К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Цеховые условия: начало русского авангарда в новом культурном пространстве «Зотов»

Цеховые условия: начало русского авангарда в новом культурном пространстве «Зотов»
В отреставрированном Хлебозаводе №5 имени Зотова на Ходынской улице открылся центр изучения конструктивизма. На первой выставке «1922. Конструктивизм. Начало» собраны работы ключевых фигур русского авангарда. Forbes Life выясняет, как работает новое культурное пространство в Москве

Центр «Зотов», открытый в переоборудованном пространстве Хлебозавода №5 на Красной Пресне, назван по имени Василия Зотова, организатора массового строительства хлебозаводов в СССР, прошедшего  путь от рядового пекаря до министра пищевой промышленности. Дарья Филиппова, генеральный директор центра «Зотов», рассказала Forbes Life, что до последнего момента устроители выбирали между названиями «Пресня» и «Зотов», но «историческая справедливость победила географическую».

Хлебозавод на Ходынской улице 1931 года постройки — первый из пяти реализованных в СССР кольцевых хлебозаводов-автоматов системы инженера Георгия Марсакова, три из которых построили в Москве и два — в Ленинграде. В основе системы завода-автомата — кольцевой конвейер. Продукция двигалась по кругу сверху вниз: с верхнего этажа отправляли муку, а внизу получали готовые батоны и булки. Так хлеб пекся быстрее и стоил дешевле. 

Впервые кольцевая организация производства была предложена  в 1923 году архитектором Константином Мельниковым в павильоне «Махорка» на ВСХВ (Всесоюзной сельскохозяйственной выставке, сейчас ВДНХ. — Forbes Life). 

 

«Идея вертикального конвейера была инновационной. До этого конвейеры располагались в длину, занимали большую территорию, в городе строить их было невозможно», — рассказывает архитектор Сергей Чобан, один из авторов проекта реконструкции и приспособления хлебозавода под выставочный центр. 

Работы со зданием хлебозавода велись с 2018 года: проект реставрации фасадов создавала АО ЦКР, за интерьеры центра отвечало архитектурное бюро «СПИЧ» под руководством Сергея Чобана. Архитектор Чобан говорит, что ключевым принципом стало сохранение подлинных элементов. По мнению Сергея Чобана, бюро не ставило задачи показать слой, который существовал в 1931 году, а «важно было оставить этот хлебозавод как историю развития Москвы и этого места. Здесь можно прочесть не только период, в который здание возникло, но и период, в который оно использовалось, проследить жизнь памятника во времени». 

 

В 2004 году хлебозавод-автомат №5 признан объектом культурного наследия регионального значения. Производство хлебопечения на заводе было остановлено в 2006 году:  компания бизнесмена Василия Анисимова Coalco выкупила у государства земельный участок с 17 зданиями завода. На участке в 1,7 га компания планировала создать многофункциональный комплекс «Хрустальные башни» площадью в 378 000 кв. м. В 2010 году в обеспечение долга Coalco передал 50% «Хрустальных башен» кредитору, «Сбербанк Капиталу». Проект изменил направление: вместо бизнес-центра было принято решение построить комплекс апартаментов «Пресня-Сити». В 2012 году стоимость девелоперского проекта оценивалась в $450 млн.

В 2013 году Мосгорнаследие обратилось в арбитражный суд с требованием изъять здание у собственников, поскольку, по данным экспертов охранной организации, «памятник находится в бесхозном, неудовлетворительном и частично аварийном состоянии». В декабре 2013 года стороны подписали мировое соглашение, по которому реставрация хлебозавода на Ходынской улице завершится в 2016 году. Там планировали открыть музей хлебопечения. В 2014 году Coalco выкупил у «Сбербанка» долю в проекте. А в сентябре 2016 года ВТБ выкупил у Coalco многофункциональный комплекс «Пресня-Сити». В 2017 году вице-президент банка ВТБ сообщил о том, что ГМИИ им. Пушкина откроет новое подразделение, связанное с современным искусством в пространстве переоборудованного хлебозавода на Ходынской улице. Вице-президент банка подчеркнул, что создание музея с «нуля» — первый опыт для ВТБ, «который станет новой страницей в плодотворном сотрудничестве ВТБ с Музеем имени Пушкина». Открывшееся осенью 2022 года здание центра «Зотов» действительно оказалось музейным пространством, однако ГМИИ им. Пушкина не заявлен ни в учредителях, ни в участниках проекта. 

