Джонни Депп в парике и запрещенные протесты: как прошло открытие Каннского фестиваля
В этом году Каннский фестиваль наконец-то может расправить крылья: на смотр приезжает огромное количество представителей киноиндустрии, журналистов, звезд, синефилов и просто зевак, которым интересно хоть немного поучаствовать в одном из самых главных событий в мире кино. Пандемия официально закончилась, цены в ресторанах и отелях как никогда высоки, а новых проектов, которые достойны программы Канн, вышло множество.
Одновременно 76-й фестиваль происходит на фоне крупной забастовки сценаристов, толкающей Голливуд к одному из крупнейших кризисов в новейшей истории, а также во время массовых протестов во Франции, длящихся почти месяц. Тысячи работников по всей стране протестуют против новой пенсионной реформы, принятой правительством в апреле. И Канны не должны были стать исключением.
Французский профсоюз «Национальная федерация горнодобывающей промышленности и энергетики» пригрозил отключить свет прямо во время фестиваля. Учитывая масштаб протестов и их лозунг «100 дней ярости! 100 дней, чтобы победить!», угроза выглядела реальной. Поэтому префектура региона Приморские Альпы решила не играть с судьбой и официально запретила проведение каких-либо акций в центре Канн во время смотра под предлогом того, что не сможет обеспечить должные меры безопасности при таком большом скоплении людей.
Протесты протестами, но романтические времена, когда фестиваль можно было отменить из-за солидарности с протестующими, как это сделали французские режиссеры в 1968 году, явно позади. Теперь бизнесу не может помешать никто, и власти лично защитят фестиваль от любых волнений. Правда, профсоюзы все-таки намереваются достичь желаемого и организовать демонстрацию вне запрещенной территории, у отеля Carlton. В ней планируют участвовать работники местных отелей, ресторанов и кафе.
Кажется, что единственный на фестивале, кто все еще поддерживает социал-демократические идеалы, — председатель жюри основного конкурса, двукратный обладатель «Золотой пальмовой ветви» шведский режиссер Рубен Эстлунд. Он обещает не давить на членов жюри и дать каждому из них высказаться о любимых фильмах смотра, прежде чем принимать решение о призах: «Я буду очень шведским президентом. Я буду больше шведом, чем президентом, и больше продюсером, чем президентом. И я буду социал-демократом».
На церемонии открытия Эстлунд подчеркнул, что в наше время люди обычно смотрят контент на экранах телефонов в одиночестве. Уникальная черта кинотеатров состоит в том, что зрители имеют возможность смотреть фильмы вместе, что заставляет их задумываться о смысле происходящего и задавать себе и другим вопросы.
Вместе с ним за судьбу главных наград фестиваля ответственны американские актеры Пол Дано и Бри Ларсон, афганский писатель Атик Рахими, французский актер Дени Меноше и целая группа режиссеров: марокканка Марьям Тузани, замбийско-валлийский режиссер Рунгано Ниони, аргентинец Дамиан Сифрон и обладательница «Золотой пальмовой ветви» Жюлия Дюкурно.
Главные аттракционы
Кинофестивали всегда борются за самые яркие и многообещающие фильмы, которые могли бы украсить их программу. Однако за синефильскими разговорами о кино не забывают и о красной дорожке — чем звезднее, тем лучше. Один из любимых способов привлечь внимание прессы для всех фестивалей — заполучить в программу блокбастер или скандальный фильм. Этим не брезгует ни один из крупных международных смотров.
За звездность в Каннах в этом году отвечают новая картина Мартина Скорсезе «Убийцы цветочной луны» с Леонардо ДиКаприо и Робертом Де Ниро, а также пятая часть «Индианы Джонса». Чтобы точно удостовериться в том, что Харрисон Форд почтит своим вниманием Лазурное побережье, Канны вручат ему почетную «Золотую пальмовую ветвь».
Этой же награды удостоился и актер Майкл Дуглас прямо на церемонии открытия. Зал аплодировал 78-летнему актеру стоя. Сразу после него на сцену вышла еще одна живая легенда — Катрин Денев — прочитавшая стихотворение украинской поэтессы Леси Украинки. Актриса настолько расчувствовалась, что забыла о своей главной обязанности — объявить смотр открытым. После небольшого замешательства вместе с Дугласом они все-таки открыли 76-й Каннский фестиваль.
Фильм открытия
Картина открытия режиссера и актрисы Майвенн «Жанна Дюбарри» о любовнице французского короля Людовика XV, которого сыграл Джонни Депп, — еще один проект для привлечения публики. Художественный руководитель фестиваля Тьерри Фремо заверил, что «Жанна Дюбарри» была удостоена чести открывать фестиваль, потому что это хорошее кино, однако сложно не заметить желание смотра подобным выбором лишний раз привлечь к себе внимание.
