К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Время пришло: как часовые и ювелирные бренды осваивают NFT-вселенную

 С помощью смарт-часов TAG Heuer Connected Calibre E4 можно продемонстрировать коллекцию NFT-искусства  (Фото DR)
С помощью смарт-часов TAG Heuer Connected Calibre E4 можно продемонстрировать коллекцию NFT-искусства (Фото DR)
Вслед за миром современного искусства и модной индустрией к процессу внедрения NFT-технологий подключились часовые и ювелирные бренды. Forbes Life рассказывает, зачем нужны виртуальные часы и можно ли балансировать между реальным и виртуальным продуктом

С проникновением в часовой и ювелирной мир NFT, дающих эксклюзивное право на владение неким цифровым активом, эксперты задаются вопросами: зачем вообще нужны часы, которые невозможно носить и проверять по ним время? Заинтересуют ли цифровые модели часовых коллекционеров, которые привыкли  владеть редкими, осязаемыми экземплярами? Насколько долгосрочными и выгодными могут стать инвестиции в цифровые часы и украшения? 

Судя по тому, какие разные вариации взаимодействия с виртуальным миром предлагают сами часовщики и ювелиры, они все еще находятся в активном поиске ответов на эти вопросы. Так или иначе для часового, а заодно и ювелирного мира эксперименты с NFT-технологиями только начинаются. 

Пионеры NFT-времени

Первые в мире NFT-часы были созданы в марте 2021 года вовсе не часовой компанией, как логично было бы предположить, а швейцарской фирмой WiseKey, которая занимается вопросами кибербезопасности. Невзаимозаменяемый токен в виде часов она представила как раз для запуска нового сервиса по цифровой идентификации и блокчейн-защите дорогих наручных часов. Правда, в этой премьере WiseKey заручились поддержкой авторитета в часовой индустрии — Жана-Клода Бивера, который за 45 лет своей карьеры, успел поднять на новую высоту бренды Audemars Piguet и Omega, возродить Blancpain и Hublot, а также занимал должность президента часового подразделения LVMH Group, куда входят Zenith, TAG Heuer и тот же Hublot. Облик модели Bigger Bang All Black Tourbillon Chrono из арсенала последнего бренда и стал прототипом для первых в мире NFT-часов. Бивер и Карлос Морейра, глава WiseKey, представили  проект 30 марта 2021 года в прямом эфире, который показывали прямо на Таймс-сквер в Нью-Йорке, на экране, где обычно транслируются индексы NASDAQ. 

 
Часы Hublot Classic Fusion Takashi Murakami Black Ceramic Rainbow и их NFT-версии (Фото DR)

Часовой токен в течение месяца продавался на аукционе на платформе Wise Art, и высшая ставка достигла суммы $63 000 — эти средства были направлены в пользу фонда по борьбе с бедностью и болезнями Bill & Melinda Gates Foundation. 

Вторые в мире цифровые часы — NFT SF24 Tourbillon, которые сгенерировали в часовом бренде Jacob & Co. в США, — этот рекорд побили. В апреле 2021 года они были проданы на аукционе ArtGrails на платформе крупнейшего NFT-маркетплейса OpenSea за $100 000  (при эстимейте $1000 и при цене реальной модели часов $210 000 ) анонимному покупателю. Если оригинальная материальная версия часов имела функцию демонстрации времени в двух поясах с указанием 24 городов мира, то в виртуальной версии в короткой 10-секундной анимации перечислялись названия 10 криптовалют. В этот невзаимозаменяемый токен были вписаны имена создателя и владельца, сгенерирована даже коробка для часов и приложен сертификат подлинности. 

 

Спустя год в Jacob & Co. создали одновременно и физическую, и NFT-коллекцию женских часов Astronomia Metaverso NFT Venus, которая была представлена к награде на ежегодной премии Grand Prix d’Horlogerie de Geneve 2022 (GPHG) в Женеве в категории «Лучшие ювелирные часы». Пять моделей с миниатюрным изображением планет из драгоценных материалов под куполом из сапфирового стекла существуют в коллекции в реальности, а еще три — исключительно в криптосфере.  

За NFT-проектами Jacob & Co. стоит 30-летний Бенжамин Арабо, исполнительный директор компании и сын основателя бренда Джейкоба Арабо, которого журнал Forbes включил в рейтинг 30 Under 30, формирующих новое будущее, в том числе и в часовой индустрии. 

