, Ольга Чернышева, Иван Горшков, Олег Кулик, «Синие носы», Александра Паперно.
«Показывать русское искусство сегодня сложно, — говорит Диль, — и его почти невозможно продать». Тем не менее в берлинских пространствах галереи Diehl этой весной одна за другой идут выставки Кулика и Андрея Красулина, художников, казалось бы, совершенно разных, по-своему выражающих, по словам Диля, «неуверенность в будущем, трудности, с которыми мы сталкиваемся лицом к лицу ежедневно», доказывающих, что «жизнь не белая и не черная». Диль говорит, что, несмотря на cancel culture, культура по-прежнему служит мостом, соединяющим людей разных национальностей, вероисповеданий, полов: «Для меня лично искусство — воплощение мира и коммуникации между людьми. Спасибо, Господи, все больше и больше людей это понимают». В качестве примера Диль приводит тот факт, что Кайзеровскую премию города Гослар, одну из ведущих наград в области современного искусства в Германии, в этом году присудили московским концептуалистам Юрию Альберту и Вадиму Захарову.
В общем, как говорит московский галерист Андрея Красулина и Виталия Пушницкого, создатель галереи pop/off/art и искусствовед Сергей Попов, на фоне более 10 персональных выставок российских художников в Европе и мире, которые идут этой весной и летом, «нельзя сказать, что российских авторов не показывают, наоборот, интерес есть».