К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Толстой, Маркес и желтые колготки: семь весенних премьер московских театров

«Каренина. Процесс», режиссер Алла Сигалова, Театр наций
«Каренина. Процесс», режиссер Алла Сигалова, Театр наций
В канун майских праздников драматические театры выпускают новую порцию премьер. Среди них уже определили главные зрительские хиты. Например, по мнению театрального критика Натальи Ртищевой, свежий «Генерал и его семья» в Театре имени Вахтангова — одна из лучших постановок сезона. Специально для Forbes Life она рассказывает, какие спектакли посмотреть этой весной
 «Считалка», «Пространство внутри»
«Пространство внутри»

«Считалка», «Пространство внутри»

Режиссер: Женя Беркович

Олег Карлсон, владелец и руководитель театра «Пространство внутри», собрал коллекцию спектаклей режиссера Жени Беркович. Женя — ученица Кирилла Серебренникова, культовое имя в современном театре, творческая манера которой на первый взгляд напоминает самодеятельность. Ее судебные и библейские сказки — смешные и горькие истории про женщин, стариков и детей, целый мир отверженных.

Этой весной на сцену вернулась знаменитая «Считалка» — спектакль про военный конфликт между Грузией и Абхазией и одновременно история про двух 13-летних подруг. Войну Беркович делает из маленькой тряпичной куклы на руках грузинской матери. Большие куклы на стульях — мир бабушек и дедушек. Женский мир Беркович готовит, баюкает, ждет, хоронит, оплакивает и смеется.  Ее актрисы, среди которых Мариэтта Цыгаль-Полищук, играют всех: и подростков, и старух, и беременных. Мужской мир тоже на них: закладчик-наркоман, военные на блокпосту, но самый пронзительный образ — актриса в роли десятилетнего мальчика в папином пиджаке, заправленном в желтые хлопковые колготки.

Когда: 13 и 16 мая

«Ревизор», театр «Около дома Станиславского»
«Около дома Станиславского»

«Ревизор», театр «Около дома Станиславского»

Режиссер: Антон Федоров

Возвращенный на сцену театра «Ревизор» теперь идет с Максимом Севриновским. 3 марта 2019 года премьеру играл актер «Гоголь-центра» Семен Штейнберг, но в прошлом году артист ушел из проекта. Это самая невероятная фантазия на тему пьесы Гоголя. Сон Городничего, когда накануне приезда ревизора ему приснились две необыкновенные крысы неестественной величины: «Понюхали — и пошли прочь». Только крысы в спектакле Федорова никуда не ушли, а наоборот, размножились. Еще из всех нор вылезли кроты, ожил сумасшедший дом с пациентом Хлестаковым, мертвые жена и дочь Городничего как «панночка» из «Вия» стали искать своих, и все эти оборотни, слепые, с нарушениями речи и координаций движений, со всей гоголевской чертовщиной и «веселым комизмом» (как это определял критики Виссарион Белинский) разыграли по ролям пьесу «Ревизор».

К общей парадоксальности режиссер добавил куски из интервью композитора Олега Каравайчука, который много и весело рассказывал про Гоголя, даже считал, что тот жив и продолжает интенсивно работать, лежа в могиле. Спектакль Антона Федорова — собирательный Гоголь со всеми его кошмарами и нечистями: ведьмами, колдунами, чертом, ожившими покойниками, сбежавшим носом и странной смертью. Гениальные актеры театра «Около» с сумасшедшей игрой Максима Севриновского, который уверенно входит в категорию лучших современных театральных актеров.

«Любовь по Маркесу», Театр имени Маяковского
Театр имени Маяковского

«Любовь по Маркесу», Театр имени Маяковского

Режиссер: Егор Перегудов

На новой должности художественного руководителя Театра имени Маяковского Егор Перегудов выпустил две премьеры, расположенные на разных полюсах. «Войцек» — модная режиссура молодого Филиппа Гуревича и чистое искусство. «Любовь по Маркесу» — старые формы, бенефис к предстоящему юбилею звезды театра Игоря Костолевского. Ему предложили радикальный образ главного героя в повести Маркеса «Вспоминая моих грустных шлюх».

90-летний старик хочет провести сумасшедшую ночь с юной девственницей в публичном доме. Всю жизнь вкушавший продажную любовь, старик Габито к концу жизни наконец созрел для настоящей. Сценография Владимира Арефьева транслирует жар тела знойным днем в Колумбии: дешевая гостиница, старые жалюзи, вентилятор над постелью, голоногие красотки, испанская гитара играет мелодию желаний. Но то ли классический русский интеллигент с идеальной школой не монтируется с приключениями тела старого колумбийского льва, имеющего в списке 500 шлюх, то ли воспоминания старика у постели спящей девушки потушили в режиссере Перегудове обычную энергию, но за три часа спектакль погас еще до финала. Приманка в спектакле все же есть, и на нее точно пойдет зритель — Игорь Костолевский и Ольга Прокофьева в роли хозяйки публичного дома Росы Кабаркас часть действия играют в масках 90-летних стариков.

Когда: 23 и 24 апреля, 1 и 17 мая

«Генерал и его семья», Театр имени Вахтангова
Театр имени Вахтангова

«Генерал и его семья», Театр имени Вахтангова

Режиссер: Светлана Землякова

Единственный спектакль в Москве, на который практически невозможно купить билеты. Новая сцена Театра Вахтангова не может вместить всех желающих. Это народный хит. Основа — роман Тимура Кибирова. Режиссера Светлану Землякову больше знают по ГИТИСу, где она преподает сценическую речь. Рассказ про семью советского генерала из советской провинции она поставила в легком жанре фильмов Петра Тодоровского, с песнями советской эстрады и с гениальным перевоплощением Максима Севриновского в генерала Василия Ивановича Бочажка с его солдафонскими шутками и советским идиотизмом, мешающим ему понять прогрессивную дочь. А на большинство других ролей пригласила студентов, с которыми умеет работать, и сделала молодежный ансамбль, равного которому пока нет ни в одном театре.