Первая выставка нового центра «1922. Конструктивизм. Начало» создана при активном сотрудничестве с Третьяковской галереей и Музеем архитектуры им. Щусева. Идею выставки центру подсказал, как сообщается в пресс-релизе, полтора года назад искусствовед Дмитрий Озерков, бывший заведующий отделом современного искусства Эрмитажа, который ранее заявил об уходе из музея и отъезде из России. Cегодня, как сообщила пресс-служба центра, куратор Дмитрий Озерков и «Зотов» никак не связаны. 

 

Forbes Life поговорил с кураторами выставки, архитектором Анной Замрий и культурологом Константином Дудаковым-Кашуро о знаковых работах в экспозиции. 

Александр Родченко. «Конструкция на коричневом №97», 1919
Из собрания Иветы и Тамазы Манашеровых

Александр Родченко. «Конструкция на коричневом №97», 1919

«В 1919 году будущий реклам-конструктор и пионер авангардной фотографии Александр Родченко вводит в искусство новый «изм» — линиизм, который стал трамплином для создания конструктивизма, — рассказывает куратор выставки Константин Дудаков-Кашуро. — В противовес мистической эстетике супрематизма Малевича Александр Родченко последовательно сводит живопись к первоэлементам формы — точке и линии. В 1921 году Родченко провозглашает: «Линия победила все и уничтожила последние цитадели живописи — цвет, тон, фактуру и плоскость».

Николай Суетин. «Черный квадрат», начало 1920-х
Из собрания Государственной Третьяковской галереи

Николай Суетин. «Черный квадрат», начало 1920-х

«В ноябре 1919-го, сразу же после знакомства с Казимиром Малевичем в Витебске, Николай Суетин поддерживает его идеи о беспредметном супрематическом мире. Примечательно, что «черный квадрат» был эмблемой Уновиса (аббревиатура Учредители нового искусства. — Forbes Life) — он неоднократно встречается на групповых фотографиях того времени в виде знаков, плакатов и прочих изображений», — рассказывает архитектор Анна Замрий, куратор выставки.

Ольга Розанова. «Супрематизм», 1916–1917
Из коллекции Государственного Русского музея

Ольга Розанова. «Супрематизм», 1916–1917

«Супрематизм Ольга Розановой имел мало общего с супрематизмом его первооткрывателя Казимира Малевича, притом что тот ценил Розанову выше других художников, и она стала секретарем его первого общества «Супремус», — рассказывает куратор выставки, кандидат культурологии Константин Дудаков-Кашуро. — Пестрые, многофигурные и динамичные композиции Розановой стали новым, но недолгим этапом после беспредметных коллажей. В супрематизме Розановой движение создается преимущественно цветом и, как у Родченко, не объясняется малевичевской метафизикой».

Владимир Татлин. Угловой контррельеф «Материальный подбор повышенного типа», 1914–1915
Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО»

Владимир Татлин. Угловой контррельеф «Материальный подбор повышенного типа», 1914–1915

Макет контррельефа Татлина изготовлен в 1985-1986 годах. Оригинальный контррельеф был впервые показан в 1915 году  на «Последней футуристической выставке картин «0,10». «Закономерным продолжением  и развитием идей беспредметности стали «живописные рельефы» и «контррельефы» Владимира Татлина, — рассказывает куратор выставки Анна Замрий. — Был совершен полный отказ от картинной плоскости и выход беспредметной конструкции в пространство. Не менее существенным  было и большое внимание к исследованию цветовых и фактурных возможностей, пластических особенностей, характерных для материалов и их сочетаний. В дальнейшем эти поиски лягут в основу курса, который Владимир Татлин вел во ВХУТЕМАСе, «Культура материала».

Александр Веснин. «Абстрактная композиция», 1921
Из коллекции Музея архитектуры им. Алексея Щусева

Александр Веснин. «Абстрактная композиция», 1921

«Работа Александра Веснина, самого младшего из троих братьев-архитекторов и единомышленников, — один из последних примеров живописного протоконструктивизма, — рассказывает куратор выставки Константин Дудаков-Кашуро. — Именно поэтому беспредметные композиции Веснина, наряду с пространственно-силовыми построениями Любови Поповой, имели программное значение для первой конструктивистской выставки «5х5=25» 1921 года, подытожившей станковый этап развития искусства и объявлявшей конструирование реальных форм (театр, архитектура, агитмассовое искусство) новой художественной фазой».

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+