Цеховые условия: начало русского авангарда в новом культурном пространстве «Зотов»
Центр «Зотов», открытый в переоборудованном пространстве Хлебозавода №5 на Красной Пресне, назван по имени Василия Зотова, организатора массового строительства хлебозаводов в СССР, прошедшего путь от рядового пекаря до министра пищевой промышленности. Дарья Филиппова, генеральный директор центра «Зотов», рассказала Forbes Life, что до последнего момента устроители выбирали между названиями «Пресня» и «Зотов», но «историческая справедливость победила географическую».
Хлебозавод на Ходынской улице 1931 года постройки — первый из пяти реализованных в СССР кольцевых хлебозаводов-автоматов системы инженера Георгия Марсакова, три из которых построили в Москве и два — в Ленинграде. В основе системы завода-автомата — кольцевой конвейер. Продукция двигалась по кругу сверху вниз: с верхнего этажа отправляли муку, а внизу получали готовые батоны и булки. Так хлеб пекся быстрее и стоил дешевле.
Впервые кольцевая организация производства была предложена в 1923 году архитектором Константином Мельниковым в павильоне «Махорка» на ВСХВ (Всесоюзной сельскохозяйственной выставке, сейчас ВДНХ. — Forbes Life).
«Идея вертикального конвейера была инновационной. До этого конвейеры располагались в длину, занимали большую территорию, в городе строить их было невозможно», — рассказывает архитектор Сергей Чобан, один из авторов проекта реконструкции и приспособления хлебозавода под выставочный центр.
Работы со зданием хлебозавода велись с 2018 года: проект реставрации фасадов создавала АО ЦКР, за интерьеры центра отвечало архитектурное бюро «СПИЧ» под руководством Сергея Чобана. Архитектор Чобан говорит, что ключевым принципом стало сохранение подлинных элементов. По мнению Сергея Чобана, бюро не ставило задачи показать слой, который существовал в 1931 году, а «важно было оставить этот хлебозавод как историю развития Москвы и этого места. Здесь можно прочесть не только период, в который здание возникло, но и период, в который оно использовалось, проследить жизнь памятника во времени».
В 2004 году хлебозавод-автомат №5 признан объектом культурного наследия регионального значения. Производство хлебопечения на заводе было остановлено в 2006 году: компания бизнесмена Василия Анисимова Coalco выкупила у государства земельный участок с 17 зданиями завода. На участке в 1,7 га компания планировала создать многофункциональный комплекс «Хрустальные башни» площадью в 378 000 кв. м. В 2010 году в обеспечение долга Coalco передал 50% «Хрустальных башен» кредитору, «Сбербанк Капиталу». Проект изменил направление: вместо бизнес-центра было принято решение построить комплекс апартаментов «Пресня-Сити». В 2012 году стоимость девелоперского проекта оценивалась в $450 млн.
В 2013 году Мосгорнаследие обратилось в арбитражный суд с требованием изъять здание у собственников, поскольку, по данным экспертов охранной организации, «памятник находится в бесхозном, неудовлетворительном и частично аварийном состоянии». В декабре 2013 года стороны подписали мировое соглашение, по которому реставрация хлебозавода на Ходынской улице завершится в 2016 году. Там планировали открыть музей хлебопечения. В 2014 году Coalco выкупил у «Сбербанка» долю в проекте. А в сентябре 2016 года ВТБ выкупил у Coalco многофункциональный комплекс «Пресня-Сити». В 2017 году вице-президент банка ВТБ сообщил о том, что ГМИИ им. Пушкина откроет новое подразделение, связанное с современным искусством в пространстве переоборудованного хлебозавода на Ходынской улице. Вице-президент банка подчеркнул, что создание музея с «нуля» — первый опыт для ВТБ, «который станет новой страницей в плодотворном сотрудничестве ВТБ с Музеем имени Пушкина». Открывшееся осенью 2022 года здание центра «Зотов» действительно оказалось музейным пространством, однако ГМИИ им. Пушкина не заявлен ни в учредителях, ни в участниках проекта.
Первая выставка нового центра «1922. Конструктивизм. Начало» создана при активном сотрудничестве с Третьяковской галереей и Музеем архитектуры им. Щусева. Идею выставки центру подсказал, как сообщается в пресс-релизе, полтора года назад искусствовед Дмитрий Озерков, бывший заведующий отделом современного искусства Эрмитажа, который ранее заявил об уходе из музея и отъезде из России. Cегодня, как сообщила пресс-служба центра, куратор Дмитрий Озерков и «Зотов» никак не связаны.
Forbes Life поговорил с кураторами выставки, архитектором Анной Замрий и культурологом Константином Дудаковым-Кашуро о знаковых работах в экспозиции.