К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Не по сценарию: почему началась и к чему приведет забастовка сценаристов в США

Пикет возле студии Warner Brothers (WB) Studios в Бербанке, Лос-Анджелес (Фото AP Photo / TASS)
Пикет возле студии Warner Brothers (WB) Studios в Бербанке, Лос-Анджелес (Фото AP Photo / TASS)
2 мая 2023 года Гильдия сценаристов Америки начала бессрочную забастовку. За прошедшие двое суток приостановлен, а возможно, будет отменен ряд новых сезонов сериалов и ток-шоу. Forbes Life рассказывает, чего добиваются сценаристы, насколько велики их шансы на успех и какие последствия могут быть у крупнейшей за последние 15 лет индустриальной забастовки в Голливуде

Гильдия сценаристов Америки (Writers Guild of America, коротко WGA) — одна из крупнейших профессиональных ассоциаций Голливуда, объединяющая сценаристов и редакторов кино, телевидения, радио, новостей и онлайн-медиа. В общей сложности ее членами являются около 15 000 человек, занятых в индустрии. 98% процентов членов WGA поддержали старт забастовки в середине апреля 2023 года.

С чего же все началось? Главные стороны, задействованные в трудовых переговорах, — WGA и Альянс продюсеров кинофильмов и телевизионных продуктов (Alliance of Motion Picture and Television Producers, коротко AMPTP). AMPTP ведет переговоры от лица крупнейших студий, стримингов и продакшен-компаний Голливуда — Amazon, Apple, NBCUniversal, Netflix, Paramount, Sony Pictures, Walt Disney и Warner Bros. Discovery (WBD). Каждые три года ассоциации перезаключают договор о порядке отчисления денежных средств сценаристам от студий. Переговоры о новых условиях этого договора начались в конце марта 2023 года, а действие ранее заключенного договора прекращалось 1 мая. За два месяца сценаристы и продюсеры должны были заключить новый договор и прийти к консенсусу.

В чем заключаются основные требования WGA? Сценаристы предложили:

 
  • повысить минимальные гонорары;
  • увеличить взносы на медстраховку и в пенсионный фонд;
  • уравнять тарифы сценаристов, задействованных как на кинотеатральных, так и на стриминговых проектах;
  • увеличить количество авторов в мини-сценарных комнатах (не менее шести писателей для шоу до получения зеленого света, то есть одобрения шоу; от шести до двенадцати авторов для сериалов, получивших зеленый свет от студии);
  • уточнить отношение к использованию в написании сценариев ИИ (например, таких как ChatGPT).

Продюсер Алексей Агеев (партнер в международном менеджменте Artist International Group, основатель российского агентства PlusSeven Agency), давно живущий в Лос-Анджелесе, в разговоре с Forbes Life выразил мнение, что все требования сценаристов полностью легитимны: «Система доставки контента претерпевает революционные изменения, но это никак не отражается на зарплатах сценаристов и прочих участников процесса. Например, раньше у всех — главных актеров, режиссеров и сценаристов — была четкая система бонусов и выплат так называемого отложенного дохода (роялти, или бонус-бокс-офиса, который зависит от общих сборов фильма по миру). Теперь, когда некоторые студии решают не тратить деньги на кинотеатральный релиз, эта статья полностью исчезла, а студии продолжают зарабатывать и не делятся доходами от стриминга, так как продают туда все в твердый счет и навсегда». 

Протесты в поддержку Гильдии сценаристов Америки в Нью-Йорке, 2 мая 2023 года. (Фото Selcuk Acar·Anadolu Agency via Getty Images)

По мнению Алексея, если описывать проблему в целом, студии пытаются сделать из сценариста фрилансера: «Нужен — приходи, не нужен — пошел отсюда, надо будет — позовем». Так это устроено сейчас в России. Потому в Америке и существует профсоюз, который борется с этой тенденцией путем гарантированного количества недель занятости сценариста на каждом ТВ-проекте, отложенного дохода от стриминга и других требований.

 

В ходе переговоров к 1 мая сторонам не удалось прийти к соглашению, которое удовлетворяло бы требования WGA. Главными пунктами, по которым не сошлись продюсеры и сценаристы, стали обязательная «минимальная комплектация» сценарной комнаты на каждом из этапов производства (вне зависимости от студийной необходимости),  наличие обязательного опыта на съемочной площадке (для ТВ-сценаристов) и контроль использования ИИ в материалах сценаристов.

