Смена направления
За последние несколько лет внутренний туризм в России пережил ряд потрясений. Сначала это была пандемия, которая изменила представление россиян об отдыхе и путешествиях. А потом люди стали чаще выбирать отпуск в родной стране в том числе из-за многочисленных ковидных ограничений, которые продолжали действовать во многих государствах.
После начала специальной военной операции* в связи с закрытием авиасообщения со многими зарубежными странами, нестабильностью валютного рынка и уходом систем Visa и Mastercard из России еще больше россиян сделали выбор в пользу путешествий внутри своей страны. По словам главы Ростуризма Зарины Догузовой, летом 2022 года число отдохнувших в России превысило показатели не только прошлого года, но и допандемийного периода.
Планируя путешествие, люди стали чаще обращать внимание на такие направления, как Камчатка, Алтай, Таймыр, Минеральные Воды, Байкал, Карелия и Калининград. Это связано, во-первых, с тем, что многие аэропорты на юге стране закрыты, а во-вторых, россияне захотели новых впечатлений. По оценкам властей Камчатки, в 2022 году количество отдыхающих в этом регионе увеличилось на 25% по сравнению с допандемийными показателями. О росте турпотока в прошлом году отчитались и власти Кисловодска — курорта на Кавказских Минеральных Водах.
«Наиболее популярными в прошлом году были курорты Краснодарского края, также в топе направлений были Казань, Карелия, Алтай, Бурятия, Камчатка, Дагестан и Чеченская Республика», — рассказывают в пресс-службе турагентства Fun & Sun.
«Москва, Санкт-Петербург и Казань все еще остаются в топе у российских путешественников, — делится статистикой турсервиса Russpass председатель Комитета по туризму города Москвы Евгений Козлов. — Вместе с тем мы наблюдаем интерес туристов к поездкам в отдаленные регионы, например на Камчатку. Занимательный кейс видим по Тюменской области — многие туристы заново открыли для себя спа-отдых в этом регионе с его термальными источниками».
На рост спроса на путешествия по России повлияли и инфраструктурные улучшения, произошедшие в регионах. Несмотря на то что некоторые направления, например полуостров Таймыр в Красноярском крае, все еще нуждаются в финансировании и развитии туристической сферы, изменения в положительную сторону все-таки происходят. К примеру, Алтайский край в 2023 году получит свыше 446 млн рублей из федерального бюджета именно на развитие туристических кластеров, создание инженерной и транспортной инфраструктуры.
«Последние несколько лет спрос на отдых на Камчатке постоянно увеличивается — все менее доступны зарубежные направления, все меньше мест, где россияне еще не были в своей стране, так что им хочется посмотреть на то, чего они не видели ранее. Поэтому Камчатка стала весьма популярным регионом для инвестиций в сфере туризма. Если в 2017 году мы, как оператор туристических проектов инвестиционного фонда Ream Management, были первыми, кто взял под реконструкцию и последующую застройку территории в этом регионе, то в последнее время на Камчатку стали заходить и другие крупные инвесторы и игроки рынка. Как следствие, регион стал более комфортным для отдыхающих, здесь появляется все больше современных отелей», — объясняет операционный директор Fantalis Group, управляющей спа-отелем «Лагуна» на Камчатке, Любовь Бродач.
Новый люкс
Отдых в когда-то не очень популярных и отдаленных уголках России не означает низкий уровень обслуживания и часто не является бюджетным вариантом. «Бизнес меняется, учитывая потребности гостей. С приходом на Камчатку московских и федеральных управляющих компаний мы можем говорить о высоком уровне сервиса и соблюдении стандартов обслуживания», — говорит Бродач.
По данным АТОР, цены на туры на Камчатку по сравнению с летом 2022 года выросли на 10–15%. Это касается стоимости как размещения и экскурсионной программы, так и авиабилетов. Впрочем, по прогнозам экспертов, это не вызывает снижения спроса на отдых в данном регионе.
«Думаю, будут заняты все отели, билетов будет не хватать. Будет дорого, но мы увидим и современную молодежь, и самых богатых людей нашей страны, и туристов из других стран. Так что если хочется попасть на Камчатку летом, то задумываться необходимо уже сейчас, спонтанно улететь будет крайне сложно», — прогнозирует Любовь Бродач.
Подобная ситуация сложилась и на других набирающих популярность направлениях для путешествий в России. К примеру, стоимость проживания в Республике Алтай для туристов выросла на 30% по сравнению с 2021 годом. Дело в том, что в 2022-м турпоток в гостиницах этого региона превысил, по словам замминистра природных ресурсов Республики Алтай Елены Ялбачевой, 2,5 млн человек.
«Можно найти варианты как очень бюджетные, так и значительно дороже. Чем активнее россияне путешествуют, а значит, тратят деньги на локальные туристические продукты, тем активнее оживает место. А конкуренция среди местных поставщиков услуг приводит к тому, что ценообразование становится более гибким. Разумеется, есть эксклюзивные продукты, например путешествие в Арктику, и они просто не могут стоить дешево из-за логистики и малого числа узких специалистов по проведению подобных экспедиций», — объясняет коммерческий директор Radisson Collection Hotel, Moscow, Ксения Галанчева.
Председатель Комитета по туризму города Москвы Евгений Козлов отмечает, что растет роль событийного туризма, когда целью поездки служат большие события или фестивали. «Яркий пример — это городские фестивали цикла «Московские сезоны» в столице, которые являются якорем для принятия решения отправиться в Москву», — говорит Евгений Козлов.
