«Дипломатка»: история о женщине, которая способна решать мировые кризисы
Главная героиня сериала «Дипломатка» (именно так Netflix переводит название The Diplomat) Кейт Уайлер (Кери Расселл) — ударница дипломатического труда с огромным опытом разруливания кризисов в горячих точках. О ее муже Хэле (Руфус Сьюэлл) можно сказать ровно то же самое — но он еще и харизматик, да и аппаратный вес у него побольше. По всему выходит, что продолжить выдающуюся посольскую карьеру должен Хэл, но назначение неожиданно получает Кейт — причем на должность посла США в Великобритании. Дело в том, что у Вашингтона на нее особые планы.
После взрыва британского корабля в иранских водах хамоватый премьер-министр (не в первый раз сыгранный Рори Киннеаром) начинает воинственную риторику в адрес Тегерана — и встречает широкое народное одобрение. Великобритания вот-вот ввяжется в войну с Ираном и надеется на поддержку США, которые в этом участвовать не хотят. Позицию Вашингтона и проводит Кейт Уайлер. Она же в процессе выясняет, что корабль взорвали вовсе не иранцы, а люди, связанные с Россией, — по сути, «обычные подозреваемые».
Две страны можно было бы как поменять местами, так и заменить на любые другие, выглядящие для аудитории достаточно угрожающе. Большим врагом, например, мог бы стать Китай, но продюсеры решили не отпугивать таким ходом китайскую аудиторию. В России же у Netflix легальной аудитории нет — так что использовать страну таким образом было вдвойне удобно.
Но «Дипломатка» все же неизбежно привлекает русскоязычного зрителя тем, что в нем отражены события «спецоперации»* в Украине, а среди персонажей есть те, которые напоминают реальных российских политиков. При этом, как часто и бывает в подобных произведениях, все эти события — лишь отдаленный экзотический фон, добавляющий сериалу остросюжетности. Основная же часть действия разворачивается в британских особняках и кабинетах, где Кейт Уайлер выясняет отношения то с премьер-министром, то с коллегами по американской дипломатии, то с собственным мужем.
Интересна и следующая метаморфоза. С присущей американским политическим шоу познавательностью, «Дипломатка» объясняет нюанс, понятный не любому не-американцу: посол США в Великобритании — это церемониальная должность. Как правило, ее занимает какой-нибудь богач, проспонсировавший избирательную кампанию действующего президента.
Отношения Вашингтона с близкими союзниками обычно просты и прямолинейны, так что посол в Лондоне выполняет представительские функции, тогда как настоящие дипломаты несут вахту в менее спокойных местах. А вот Кейт Уайлер, назначенная послом в Соединенном Королевстве, — блестящий кризисный менеджер; и она сразу попадает в выдающийся кризис.
При всей заявленной остроте с точки зрения формы «Дипломатка» не предлагает ничего кардинально нового. Жанр американского политического сериала имеет множество модификаций: от лихо закрученного триллера («Последний кандидат») до абсурдистского фарса («На грани»). В одних герои — отъявленные циники («Карточный домик»), в других — идеалисты и мечтатели, борющиеся за все хорошее («Западное крыло»).
«Дипломатка» на этом пестром фоне выглядит нейтрально: немного триллера, немного комедии, немного шпионажа, немного мелодрамы. Все выдержано в спокойных тонах, темп сериала сдержанный (если не сказать — вялый). Судьбы мира решаются без спешки — и в интерьерах из «Дживса и Вустера».
Но при этом зрителей сериал увлек не на шутку; свидетельства этого — первое место по просмотрам на Netflix и неизбежное продление на второй сезон (клиффхэнгеры в конце восьмой серии посеяны что надо). Дело не только в том, что «Дипломатка» освежает жанр актуальной повесткой дня — не исключено, что сериал претендует на место в истории.
Создательница «Дипломатки» — сценаристка Дебора Кан, известная по работе над «Родиной» (Homeland) и начавшая карьеру как один из авторов «Западного крыла» под руководством Аарона Соркина. Один из персонажей этого сериала — конгрессмен Мэтт Сантос, прогрессивный и энергичный политик мексиканского происхождения, который (спойлер!) становится президентом.
Работая над этим персонажем, создатели «Западного крыла» опирались на образ Барака Обамы, который тогда еще даже не заявил о президентских амбициях. В результате сериальный Сантос в чем-то стал даже прототипом Обамы — реальный президент пришел к власти в обстоятельствах, схожих с вымышленными. Так появилась легенда, что президента, ставшего надеждой на лучшую Америку для граждан либеральных взглядов, как бы «вызвали к жизни» сценаристы политического сериала.
Не исключено, что Дебора Кан вновь намерена повторить этот трюк. Уже в первые минуты «Дипломатки» становится известно, что главную героиню Кейт Уайлер в Белом доме рассматривают как замену ненадежному вице-президенту, а оттуда — прямая дорога на место неплохого, но староватого национального лидера.
Согласно «Дипломатке», привычная политика — удел властолюбцев, которые, как нарциссичный британский премьер, готовы рисковать жизнью миллионов ради собственного имиджа. Они плетут интриги, а скромная Кейт Уайлер их расплетает — аккуратно разруливает кризисы и входит в горящие избы. В одной из серий ее характеризуют так: «Ты не кто-то, но в то же время ты и не никто». По мнению Деборы Кан, именно такая героиня и есть идеальный образ политика завтрашнего дня.
*Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.