Почему продюсеры не идут навстречу сценаристам WGA? Во-первых, многие студии до сих пор восстанавливаются от потерь, с которыми столкнулась индустрия в пандемию COVID-19. Во-вторых, продакшены за последние несколько лет серьезно вложились в создание эксклюзивного аудиовизуального контента для новых стриминг-платформ (Disney+, Paramount+, Max) — многие из них даже не вышли на окупаемость, не говоря уже о прибыли. 

В-третьих,  крупные студии снижают издержки, поэтому сокращают персонал (волны сокращений прошли, например, у Walt Disney и WBD). Наконец, AMPTP опасается возможных претензий со стороны других профсоюзов, если сейчас ассоциация пойдет на уступки сценаристам (действие договора Гильдии актеров и AMPTP, которая уже выразила солидарность с WGA, заканчивается 30 июня).

 

Согласно оценке WGA, удовлетворение всех их предложений будет приносить членам Гильдии около $429 млн ежегодно. Удовлетворение предложений в той мере, которую предлагает AMPTP, принесет авторам около $86 млн. Таким образом, разница упущенной выгоды, по мнению WGA, составляет $343 млн в год. 

К каким последствиям может привести забастовка Гильдии?

Гильдия утвердила правила забастовки. Например, у членов WGA есть обязательство участвовать в забастовке, выходя на пикеты. Сценаристы при этом не должны работать над историями, предлагать свои услуги, заключать и обсуждать сделки в отношении будущих сценариев. Запрещается даже переписка с потенциальными продюсерами и посещение офисов студий физически. За нарушение правил забастовки члены WGA могут быть оштрафованы или вовсе исключены из Гильдии. Методов регулировать работу сценаристов,  не являющихся членами WGA, у Гильдии нет — разве что они предостерегают таких авторов, что в будущем они не смогут вступить в Гильдию.

Первые потери из-за забастовки уже заметны – часть ТВ-проектов приостанавливается (новые сезоны сериалов «Шершни», «Начальная школа «Эббот», «Кобра Кай», «Власть в ночном городе», «Ночной суд»). Встают на паузу и ежедневные ТВ-шоу («Джимми Киммел в прямом эфире», «События прошедшей недели с Джоном Оливером», Saturday Night Live и др.). Многие телеведущие, чьи шоу встали на стоп, поддерживают Гильдию. Например, популярный телеведущий Сет Майерс в эфире одного из последних выпусков на NBC сказал: «Если вы не увидите меня здесь на следующей неделе, знайте, что мне это тоже далось тяжело, я буду по вам скучать».

Работники и сторонники Гильдии сценаристов Америки протестуют у офисов Netflix в Sunset Bronson Studios (Фото Aude Guerrucci·Reuters)

Для больших студий (пока) серьезного ущерба нет. Да, питчинг новых проектов, как отмечает Deadline, уже перенесли на осень, как и производство первых (и последующих) сезонов сериалов. Однако Walt Disney, WBD и Paramount и до забастовки стремились к сокращению расходов. Таким образом, падение производственных мощностей из-за недописанных или неначатых сценариев будет лишь на руку инвесторам.

Не слишком пострадает и Netflix. Во-первых, у «красного гиганта» немало аудиовизуального контента в запасе — и нет потребности серьезно менять контент-план в ближайшие 1-2 месяца. Во-вторых, у стриминга есть сценаристы, работающие за пределами Америки, — зрителям можно предлагать контент на иностранных языках. Для производства сериалов на зарубежных территориях Netflix закладывает солидные инвестиции (в одну только Южную Корею в ближайшие четыре года планируют вложить $2,5 млрд).

 

Серьезный удар по индустрии забастовка WGA нанесет, если продлится дольше четырех месяцев. В таком случае начнутся уже переносы премьер (проекты, запланированные на четвертый квартал 2023 года, «уедут» на 2024-й; то, что предполагается выпускать зимой-весной 2024 года, сдвинется на лето-осень).

Чем раньше заканчивались такие забастовки?

Забастовка Гильдии сценаристов 2023 года далеко не первая в истории. Всего WGA объявляло подобные стачки шесть раз. Самая затяжная забастовка прошла в 1988-м (и завершилась через 153 дня). Одна из наиболее масштабных забастовок состоялась в 2007 году и продлилась 100 дней. По некоторым оценкам, экономические потери от нее составили более $2 млрд.