Такие ансамбли бывают только у Марины Брусникиной с ее умением рассказывать истории и переживать их вместе с героями. И этот спектакль с его простой задушевностью и юмором понятен, кто вырос в СССР, жил в его правилах, ссорился со своими родителями, не понимавшими, зачем дети читают Ахматову и почему думают об отъезде, и что же все-таки не так в правилах, вбитых им советской властью.

Когда: 26 апреля, 10 мая, 25 мая, 22 июня и 1 июля

«Каренина. Процесс», Театр наций
Театр наций

«Каренина. Процесс», Театр наций

Режиссер: Алла Сигалова

Алла Сигалова показывала «Каренину» еще в «Барвихе Luxury Village» в 2022 году. Теперь спектакль в бриллиантах Mercury и черных платьях Тамары Эшба идет на сцене Театра наций в декорациях Марии Трегубовой. Судебный процесс по иску матери Вронского к Анне о посягательстве на институт брака разыгрывается в черном на белом и на наклонной плоскости. В роли присяжных — зрители. Процесс идет под звук тюремного засова, потому что Анну (Софья Эрнст) по законам XlX века, не допускавшим развод, судят за преступление. Никаких танцев, строго драма. Толстой вперемежку с авторскими текстами.

В финале часть наклоненной платформы поднимается вертикально, Анна с Вронским висят в воздухе, держатся двумя руками за перила, пытаясь не сорваться, но соскальзывают и летят вниз. Сколько ни смотришь вариантов романа, всегда живешь этой необыкновенной историей про произрастание любви, которое никто в мире не показал так, как Толстой, и ожиданиями событий: первый взгляд в поезде, бал, скачки, роды, попытка самоубийства Вронского, скандал в театре и снова поезд.

Софья Эрнст играет не бездну и не зло, а несчастье быть честной женщиной. Она красива, взволнована, растеряна, непростительно счастлива и глубоко несчастна. Игорь Миркурбанов  играет нового Каренина, умеющего любить. Он простил Анне измену, полюбил ее новорожденную дочь и берет позор на себя. Вронский — тиражно красивый, молодой артист Сергей Яковлев. Спектакль короткий, красивый и максимально эмоциональный.

Когда: 3, 4, 5 мая

«Остановка», театр «Практика»
Театр «Практика»

«Остановка», театр «Практика»

Режиссер: Игорь Теплов

«Практика» подтверждает право называться современной площадкой для экспериментов. В основе пьесы Германа Грекова — история  про бизнесмена Виктора, который решил остановиться в жизни, сел на трамвайной остановке и тем самым поменял жизнь не только жене и друзьям, но и всему городу. В таком комплекте — только четыре актера на сцене — легко скатиться к антрепризе. Но у режиссера Теплова хороший вкус и дорогой модный дизайн. От отвязной вечеринки в хореографии Альбертса Альбертса до белых костюмов, красных букв STOP и черного круга для видеорепортажей Ольги Кузнецовой. Эти видеокомменты разбивают историю, и без того раскрывающую много тайн из жизни четырех друзей, на смешные сценки.

К истории мужика, живущего на остановке, подключается город, — секретарша Виктора, тренер по айкидо, журналист с YouTube, его отец, его дочь, полицейские, психолог, фельдшер со «скорой» и бабушка, которая приходит подкормить «кризис среднего возраста». Режиссер Игорь Теплов — актер Театра имени Пушкина, поэтому «комменты» играют почти все актеры этого театра. Виктор с остановки уходит, но приходят посидеть другие горожане, решившие притормозить жизнь по привычному маршруту. Увлекательный спектакль с блестящей игрой актеров — Дарьи Калмыковой, Антона Феоктистова, Анны Бегуновой и Романа Маякина.

Когда: 8 мая, 17:00 и 20:00

«Подарок», «Мастерская Петра Фоменко»
Ольга Кузякина

«Подарок», «Мастерская Петра Фоменко»

Режиссер: Юрий Титов

У режиссера Юрия Титова вторая удача в «Мастерской Фоменко». Полгода назад он поставил спектакль-концерт «Мой Брель» — три актера в черных костюмах пели под живой оркестр песни  Жака Бреля о том, как может забыться в любви мужчина. Режиссер решил не покидать Францию: в новом спектакле он объединил пять новелл Ги де Мопассана под общим названием «Подарок».

Четыре актрисы — Роза Шмуклер, Серафима Огарева, Наталья Мартынова и Александра Титова — активизировали позабытую театром функцию «искусство соблазнения» и, не напрягаясь, сыграли французское легкомыслие, ветер в голове и коварство в поступках. Первые четыре новеллы — сполошный водевиль, взгляды, плечики, порхания, — словом иллюстрация, как запах вербены может лишить мужчину разума. Зато в последней игра и комедия заканчиваются и начинается полная трагизма история молчаливой любви русской графини Марии Барановой и спасенного ею беглеца. «Подарок» сделан в духе работ Фоменко, которые традиционно сравнивали с кружевами, и еще наберет легкости.

Когда: 25, 26, 31 мая и 4, 19, 20 июня

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+