Часы из виртуальной коллекции Jacob & Co. (Фото DR)

В начале 2022-го швейцарский бренд Louis Monet запустил 1000 уникальных NFT, облик которых был вдохновлен моделью часов Space Revolution 2021 Edition. Проект был создан цифровым 3D-разработчиком Tafi и представлен на рынке через платформу Exclusible.com. Если верить данным Louis Monet, то все 1000 NFT были проданы за семь минут, а еще 2000 следом появились на вторичном рынке по двойной цене. Виртуальное предложение бренд подкрепил и реальным: двое из владельцев токенов Space Revolution получили шанс выиграть настоящие часы Super Moon во время салона Watches & Wonders 2022 в Женеве. 

 

Еще в одном швейцарском бренде, TAG Heuer, возможности собственных передовых технологий в июне 2022 года объединили с амбициями владельцев коллекций NFT-искусства. Обладателям смарт часов TAG Heuer Connected Calibre E4 предлагается продемонстрировать свои NFT-произведения (с подтверждением права собственности) через новый циферблат Lens. Для этого нужно лишь загрузить соответствующие обновления в App Store и Google’s Play Store — и новая функция заработает. 

2023 год ознаменовался новой заметной инициативой Hublot, в рамках которой невозможно купить часы этого швейцарского бренда, не будучи обладателем NFT. Еще два года назад Такаси Мураками впервые создал часы для Hublot, на циферблате которых красовался знаковый мотив из творчества японского художника — подвижный объемный элемент в виде улыбающегося цветка с 12 лепестками, полностью покрытый россыпью черных бриллиантов. В начале 2023 года, на третьем этапе этого творческого союза внутри корпуса часов из черной керамики можно видеть уже более привычный яркий цветок в паве из цветных драгоценных камней. 

Но вот приобрести 12 экземпляров часов Classic Fusion Takashi Murakami Black Ceramic Rainbow стоимостью около 50 000 швейцарских франков каждый традиционным способом не удастся. Их потенциальный покупатель должен был быть владельцем хотя бы одного из 324 NFT-изображений часов (доступных на платформе OpenSea), выпущенных в 2022 году в рамках предыдущего, второго этапа сотрудничества между Мураками и Hublot. 

Осторожные NFT-инициативы

Другие швейцарские часовые бренды также делают разнообразные, хоть и осторожные шаги в сторону виртуальной вселенной. И 2022 год стал в этом отношении весьма показательным. 

Ранее, в конце 2021 года, бренд H. Moser & Cie. представил свои самые концептуальные часы — модель Endeavour Centre Seconds Genesis имела пикселеобразный безель, а на сапфировое стекло над ее циферблатом был нанесен QR code. Наведя на часы телефон, можно было перейти в метавселенную Moser & Cie. Вместе с доступом в нее 50 владельцев этой лимитированной модели получали различные привилегии по обладанию будущими цифровыми продуктами, а также гарантию аутентичности часов через блокчейн-систему безопасности.  

 

Когда весной 2022 года часовое подразделение дома Bvlgari поставило восьмой мировой рекорд тонкости часов Octo Finissimo Ultra — толщина их 40-мм корпуса из титана составляла всего 1,8 мм, — в связи с ним неожиданно возникла тема NFT. Самым крупным элементом на открытом циферблате стало храповое колесо, на котором выгравирован особый QR-код — благодаря ему первые десять владельцев часов стоимостью около $400 000 получат еще и доступ к эксклюзивному NFT- изображению, гарантирующему подлинность инновационной модели с помощью блокчейн-технологий. 

Первая виртуальная драгоценность дома Bvlgari (Фото DR)

В Bvlgari назвали этот элемент с QR-кодом «запатентованной часовой экосистемой NFT» и продемонстрировали ее широкому кругу специалистов в июне того же года на VivaTech 2022, крупнейшем европейском мероприятии стартапов и технологий в Париже. 

В марте 2022 года итало-швейцарский бренд Panerai выпустил лимитированную коллекцию часов Radiomir Eilean Experience Edition (PAM01244) из 50 моделей, каждую из которых сопровождало эксклюзивное NFT-произведение искусства, одно не повторяющее другое. А вместе с ним владельцы часов получили и доступ к будущим Web3-инициативам бренда. 

