Цвет имеет значение: как необычные драгоценные камни становятся выгодной инвестицией
В 2022 году сайт The Natural Gem Stone в своем рейтинге 10 самых перспективных для инвестиций цветных драгоценных камней, помимо традиционных рубина, изумруда и синего сапфира, поставил на 4-е место турмалин параиба, александрит — на 6-е, а шпинель — на 8-е место. Хотя этот рейтинг (как и многие аналогичные) нельзя считать «последней инстанцией», он отражает характерную тенденцию на рынке: за последние 10 лет выросли цены практически на все цветные камни. Рассказываем про историю и характеристики некоторых из них.
Шпинель: богатая палитра цвета
Шпинель — драгоценный камень, который обладает особенными геммологическими и эстетическими характеристиками. По своей твердости она близка к бриллианту, а значит, долговечна; в принципе не подвержена термической обработке, то есть искусственному облагораживанию (в отличие от тех же рубинов, изумрудов и синих сапфиров), и потому цвет шпинели всегда натуральный. Палитра ее цветов и пограничных оттенков при этом невероятно разнообразна: от кроваво-красного до лилового-лавандового, от сине-голубого до темно-серого, который маркетологи называют «грозовым» оттенком.
Несмотря на очевидные природные достоинства шпинели, на протяжении всего XX века она была предана забвению и только в последнее десятилетие вырвалась в фавориты среди цветных драгоценных камней. Точно так же стремительно на шпинель выросли рыночные цены — и этот рост не останавливается.
Добывать шпинель начали еще в XIV веке в Бирме (нынешняя Мьянма) и в Северном Афганистане. Через Великий шелковый путь камень попал в Европу, где его постоянно принимали за рубины, гранаты или турмалины. Красная шпинель «Черный принц» весом 170 карат в центре короны Британской империи считалась рубином вплоть до начала XX века. А вот шпинель (рекордные 398,72 карата) в Большой Императорской короне Российской империи всегда называли правильно.
А известность в ювелирном мире шпинель получила благодаря Владиславу Яворскому из Одессы, геологу по образованию, который эмигрировал из СССР в 1992 году. Еще во время учебы он побывал в геологоразведочных экспедициях и в нынешнем Таджикистане открыл для себя шпинель. C конца 1990-х, лично объездив месторождения в Бирме, Шри-Ланке, Пакистане, Таиланде и Африке, Яворский стал приобретать этот драгоценный камень по бросовым ценам, потому что тогда шпинель никого не интересовала. В итоге к началу 2000-х его ювелирная компания стала крупнейшим мировым дилером шпинелей и пробудила интерес к ней у больших ювелирных брендов.
Другим «первооткрывателем» шпинели еще в ХХ веке стал Жоэль-Артур Розенталь, один из главных новаторов-ювелиров в мире, владелец частного ателье на Вандомской площади в Париже. 10 лет назад в интервью The Financial Times Розенталь рассказывал, что в 1980-х, когда шпинель считали «фальшивым» камнем, он покупал ее по цене $300 за карат, а спустя годы цена доходила уже до $15 тысяч за экземпляр высокого качества.
В последние годы со шпинелью работают едва ли не все большие международные ювелирные дома, особенно ее любят в Louis Vuitton, Tiffany & Co., Cartier и Bvlgari. Два года назад последний представил колье Imperial Spinel с уникальной шпинелью интенсивного красного цвета огранки «подушка» и весом в 131,21 карата. Этот камень стал четвертым по величине из всех известных шпинелей в мире и происходил из Таджикистана, из месторождения на Памире. В 2022-м в Bvlgari посвятили всем оттенкам шпинели целую коллекцию из двадцати украшений Color Journeys.
В России украшения со шпинелью сегодня можно найти у небольших независимых ювелирных марок Chamovskikh Jewellery House, Doguma Jewellery, Dzhanelli Jewellery, Epic Jewellery, Evgeny Danilov Jewellery, Ilgiz F., но лидером по работе с этим драгоценным камнем является Parure Atelier — в стоке ювелирного бренда собрана приличная коллекция шпинелей.
