Харрисон Форд побеждает нацистов: каким получилось прощание с «Индианой Джонсом»
У гостей такого престижного и масштабного фестиваля, как Канны, часто создается впечатление, что здесь можно с легкостью встретить живую легенду. Но на самом деле это довольно сложно, и об этом факте вспоминаешь, когда на Лазурное побережье приезжают артисты уровня Харрисона Форда. Чтобы закрепить успех, смотр вручил актеру «Золотую пальмовую ветвь» за заслуги перед кинематографом, сделав из мировой премьеры фильма, который всего через месяц выйдет в западных кинотеатрах, настоящее событие. На премьере картины зрители, по каннской традиции, встретили съемочную группу фильма «Индиана Джонс и Колесо судьбы» стоячей овацией.
Когда Голливуд посягает на самое святое и реанимирует любимые фильмы миллионов людей, у которых они ассоциируются с детством, друзьями и семьей, часто хочется, чтобы студии просто оставили любимых героев в покое. Однако в нынешних реалиях это точно невозможно. Поэтому, уж если их и беспокоят, хочется, чтобы эта эксплуатация ностальгии была веселой и качественной. Иногда это слишком сложная задача даже для тех, кто этих героев создал.
Так, в 2008 году «Индиану Джонса и Королевство хрустального черепа» (его тоже показывали в Каннах) со слабым сценарием и некачественными спецэффектами не спасли даже Стивен Спилберг с Джорджем Лукасом. Поэтому теперь они доверили режиссуру и сценарий режиссеру «Ford против Ferrari» и «Прерванной жизни» Джеймсу Мэнголду. Перед ним стояла сложная задача, с которой сталкиваются все режиссеры подобных проектов, — создать что-то новое и при этом не разозлить фанатов.
Действие фильма «Индиана Джонс и Колесо судьбы» происходит в 1969 году: США только что высадились на Луну, поэтому вся страна находится в эйфории. Инди тем временем подливает виски в утренний кофе и доводит до сонной комы студентов, которым гораздо интереснее смотреть передачи про космос, чем слушать лекции про археологию. Правда, одна молодая особа разделяет страсть Джонса к древностям — его крестная дочь Хелена Шоу (Фиби Уоллер-Бридж) предлагает найти артефакт, созданный самим Архимедом. За ним же охотится бывший член национал-социалистической партии, физик Юрген Фоллер (Мэдс Миккельсен), который помог американцам осуществить Лунную программу. При этом Инди и Фоллер друг другу не чужаки — они познакомились много лет назад при очень любопытных обстоятельствах.
Еще четырнадцать лет назад, когда Джонс бегал от грозной советской ученой Ирины Спалько в исполнении Кейт Бланшетт и прятался от ядерного взрыва в холодильнике, возникал вопрос, может ли 66-летний Форд справиться с такой физически сложной ролью. Сейчас актеру и вовсе исполнилось 80 лет, и представить его в приключенческом боевике при всем уважении довольно сложно. Однако фильм напичкан экшен-сценами, и актер смотрится в них естественно. Трейлер выдает один из козырей фильма — «омоложенного» Форда, играющего Джонса во времена Второй мировой войны.
Как пояснил сам актер на пресс-конференции, у студии Lucasfilm, ответственной за производство фильма, есть множество кадров с ним в нужном возрасте, поэтому они могли «восстановить» его внешность максимально естественным образом. Это действительно огромный шаг вперед по сравнению с «Ирландцем» Мартина Скорсезе, где основное внимание вызывал не сам сюжет, а неестественное лицо Роберта Де Ниро. Также по сравнению с фильмом Скорсезе «Индиана Джонс» гораздо лучше справился с экшен-сценами, которые не выглядят так, как будто к 80-летнему актеру приклеили молодое лицо. Форда выдает только голос.
Увидеть неожиданно молодых Форда и Мадса Миккельсена в новом фильме уже само по себе дарит удивительные ощущения. При этом картина страдает от типичного пластикового изображения Disney, когда практически всю реальность заменяют зеленые экраны, поэтому частично создается впечатление, что смотришь на компьютерную игру. Сейчас принято считать, что абсолютно все можно «дорисовать» на компьютере, и это действительно так. Но другой вопрос — стоит ли.
Режиссер и команда сценаристов в лице Джеза Баттеруорта, Джона-Генри Баттеруорта и Дэвида Кеппа решили вернуть все на круги своя и дать в соперники Джонсу его самого заклятого врага — нацистов. Он сражался с ними в «В поисках потерянного ковчега» и в «Последнем крестовом походе». В новом фильме нам также подробно рассказывают, чем же Джонс занимался во время наступления союзных войск в Европе во Вторую мировую.
Вообще на фестивале заметное число проектов, рассказывающих о событиях той войны. Так, Стив Маккуин в четырехчасовом документальном фильме «Оккупированный город» рассказывает об Амстердаме времен оккупации нацистами, а главные персонажи «Зоны интересов» Джонатана Глейзера — комендант концлагеря и его жена. Кажется, фестиваль хочет донести до зрителей какое-то сообщение.
Но Мэнголд идет по безопасному пути — старается не переосмыслять классику, а максимально воплотить дух оригинальной трилогии на экране, и ему это удается, хоть зачастую и совсем в лоб. В кадре и любимые шляпа, и хлыст, и погони, и Саллах (Джон Рис-Дэвис), и язвительные комментарии Джонса в сторону нацистов, и, конечно, неизменная музыка Джона Уильямса. Оживляет этот музей присутствие Фиби Уоллер-Бридж. Актриса отвечает не только за юмор, что ожидаемо, но и с головой окунулась в новый для нее экшен. При этом обидно за Антонио Бандераса, играющего капитана, которому достается только пара сцен и всего несколько строк.
Сюжет картины примерно тот же, что и всегда, — все хорошее против всего плохого. В случае с «Индианой Джонсом» всегда стоит помнить о том, что это сказка, где в пыльном кабинете можно натолкнуться на какой-нибудь волшебный артефакт, в Средиземном море плавают кровожадные мурены, а разгадка всех тайн кроется в пещере с кучей ползучих тварей.
Именно таким предстал перед зрителями первый фильм серии про Индиану Джонса в 1981 году (а режиссер Стивен Спилберг и сценарист Джордж Лукас еще в конце 1970-х заключили с Paramount Pictures контракт на пять картин). Несмотря на наивность жанра, он по-прежнему пользуется популярностью, и Мэнголд снял то прощание с Инди, которого мы все так ждали в 2008-м, но получили только в 2023 году.