К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

«Мне надоело быть даже условным клоуном»: как художники передают свои идеи через цвет

«Мне надоело быть даже условным клоуном»: как художники передают свои идеи через цвет
Галерея Alina Pinsky Gallery открыла проект, посвященный цвету в искусстве. До 1 мая проходит выставка True Colors. Forbes Life отобрал работы нескольких художников, для которых цвет служит важным средством художественной выразительности

У всех авторов, представленных на выставке, свои собственные отношения с цветом. Для одних колористические эксперименты — это попытка передать эмоцию, для других — возможность расширить рамки изобразительного искусства, привнося в него элементы музыки, а третьи и вовсе считают свои работы подобием теста Роршаха. В экспозиции собраны работы сразу нескольких поколений: от классиков неофициального советского искусства — Владимира Немухина и Юрия Злотникова — до именитых зарубежных авторов, включая Виктора Вазарели, и более молодых современных художников — таких как Евгений Музалевский. 

 Наталия Турнова, «Наблюдатель», 1994

Наталия Турнова, «Наблюдатель», 1994

Несмотря на яркую и жизнеутверждающую палитру работ Наталии Турновой, сочетание открытых контрастных цветов в ее картинах создает ощущение внутренней трагичности. «Когда мне говорят «радуйся каждой минуте», я пожимаю плечами: я так не умею. Раньше у меня были какие-то забавные портреты, но мне надоело быть даже условным клоуном, делать вид, что все прекрасно», — говорит художница.

Жерар Шнайдер, «Композиция», 1967

Жерар Шнайдер, «Композиция», 1967

Жерар Шнайдер — один из главных представителей лирической абстракции во Франции. Испытав в 1930-е годы влияние Кандинского, впоследствии он перешел к чистой беспредметности. Сегодня Шнайдер известен чуть меньше своих современников, таких как Пьер Сулаж или Ханс Хартунг, но его пронумерованные «Опусы» вполне уверенно продаются на торгах за сотни тысяч долларов (рекорд с конца 1990-х составляет почти полмиллиона). Отдельные работы художника хранятся в собраниях Центра Помпиду и в нью-йоркском МоМА. Как тонкий знаток музыки, Шнайдер находил в ней много общего с живописью, а рассуждая о композиционных решениях его жестовых абстракций, критики порой использовали термин «оркестровка».

Экспозиция выставки True colors

Экспозиция выставки True colors

Еще одно иностранное имя на выставке — французский абстракционист Клод Бельгард (на фото справа — его «Портрет дамы из России» 1966 года). Послевоенные произведения Бельгарда, наследующие эстетике ташизма, пользовались особенным успехом за пределами Франции. На одной из итальянских выставок его картину купил Лучо Фонтана. В 1960-е годы художник начал активно работать с цветом, изучая его влияние на психологическое состояние человека.

Творчество одного из пионеров российской геометрической абстракции, Владимира Андреенкова, на выставке представлено несколькими работами, включая «Абстрактную композицию» 2008 года (на фото слева). Критики обычно отмечают музыкальность произведений Андреенкова, которые во многом наследуют русскому авангарду. Простота и гармоничность его композиций чаще всего подчеркнуты звучным цветовым решением.

Тим Парщиков, Venice Burano, 2011

Тим Парщиков, Venice Burano, 2011

Работа фотографа Тима Парщикова относится к серии, созданной для группового проекта Real Venice, который был впервые показан на Венецианской биеннале 2011 года. Создать неожиданный портрет города тогда предлагалось четырнадцати авторам, самым именитым из которых была Нан Голдин. Парщиков решил выйти за рамки привычных туристических маршрутов и отправился снимать на остров Бурано в Венецианской лагуне. От соседнего Мурано остров отличается специализацией (кружево вместо стекла) и россыпью домиков, стены которых выкрашены в самые разные цвета.

Михаил Чернышов, «Композиция», 1989

Михаил Чернышов, «Композиция», 1989

В 1960—1970-х годах Михаил Чернышов создавал геометрические абстракции и был одним из первопроходцев советского поп-арта, разрабатывая собственную образную систему на основе милитаристской символики. Представленная на выставке «Композиция» относится к более позднему периоду творчества художника. В 1980 году Чернышов уехал в США, его эксперименты с поп-артом стали более ироничными, а в геометрических работах еще более ярко проявилось влияние кубофутуризма и футуризма.

Игорь Шелковский, «Цветы», 2022

Игорь Шелковский, «Цветы», 2022

Если скульптурные работы Игоря Шелковского исключительно монохромны, а часто и вовсе лишены какого-то конкретного цвета (автор считает, что «цвет убивает форму»), то в живописи цвет проявляется в полной мере. На выставке Шелковский представлен двумя работами из прошлогодней серии «Цветы»: одна из них отличается смазанностью контуров и почти уходит в абстракцию, а вторая заставляет вспомнить о знаменитых «Цветах» Уорхола.

Осенью 2019 года Алина и Дмитрий Пинские подарили Третьяковке на Крымском валу три работы Игоря Шелковского — стоящую, бегущую и шагающую фигуры. Кроме того, работы художника входят в собрания Центра Помпиду, Русского музея и других знаковых институций по всему миру.

Евгений Музалевский, «Без названия», 2022

Евгений Музалевский, «Без названия», 2022

В начале своего творческого пути Евгений Музалевский планировал заниматься фотографией, но вскоре переключился на живопись, перешел в мастерскую Сергея Браткова. Сейчас художник, которому еще нет и 30 лет, продолжает обучение под руководством немецкого концептуалиста Хайнера Блюма в Университете искусства и дизайна в Оффенбахе (Германия).

В 2021 году Музалевский получил главный приз Zverev Art Prize в размере 1 млн рублей. Приз был присужден за масштабную живописную абстракцию «И прости наши долги, как и мы прощаем должникам нашим». На церемонии награждения председатель жюри Андрей Сарабьянов отметил: «Выбор был труден, но неизбежен. Нам хотелось, чтобы победитель наследовал традициям авангарда, поставангарда и искусства шестидесятников, чтобы он не только владел кистью, но и что-то утверждал или отрицал с ее помощью, привлекая внимание зрителя».

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+