«Мы начали активно работать со шпинелью пять лет назад. Помимо огромной палитры разных оттенков, к ее достоинствам можно отнести высокую чистоту, прекрасные оптические свойства и красивый блеск. Это привело к значительному подъему цен на рынке: за последние годы стоимость высококачественной шпинели весом в 10 карат выросла в семь-восемь раз. Взлетели цены и на образцы самых востребованных оттенков — синих, розовых и красных. А неоново-розовая шпинель Махенге из Танзании стала предметом охоты коллекционеров. Последний год мы наблюдаем дефицит шпинели даже у самых маститых дилеров», — рассказал Forbes Дмитрий Мокринский, управляющий партнер бренда и геммолог по образованию.
Александр Чамовских, глава ювелирного дома Chamovskikh и председатель Гильдии ювелиров Урала, также отмечает ценность шпинели Махенге и в комментарии Forbes Life добавляет, что «особый интерес для коллекционеров также представляет синяя, кобальтовая шпинель из Вьетнама. Но ее очень редко можно встретить на биржах и мировых выставках».
Демантоид: алмазоподобный образец
Вслед за шпинелью свое второе рождение сегодня переживает и демантоид. Он был открыт для мира минералогии сравнительно недавно (в 1874 году) в России, на Южном Урале недалеко от Екатеринбурга. На реке Бобровке в золотоносных россыпях было найдено месторождение неизвестного ранее зеленого прозрачного драгоценного камня. Позже он был квалифицирован как зеленый гранат и получил название «демантоид». Следом залежи нового камня были обнаружены в том же районе, близ деревни Полдневая, — и сегодня добывающая компания «Демантоид Полдневской» остается одним из крупнейших поставщиков ярко-зеленого граната в мире (до момента введения санкций, которые остановили закупку драгоценных камней из России для иностранных дилеров). Позже камень нашли также на Камчатке, на Чукотке и в Мурманской области.
Название «демантоид», или «алмазоподобный» (от немецкого слова diamant и греческого edios, или «подобный»), драгоценному камню дали из-за его характеристик. Показатель преломления и дисперсии (способности камня разлагать видимый свет на спектральные тона) у него выше, чем у алмаза, и потому игра света в его гранях проявляется сильнее, чем у бриллианта. При этом камень от природы обладает сочно-травяным цветом, и особенно ценятся экземпляры с включением в его тело волокон биссолита, который дает сияющий эффект, называемый специалистами «конский хвост».
Благодаря этим характеристикам демантоид стал открытием Сибирско-Уральской научно-промышленной выставки 1887 года, а затем, после Всемирной выставки в 1889 году в Париже, стал модным и среди европейцев. Тогда международную славу камень обрел благодаря Джорджу Фредерику Кунцу, геммологу американского ювелирного Дома Tiffany & Co. Он считался одним из самых известных экспертов по драгоценным камням и во время визита в Россию был впечатлен природными характеристиками демантоидов — и приобрел имеющиеся образцы. Сегодня в музейном собрании Tiffany & Co. и на аукционах можно найти немало образцов украшений ар-нуво с уральским демантоидом.
Несмотря на богатую историю, во второй половине XX века демантоид был забыт и лишь недавно вернулся на авансцену. В 1990-х месторождения демантоидов были открыты в Намибии и на Мадагаскаре, после чего мировые геммологи вспомнили, что сочно-травяной яркий цвет и дисперсия камней родом из России на порядок выше. Это породило мировой рост цен на эталонный демантоид. Данный рост отчасти можно проследить по рыночным предложениям последних лет: скажем, в 2014 году уральский демантоид весом 6,83 карата был продан на аукционе Bonhams за $125 000.
На этом международном фоне в самой России демантоид до последнего времени особо не ценили. Теперь же с ним работают ювелирные дома Chamovskikh и Cluev, бренды Epic Jewellery и Ninotchka Jewels. Но масштабно вспомнить о его достоинствах заставил творческий союз компании «Демантоид Полдневской» и ювелирного бренда Liza Borzaya. Год назад его результатом стала совместная коллекция, которая так и называется «Демантоид» и представляет этот драгоценный камень в дизайне, навеянном темой флоры.