Люди выбирают отпуск на Камчатке или Таймыре не потому, что там море, пляж и светит солнце. По словам Бродач, на ту же Камчатку отдыхающих привлекают «вулканы, суровый океан, марсианские пейзажи, медведи на расстоянии вытянутой руки и гастротуризм». «Интерес к родному краю растет, растет он и к понятным развлечениям. Это, например, катки и беговые лыжи зимой, велосипедные туры летом. В этом году мы открываем на крыше отеля неделю Масленицы, поддерживаем таким образом собственные традиции», — рассказывает управляющий отелем The Carlton, Moscow, Оксана Леоненко.
В пресс-службе турагентства Fun & Sun также видят расширение географии путешествий в рамках организованных поездок. По словам представителей компании, с появлением пакетных туров на базе субсидируемых чартеров в регионах, куда раньше ездили преимущественно самостоятельные туристы, стал прирастать организованный турпоток.
Альтернативная мотивация
Кроме того, что россияне начали все чаще выбирать поездки по своей стране, изменились цели и формат этих путешествий. Сейчас отпуск — это не просто перерыв в работе. Это возможность сбежать от городской суеты, кардинально сменить обстановку, остаться наедине с собой и морально перезагрузиться. По данным ВЦИОМ, в 2022-м число людей, отправившихся в путешествие по России, увеличилось в 1,5 раза по сравнению с предыдущим годом. Причем среди респондентов, которые выбрали отдых внутри страны, большинство выделило красивую природу и разнообразные активности как определяющие факторы поездки.
То, что «перезагрузка» в окружении природы и так называемый медицинский туризм действительно набирают популярность, подтверждают и специалисты отрасли. По данным Global Wellness Institute, важнейший тренд 2023 года во всем мире — это внимание к локальным велнес-практикам. Россию эта тенденция не обошла стороной. Среди трендов путешествий 2022 года заместитель главы Ростуризма Елена Лысенкова отметила культурно-познавательные маршруты в города и уникальные деревни России и активный отдых на природе.
«Россиянам стали интересны не просто перемещения внутри страны как альтернатива международным путешествиям, а поиск аутентичных мест силы, эстетики, традиции. Посещение локаций, которые могут интегрировать тебя в свое культурное поле и историю, дать необходимый опыт, который затрагивает чувства и эмоции. Если раньше путешествие рассматривалось как отдых и пассивное времяпрепровождение, то сейчас люди ищут активное познание и созидание, новые смыслы», — объясняет идеолог и основатель инновационного курорта «Первая линия» в Зеленогорске Мария Грудина.
Согласно статистике правительства Республики Алтай, именно рекреационный туризм — цель 50% отдыхающих в этом регионе. В январе 2023 года управление Алтайского края по развитию туризма и курортной деятельности сообщило, что особой популярностью у гостей пользуются лечебно-оздоровительный, сельский, экологический, научно-познавательный, активный, событийный туризм, а также пляжный отдых на многочисленных соленых и пресных озерах степного Алтая.
«Отношение россиян к отдыху в родной стране изменилось в положительную сторону. У нас в отеле мы наблюдаем гораздо больше семей с детьми, а раньше это были в основном бизнес-путешественники. Такую же тенденцию вижу у коллег и партнеров. Многие активно путешествуют по разным регионам России. Ездят на Алтай и в Карелию, в Мурманск и уже знаменитую Териберку — кататься на собачьих упряжках по зимнему лесу, ловить северное сияние и на фестиваль устриц», — рассказывает коммерческий директор Radisson Collection Hotel, Moscow, Ксения Галанчева.
Отпуск в пределах своей страны означает в том числе и появление выбора средства передвижения. В другой город добраться можно не только самолетом, но и на поезде или собственной машине. Последний вариант открывает еще больше возможностей для отдыхающего. Путешествия на автомобиле определенно стали одним из трендов как в ушедшем 2022 году, так и в наступившем 2023-м.
«Получили развитие автомобильные туры и тематические путешествия, будь то поездка в Москву на премьеру в Большой театр, открытие выставки в Третьяковке, благотворительный бал или гастрономический тур по Ростову-на-Дону», — делится наблюдениями Оксана Леоненко.
Кроме наземного транспорта, есть и водный. Речные круизы — еще один тренд среди россиян. Об увеличении спроса на этот вид туризма рассказал заместитель генерального директора по развитию компании «Водоходъ» Илья Суховольский: «Третий год подряд круизная отрасль работает исключительно на российского туриста, и доля россиян постоянно растет. В 2023 году компания «Водоходъ» планирует обслужить 130 000 туристов, что составляет 12% прироста к факту 2022 года. Такой объем пассажиропотока в компании был в 2018 году, причем тогда 36% его составляли иностранные туристы. Так что в 2023 году есть все шансы приблизиться к допандемийным показателям продаж благодаря туристическому потоку внутри страны». Что касается направления речных круизов, то в «Водоходе» отмечают, что одними из самых популярных стали Уфа, Соловецкие острова, туры по Байкалу и Енисею, Выборг, Пермь.
Безусловно, тренд на локальные путешествия будет расти, и относиться к таким поездкам россияне станут не как к вынужденной мере, а как к возможности получить совершенно новые представления о стране и другие эмоции, которые дарит в первую очередь природа и инфраструктура региона. Если раньше главным фактором для выбора направления был сервис в отеле и комфорт, то сейчас опыт, знания и ощущения, полученные в путешествии, определяют смысл любого отпуска.
*Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.