«Часовой рынок медленно, но перестраивается»: основатель AllTime о работе в кризис
— Вы начали свою карьеру 20 лет назад. Планировали навсегда связать жизнь с часами? Насколько этот бизнес был перспективным?
— Карьеру я начал даже 30 лет назад, хотя и не официально. В 1994 году, учась на последнем курсе МИФИ (Московского инженерно-физического института. — Forbes Life), я не видел никакой перспективы: наука начала разваливаться, и в ней себя уже было не реализовать. Все инициативные, умные специалисты уходили в бизнес. Я устроился на работу в компанию «Белка», которая продавала «японцев» — Casio, Seiko и Citizen. Планировал ли я навсегда связать жизнь с часами? Поверьте, экономическая и политическая ситуация не позволяла загадывать так далеко. Я просто четко понимал, что мои знания в этой отрасли на данный момент никому не нужны и материальной выгоды не принесут.
В «Белке» я работал одновременно администратором, продавцом, консультантом и кладовщиком небольшого павильона на тогдашней ВДНХ — настоящая романтика 1990-х, которая закончилась с кризисом 1998 года. С ВДХН начали выжимать все стихийные, отданные под аренду павильоны, чтобы вернуть выставке нынешний цивилизованный вид. Компания вынужденно закрыла свой магазин на выставке, и я оказался безработным.
— Вы снова стали искать работу в сфере часового ретейла?
— Не совсем так. Никаких других часовых компаний толком не существовало. А у меня не было средств даже на аренду палатки. Но в уме уже возникло понимание того, что информация рулит миром и за интернетом будущее. В 1999 году, вложив все деньги в компьютер и выучив по учебникам HTML, я сам «написал» сайт, разместил его на бесплатном домене casio-citizen.max.ru и выложил туда фотографии часов, которые были в наличии у оптовой компании. И так начал «бизнес».
Это был даже не сайт, а примитивный текстово-графический каталог с моим домашним телефоном. Мы принимали звонки, узнавали, есть ли интересующая звонившего модель на складе, выкупали ее и перепродавали. Работали «частным порядком», без юридического лица, и все заработанное вкладывали в новые часы. В какой-то момент я сам сделал полноценный онлайн-каталог всех наших моделей, а потом обнаружил его на сайте появившегося раньше нас конкурента — он целиком его украл. Этот урок заставил меня пересмотреть ассортимент из трех марок, существенного его расширить за счет новых брендов и взяться за серьезную административную деятельность.
— Когда частный бизнес встал на цивилизованные рельсы под названием AllTime?
— Прекратили «партизанить» мы 2000 году — зарегистрировали домен AllTime.ru и одноименное ООО. Отсюда у вас цифра о моей 20-летней карьере, она фигурирует в нашей официальной истории. Мы заказали у профессиональных программистов новый сайт, подняли его на иной качественный уровень, и наша онлайн-деятельность приняла огромный размах. Ставку сделали на онлайн, потому что были уверены: в этом формате мы представляем собой нечто весомое, а к рознице пока не готовы.
Не магазин, а скорее шоурум пришлось открыть после кризиса 2008 года: продажи в интернете падали, нужно было стимулировать их другим способом, заманивая к себе покупателя. Этот первый шоурум и перерос в итоге в полноценную розничную сеть AllTime.
История AllTime — это борьба с негативными событиями, которые впоследствии оказали позитивное влияние на бизнес. Скажем, к 2014 году магазины компании были открыты только в Москве, Санкт-Петербурге и Ростове-на-Дону, а грянувший тогда очередной кризис заставил нас наращивать присутствие в регионах, и теперь у нас 20 магазинов по всей стране.
— Каков сегодня баланс онлайна и реальной торговли?
— Многие посетители интернет-магазина до сих пор предпочитают совершать покупки в реальности. Однако около 50% всех продаж идут через кнопку «резерв» на нашем сайте: клиент изучил ассортимент, определился с выбором, но хочет убедиться в его правильности — примерить часы вживую. Оставшиеся 50% покупателей также узнали об AllTime через интернет, у нас почти нет «посетителей с улицы». Так наш сайт делает свою работу и убеждает прийти именно к нам. Формально все продажи у нас онлайн, а на деле — не совсем так. В эпоху персонально формируемого контента многие игроки могут перейти в такой формат.
— Как вы справляетесь с нынешним кризисом? Как сегодня формируется ассортимент?
— Все события, международные и внутренние, влияют на рынок часов, ведь это не предмет первой необходимости. В прежние годы передела рынка бренды уходили от нас не раз, приходилось искать альтернативу, и мы научились делать это весьма успешно. AllTime всегда представлял серьезный пул марок, благодаря которому наши позиции, даже в нынешний кризис, укрепились, и оборот вырос на треть. И это на общем фоне спада покупательского спроса и прекращения импульсивных покупок в торговых центрах.
Часовой рынок медленно, но перестраивается, и важную роль начинают играть небольшие интересные и качественные марки, которые раньше оставались в тени — таких немало в портфолио AllTime. Наше кредо — удивлять, мы и сейчас стараемся находить и привозить в Россию что-то интересное: то, чего здесь еще не было.
Обратная сторона оттока больших брендов с рынка — это отсутствие с их стороны контроля поставок, что уже привело к огромному количеству подделок в стране, продаваемых даже на маркетплейсах. Боюсь, это может обесценить доверие к часам в целом. Понимая, что нет гарантии приобретения оригинала, покупатель просто будет отказываться от покупки. Поэтому «высшая миссия» AllTime — в достатке представлять оригинальный продукт, сохраняя культуру потребления часов.
— В 2022 году в пространстве вашего флагманского магазина открылся Музей времени и часов. Почему вы решили принять участие в этом проекте?
— Началось все со знакомства с коллекционером Леонидом Европейцевым (президентом Российского клуба коллекционеров часов. — Forbes Life) на выставке Moscow Watch Expo 2021. Мне понравилась его увлеченность, я и сам поклонник часовой истории. Мы предоставили ему пространство для такого музея, а он с единомышленниками уже создал потрясающую тематическую экспозицию, которая постоянно обновляется. Даже все российские бренды охотно предоставили для нее раритеты из своих архивов. Проект востребован, к нему есть интерес. В будущем мы думаем превратить это пространство в платформу для общения не только часовых экспертов, но и ювелирных художников, проводить здесь смотры молодых, талантливых мастеров. Создать некий живой клуб, которое объединил бы вокруг музея интересное, знающее сообщество.