«Когда «Демантоид Полдневской» неожиданно предложил нам сотрудничество, мы согласились моментально. Сами давно присматривались к насыщенному травянисто-зеленому цвету этого драгоценного камня. Парадоксальное достоинство демантоида в том, что экземпляры с включениями, которые создают эффект «конский хвост», ценятся выше, чем драгоценные камни без них», — рассказала Forbes Елизавета Борзунова, владелица и креативный директор ювелирного бренда Liza Borzaya.
Турмалин параиба: неоновое свечение
Рост интереса к турмалину параиба, или параибскому турмалину, камню ярко-голубого, неонового цвета, одному из самых редких на планете, начался около 10 лет назад и не спадает до сих пор. Свое имя эта редкая разновидность турмалина получила по названию штата на северо-востоке Бразилии, где он был открыт геологом Хейтором Димасом Барбосой в конце 1980-х годов. Проведя 15 лет в местных шахтах, Барбоса был близкок к главному открытию геммологии XX веке (все известные науке драгоценные камни давно были открыты), но не успел его сделать лично, оказавшись в больнице с инсультом. Когда он поправился, оказалось, что не защищенное с юридической точки зрения месторождение было разработано другими старателями — и за несколько месяцев исчерпано. Именно поэтому образцы параиба родом из Бразилии появляются сегодня только на вторичном рынке и высоко ценятся.
Официально новый драгоценный камень был представлен в 1989 году на крупнейшей ювелирной выставке в мире, в американском Туссоне, и произвел сенсацию. По твердости он схож с изумрудом, но по химическому составу более сложен: 50 разных элементов в его составе, и в первую очередь медь, награждают камень неоново-голубым сиянием. Столь интенсивным, что вначале геммологи даже пытались назвать его glassex, как популярное средство для мытья окон кислотно-голубого оттенка. После открытия редкий камень разошелся по крупнейшим коллекционерам драгоценных камней и ювелирам-новаторам, и так предложение на рынке было исчерпано.
В 2001 году схожий камень был найден сначала в Нигерии, затем в Мозамбике. По мнению специалистов, свечение этих камней сильно уступает бразильским с его характеристикой blue neon color (с англ. — голубой неоновый цвет), и потому возник термин paraiba-type (тип «параиба»).
В 2010 году на аукционе Sotheby's Magnificient Jewels в Нью-Йорке кольцо итальянского ювелирного бренда Michele Della Valle с турмалином параиба весом в 9,04 карата ушло с молотка за $128 500. Спустя восемь лет кольцо вновь было выставлено на продажу уже в другом аукционном доме — Christie’s в Женеве — и продано за 396 500 швейцарских франков, то есть почти вдвое дороже. 10 лет назад всплеск интереса на украшения с турмалинами параиба был обусловлен переменами на вторичном рынке: некоторые коллекционеры драгоценных камней стали расставаться со своими собраниями, и это спровоцировало спрос и рост цен.
За последние годы украшения с турмалинами параиба разного происхождения создавали практически все ювелирные дома мира — Chopard, Chaumet, Dior, Harry Winston, Van Cleef & Arpels и другие. За этим последовал активный рост интереса к турмалинам параиба разных разновидностей и в России.
«С момента основания Yana Jewellery в 2011 году мы делаем большой упор на работу с цветными минералами — от цитринов и аметистов, до морганитов и топазов. Но главную привязанность питаем к более серьезным образцам, которые набирают обороты, — к ним относится параиба», — рассказала Forbes Яна Расковалова, владелица и креативный директор бренда. В 2015 году они создали кольцо с бразильским турмалином параиба огранки «овал» весом в 40,56 карата — этот экземпляр оказался в частной коллекции певицы Бейонсе, а позже звезда не раз появлялась в нем на красной ковровой дорожке.
Это мнение подтверждает и Дмитрий Мокринский: «Стоимость турмалина параиба на рынке стремительно идет вверх. Рост доходит до 20-30% в год, что делает этот драгоценный камень инвестиционно привлекательным и вызывает интерес потенциальных покупателей. Многие наши нынешние постоянные клиенты в принципе узнали о существовании Parure Atelier благодаря турмалинам параиба: они искали на российском рынке этот драгоценный камень, а он уже был у нас представлен».