Среди последствий забастовки 2007 года: 

  • сокращение сезонов популярных сериалов («Доктор Хаус», «Кости», «Во все тяжкие», «Сверхъестественное», «Сплетница», «Теория большого взрыва»);
  • полная отмена уникальной версии «Лиги справедливости» от режиссера франшизы «Безумный Макс» Джорджа Миллера;
  • отсутствие требуемой редактуры сценариев некоторых проектов, которые впоследствии получили негативную критику прессы и не окупились в прокате (наиболее яркие примеры — «Затерянный мир», «Трансформеры: Месть падших», «Люди икс: Начало. Росомаха», «Квант милосердия»).

Нынешняя забастовка может стать крупнейшим индустриальным потрясением для Голливуда со времен пандемии COVID-19 в 2020 году. WGA на текущий момент никак не регулирует ее сроки, а члены Гильдии, судя по настроениям выходящих в пикеты сценаристов, готовы идти до конца, чтобы добиться поставленных целей. 

 

Агеев подтверждает, все гильдии и союзы солидарны с WGA — Гильдия режиссеров (DGA), Гильдия актеров (SAG-AFTRA), Международный альянс работников театральной сцены (IATSE). «Позиция по рынку следующая: вы боритесь с продюсерами, чтобы этого не пришлось делать нам, — отметил Агеев. — Регулировка отношений с авторами косвенно повлияет на будущие договоренности между AMPTP и другими Гильдиями».

Среди тех, кто участвует в забастовке и выражает солидарность WGA, сценарист Тони Кушнер («Фабельманы»), актриса Наташа Лионн («Покерфейс»), актеры Гиллиан Джейкобс и Иветт Николь Браун («Сообщество»), актриса Элизабет Олсен («Ванда/Вижн»), актриса и режиссер Оливия Уайлд («Не беспокойся, дорогая») и актер Марк Хэмилл («Звездные войны») и многие другие.

«Мы ненавидим бастовать, но если это необходимо, то мы будем биться изо всех сил, — рассказал шоураннер сериала «Кобра Кай» Джон Харвитц. — Это грустно, но, к сожалению, необходимо. Мы остановили работу сценарной комнаты «Кобра Кай». Как только будет заключена честная сделка, мы вернемся к работе».

Забастовка WGA повлияла и на деятельность компании Агеева: «По новым правилам сценаристы не могут встречаться с продюсерами для обсуждения новых проектов. Работа над сценариями, которые сейчас в производстве, должна быть прекращена. Если я не ошибаюсь, даже появляться на территории студий запрещено, как и любое личное общение с заказчиками. Сейчас мы в нашей компании Artist International Group пытаемся разобраться, как действовать в сложившихся обстоятельствах. У нас много международных клиентов и создателей так называемого non-scripted сегмента (документальные фильмы), где не требуется сценарный материал, попадающий под регуляцию Гильдии. Думаю, что сейчас мы увидим большой подъем в сегменте документальных фильмов и сериалов, а также локальных сериальных проектов, не попадающих под правила профсоюзов».

 

Алексей отметил, что, на его взгляд, ничего подобного забастовке Гильдии сценаристов Америки в России быть просто не может: «Профильная российская гильдия, которая должна бороться за права сценаристов в России, существует только на бумаге. Наверняка в Союзе кинематографистов есть расходная статья на эту организацию, но все люди, которые должны этим заниматься, находятся в состоянии летаргического сна. Продюсеры в России твердо уверены, что 100% успеха фильма или сериала — исключительно их заслуга. Актеры и сценаристы никакого к этому отношения не имеют, поэтому делиться с ними доходами в случае успеха не требуется».

При этом Агеев видит наличие «положительной динамики» в этом направлении: «Конечно, стали появляться адекватные продюсеры, которые понимают, что успех фильма — это общий успех команды, и если фильм заработал 100 млн чистой прибыли в прокате, то этим нужно делиться с создателями. Это положительно влияет и на сам рынок, ведь в случае наличия «отложенного дохода» режиссер или сценарист имеет возможность отдохнуть между проектами, а не прыгать из одного в другой, не успевая нормально подготовиться и потратить время на разработку. Рано или поздно ситуация поменяется, но без помощи профильных организаций и Минкульта это невозможно — в данной ситуации добро борется со злом и жадностью продюсеров, и пока эта битва неравная».

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+