Это первый фильм Джонни Деппа после череды скандальных судебных разбирательств — сначала с газетой Sun, которая назвала его человеком, «избивающим жену», а затем и с самой бывшей женой Эмбер Херд. Американская звезда, восставшая из пепла, — отличное украшение красной дорожки Канн, возле которой Деппа ждала толпа надеющихся сделать с ним селфи или хотя бы получить автограф. Прежде чем пройти в зал, Депп пообщался с фанатами.
Как отмечает режиссер, она хотела осуществить этот проект давно — с 2006 года, после того, как посмотрела «Марию Антуанетту» Софии Копполы. Также источниками для вдохновения для нее послужили «Барри Линдон» Стэнли Кубрика и «Смерть Людовика XIV» Альберта Серра. Главную роль исполнила сама Майвенн, а вот Джонни Депп был далеко не первым выбором режиссера. Сначала она предложила роль короля ряду французских актеров, а затем одному американскому — все они отказались принимать участие в проекте. И только потом очередь дошла до Деппа, который сразу согласился. Это случилось еще в 2019 году, до всех скандалов с участием актера, которые затянули производство фильма.
Картина сперва по верхам пробегается по молодым годам героини, когда она еще была Жанной Вобернье, незаконнорожденной дочерью портнихи, и доходит до самого важного события ее жизни — знакомства с Людовиком XV. Она была представлена королю с помощью предприимчивого любовника графа Дюбарри (Мельвиль Пупо) и графа Ришелье (Пьер Ришар), который весь фильм, за неимением ничего лучшего, бросает на всех многозначительные взгляды. Вскоре Жанна завоевывает расположение Людовика, переезжает в Версаль к большому неудовольствию двора и членов королевской семьи и начинает жизнь в качестве официальной любовницы его величества.
Майвенн, как это сейчас принято, не особенно оглядывается на исторические детали и фантазирует на тему, представляя Дюбарри, опять-таки придерживаясь моды, как феминистскую икону. Она была куртизанкой, потому что это был единственный способ для бедной девушки пробраться наверх, очень любила читать и детей и первая начала носить мужское платье. Даже тот факт, что король подарил любовнице бенгальского раба по имени Замор, превращается в наивную зарисовку о всеобщем равенстве.
Режиссер рассказывала, что ей больше нравятся исторические картины, которые не используют большое количество диалогов, поэтому она стремилась к тому же и в своем фильме. Однако на деле Майвенн компенсирует отсутствие реплик у персонажей закадровым голосом, объясняющим прорехи в сюжете. Какие чувства зрители должны испытывать по тому или иному поводу, подсказывает излишне экспрессивная музыка оскаровского лауреата (за саундтрек к «Влюбленному Шекспиру») Стивена Уорбека. И даже такое прямолинейное объяснение оставляет многое за кадром, из-за чего некоторые события полностью лишаются эмоционального багажа. Несмотря на красивую операторскую работу Лорана Дайяна и традиционно ажурные интерьеры Версаля, Майвенн не удается передать свои мысли с помощью языка кино.
При этом Джонни Депп, скованный рамками французского языка, на котором играет впервые, оказывается более подкован в визуальной составляющей, компенсируя отсутствие реплик грозными взглядами. Остальная его мимика остается непривычно спокойной. Хотя в одном он неизменен: Депп — характерный актер, любящий прятаться за очками, шляпами, париками и гримом, и в «Жанне Дюбарри» это впервые за долгое время не похоже на клоунаду. Актер носит все свои королевские регалии с достоинством, что, к сожалению, нельзя сказать про весь фильм в целом.
«Жанну Дюбарри» можно было бы посчитать сатирой, настолько явны все ee метафоры и аналогии. Главная героиня практически всегда носит белое как невинная жертва жестоких обстоятельств, а ее антагонисты — три ведьмы-сестры, дочери Людовика, — до смешного неприятны и всегда одеты в кричащие наряды и экстравагантные парики. Однако для сатиры фильм слишком серьезно к себе относится и большую часть времени проводит за высмеиванием обычаев королевского двора, что давно уже стало общим местом, и светскими перипетиями в жизни главной героини, в которых тоже нет никаких откровений.
Так, Майвенн не предлагает нового взгляда на Дюбарри или ее роман с Людовиком, не проникает во внутренний мир героини, поэтому картина похожа на типичную мелодраму — эхо оригинальных «костюмных драм», которыми вдохновлялась режиссер.