Александрит: императорский след
Вслед за демантоидом александрит — еще один драгоценный камень, крупное месторождение которого находится в России, и экземпляры оттуда ценятся на мировом рынке очень высоко. В 1834 году, будучи членом-корреспондентом академии наук Санкт-Петербурга, ученый Нильс Густав Норденшельд получил на оценку несколько образцов породы изумрудов, среди которых заметил камень густого зеленого цвета с более высоким уровнем твердости. Процесс происходил днем, в рабочее время, но когда ученый решил изучить странный экземпляр вечером у себя дома при свечах, то обнаружил, что минерал поменял цвет и стал ярко-красным.
Существует еще одна версия открытия этого драгоценного камня: якобы он был найден годом ранее на изумрудном прииске на реке Токовой в окрестностях Екатеринбурга и отправлен как изумруд в Санкт-Петербург, где и был изучен Львом Перовским, министром внутренних дел, страстно увлеченным минералогией. Тот также описал изменение цвета камня и якобы даже придумал для него название «диафанит» (от древнегреческого — «блестящий, яркий»). Но близился день рождения великого князя Александра, сына императора Николая I, и было решено преподнести наследнику престола оригинальный подарок и назвать минерал в честь цесаревича. Так или иначе, датой «рождения» александрита считается 17 апреля 1834 года, день 16-летия будущего императора Александра II.
Официальное описание минерала под названием «александрит» (разновидность хризоберилла, меняющего цвет), созданное Норденшельдом, было опубликовано позже, в 1842 году. Уникальное природное свойство этого драгоценного камня — способность менять свой цвет при дневном и при искусственном освещении — получило название «реверс». За этот переход от всех оттенков зеленого до бледно-розового и кроваво-красного цвета александрит часто называют камнем-хамелеоном.
Репутация александрита была на какое-то время испорчена во время Первой мировой войны, когда на фронте погибли многие представители высших военных чинов, а у не дождавшихся их матерей, жен и сестер в шкатулках были украшения с александритом. Это породило суеверие, что он приносит несчастье, и так появилось его новое прозвище — «вдовий камень».
В 1987 году месторождение этого драгоценного минерала было открыто в Бразилии, а позже его начали добывать в Зимбабве, Шри-Ланке, Мадагаскаре и Мьянме. В России добычей александритов занимаются на Малышевском месторождении на Урале, но, по сведениям, добыча породы составляет около 100 г в день, притом что объем добываемых там камней берилловой группы (к ней же относятся изумруды) составляет 30 кг в сутки.
«Александритов на мировых выставках представлено крайне мало, если не считать африканские и цейлонские (шри-ланкийские) камни, которые не очень высоко котируются из-за слабого реверса. По-настоящему ценятся бразильские и уральские александриты с сильным, очень характерным реверсом. За последние три года они выросли в цене в долларах США на 30-40%», — рассказал Forbes Александр Чамовских. Возглавляемый им ювелирный дом недавно представил линию украшений «Царевна-Лебедь», в которых уральские александриты солируют на фоне жемчуга и бриллиантов.
Согласно недавнему отчету компании Rapaport, формирующей прайс-листы на бриллианты и цветные драгоценные камни с 1980 года, цена на русские александриты начинается от $35 000 за карат и может достигать $100 000, если речь идет об экземплярах от трех до пяти карат. При этом аналогичные образцы родом из Бразилии оцениваются от $15 000 до $35 000.
«Месторождение в Бразилии почти исчерпано ,и в нем уже практически не встречаются крупные экземпляры. Самый редкий и уникальный александрит — наш, уральский, но и его запасы иссякают. И 98% камней, которые попадаются на рынке, — это экземпляры меньше одного карата. Мы сумели приобрести несколько редких, крупных образцов и готовим с ними коллекцию украшений с рабочим названием «Русский александрит», — рассказала Forbes Елизавета Борзунова, владелица Liza Borzaya.