К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Голос Гагарина и «Золотой мяч» Яшина: что стоит увидеть в новых частных музеях Москвы

Наталия Гончарова, «Пейзаж с поездом» (Фото Центра «Зотов»)
Наталия Гончарова, «Пейзаж с поездом» (Фото Центра «Зотов»)
За последний год в Москве открылись новые частные или корпоративные музейные пространства. Одни обладают постоянной экспозицией, другие работают в проектном формате, но при этом каждое из них служит отражением своей оригинальной выставочной стратегии. Forbes Life выяснил, какие работы и проекты, выставленные в этих пространствах, стоит увидеть
Центр «Зотов»
Неизвестный художник, схема движения руки·DR

Центр «Зотов»

Центр изучения конструктивизма открылся в отреставрированном Хлебозаводе №5 имени Зотова на Ходынской улице в конце 2022 года. Автором идеи центра выступил банк ВТБ (совместно с архитектурным бюро «Спич»), рассматривающий его как свой меценатский жест по сохранению и развитию культурного наследия конструктивизма. Принцип кольцевого конвейера, по которому работал завод-автомат, сохранили и в выставочном пространстве, под которое отведены второй и третий этаж. Открывался Центр «Зотов» экспозицией «1922. Конструктивизм. Начало», основа которой как из модулей строилась из решетчатых металлических рам белого цвета. В результате получилось воздушное и хорошо просматриваемое пространство, подчеркивающее единство всего многообразия творческих поисков начала ХХ века.

Новая выставка в центре «Логос: голос конструктивизма», посвященная истории формирования визуального языка СССР, идет до 6 августа. «Принципиальная особенность конструктивизма состоит в том, что эволюция его художественного языка совпала со становлением языка нового государства — дискурсов политики, социальных отношений, технологий производства и коммуникации и прочего», — говорит культуролог и куратор выставки Константин Дудаков-Кашуро. На этот раз застройка более строгая: пространство поделено на 18 секторов, каждый из которых посвящен конкретной теме, от дизайна книг и предельно функциональных архитектурных решений до приемов монтажа в фотографии и кино. В экспозицию вошло более 350 экспонатов из 30 музеев, фондов и личных собраний. Среди них и такие известные имена, как Александр Родченко и Эль Лисицкий, и такие, чье творчество широкой публике только предстоит узнать.

Az Art
Фрагмент экспозиции «Венецианские строфы Иосифа Бродского»·DR

Az Art

Новая площадка Музея AZ открылась на Маросейке в конце прошлого года. Формат этого пространства генеральный директор музея Наталия Опалева характеризует как экспериментальную лабораторию для современного искусства.

До 28 мая здесь проходит выставка Владимира Наседкина «Иосиф Бродский. Венецианские строфы». Этот проект из 16 гравюр в технике ксилографии впервые был показан в рамках Венецианской биеннале 2011 года. По сути он представляет собой livre d’artiste (книгу художника), иллюстрирующую образы Венеции, встречающиеся в произведениях Бродского. Книга была выпущена тиражом 50 экземпляров, а на выставке представлены листы из издания, входящего в коллекцию Наталии Опалевой. По словам художника Наседкина, он использовал в работе над серией принцип недосказанности: «Берег моря, волна, лагуна, фрагмент пейзажа — все подчинено движению и свету, где серебристый тон гравюры не просто поверхность, но Пространство, где пустоты и паузы несут основную ритмическую и эмоциональную нагрузку».

Музей Общества «Динамо»
Ольга Алексеенко·DR

Музей Общества «Динамо»

В конце апреля этого года на территории Петровского парка в Москве открылся Музей Общества «Динамо». Его запуск приурочен к 100-летию одноименного Всероссийского физкультурно-спортивного общества. История «Динамо» раскрывается через интерактивную экспозицию, в которую вошло несколько сотен знаковых экспонатов, документов и мультимедийных материалов. Буквально с порога посетитель попадает в насыщенное образами и звуками пространство, настраивающее на нужный лад: на экранах в пол спортсмены готовятся к соревнованию, а из колонок раздается соответствующий саундтрек. Следующие залы поделены по эпохам: зарождение общества «Динамо» в 1920-е годы, история клуба в годы Великой Отечественной войны, послевоенный период с легендарными победами и Олимпиадой-80, факел которой тоже представлен среди экспонатов.

Отдельное место в экспозиции занимает Зал славы, в котором собраны главные трофеи общества, включая «Золотой мяч» Льва Яшина. Ему и другим выдающимся спортсменам — лицам «Динамо» — посвящена отдельная инсталляция. Дополняет пространство игровой квест «Стань динамовцем», знакомящий посетителей с ценностями общества «Динамо».

Дом винтажной музыки
Джук-бокс Wurlitzer ·DR

Дом винтажной музыки

Частная коллекция ретроаудиотехники (порядка 400 единиц хранения, не считая 3000 виниловых пластинок) с апреля 2017 по март 2018 года экспонировалась в одном из арендованных павильонов ВДНХ. Когда на территории комплекса начались масштабные работы по реконструкции, павильон оказался буквально отрезан от посетителей. Поиски альтернативной площадки шли четыре года, но в апреле этого года Дом винтажной музыки переехал в новое пространство, которое полностью находится в его собственности.

Сейчас в трех тематических залах аудиомузея представлена история развития музыкальных аппаратов в ХХ веке. «Коллекция собиралась больше 20 лет и росла постепенно: одни вещи покупались, другие были подарены, третьи просто приносили и оставляли у порога, а мы потом это восстанавливали», — говорит директор музея, владелица коллекции Кристина Беленькая. Все экспонаты в рабочем состоянии. Среди них есть и вещи со звездным провенансом: проигрыватель Жан-Поля Бельмондо, радиоприемник Philips из фильма о Джеймсе Бонде, аппаратура из студии, где записывались The Beatles, пластинка с голосом Юрия Гагарина во время полета в космос.

Один из самых ярких экспонатов — американский джук-бокс Wurlitzer 1015, заряженный 24 пластинками и мерцающий при работе всеми цветами радуги. Такие автоматы в послевоенной Америке использовали для привлечения клиентов владельцы баров и кафе. Экземпляр в собрании музея — один из последних, сошедший с ленты конвейера фабрики Wurlitzer, прекратившей свое существование в 2013 году.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+