IWC Schauffhausen дебютировал в метавселенной в марте того же 2022 года с помощью архитектора Хани Рашида, который «построил» павильоны для IWC Diamond Hand Club. Доступ в этот цифровой мир получили те поклонники часового бренда, что приобрели один из 1,868 токена, который он выпустил через платформу Arianee. Как сказал Кристоф Грейнджер-Херр, глава IWC: «Наша метавселенная — это новый, современный опыт общения с нашими клиентами. Мы создаем эксклюзивное сообщество, члены которого могут получать удовольствие от связи реального мира с его виртуальным воплощением. А мы можем продемонстрировать разные грани нашего бренда, как никогда ранее».  

 

В Ulysse Nardin внедрили блокчейн-технологии, которые снабжают цифровыми сертификатами все коллекции часов. Точно также Breitling еще в 2020-м сопровождает все свои продаваемые часы NFT-сертификатом подлинности и правообладания. При этом стать владельцем любого из 380 000 экземпляра NFT невозможно, если ты не обладаешь реальными, физическими часами. В VacheronConstantin к блокчейн-системе защиты аутентичности часов, правда, пока только из коллекции Les Collectionneurs, пришли еще ранее — в 2019 году.  Эксперты считают, что эти новые технологии в будущем могут в принципе заменить собой традиционный бумажный «паспорт», который сопровождает дорогие часы. 

«Думаю, что многие коллекционеры постепенно придут к идее обладания NFT-часами, — полагает Бенжамен Арабов. — Каждый возникающий рынок поначалу сталкивается со здоровой долей скептицизма». 

Его мысль дополняет Ксавье де Рокморель, глава бренда Czapek, который также ипользует блокчейн-технологии для идентификации своей продукции: «Часы — это физический объект, связанный с традициями. Так что вряд ли произойдет замена, скорее NFT станет дополнением. И у каждого покупателя часов будет выбор: использовать NFT или нет». 

Отечественный NFT-опыт

В России среди часовщиков первые шаги в NFT-вселенную сделал пока только Константин Чайкин — еще в апреле 2021 года он представил токен на основе часов «Джокер», самой первой модели из своей коллекции так называемых ристомонов, или «монстров на запястье», часов с антропоморфными циферблатами. 

 

«Часовщики любят новые технологии. Мне особенно интересно, когда они связаны с искусством, ведь часовое дело тоже находится на стыке технологий и художественных образов. Поэтому появилась идея совместить NFT с концепцией антропоморфных часы и попробовать создать объект криптоискусства», — прокомментировал тогда идею Константин Чайкин. 

Константин Чайкин представил токены на основе часов «Джокер» (Фото DR)

Так как глаза «Джокера» — это индикаторы часов и минут, а улыбка — указатель лунных фаз, элементы циферблата находятся в непрерывном движении. Благодаря этому с каждой минутой меняется «выражение лица» и эмоция, которую передают часы. Цифровой художественный проект NFT-Joker состоял из 42 480 одиночных компьютерных изображений часов (в формате gif размером 300 на 447 пикселей), каждое из которых представляет разные варианты циферблата «Джокера». Эти изображения были созданы лично Чайкиным в период с 13 марта 2021 года по 11 мая 2021 года. 

Затем 720 x 59 изображений были собраны в единую цифровую картину размером 26373 x 216000 пикселей (если распечатать ее на принтере, то размер составил бы полотно около 1,15 метра в высоту и 14 метров в длину). Этот невзаимозаменяемый токен, или NFT-Joker, был зарегистрирован в системе Ethereum как художественное произведение и  был выставлен на аукцион в мае 2021 года. Одним экспериментом Чайкин не ограничился. В 2022 году на аукционе Ineichen Auctioneers представлены авторские эскизы мастера, каждый из которых сопровождает  NFT-копия.

NFT и ювелирный мир 

Вслед за часовщиками свои взаимоотношения с NFT-вселенной выстраивают и ювелирные бренды. На упомянутом выше форуме стартапов и технологий VivaTech 2022 в Париже дом Bvlgari также представил свое первое NFT-творение в формате высокого ювелирного искусства. Цифровое украшение Beyond Wonder с виртуальными изумрудами, бирюзой и бриллиантами условно «вырастает» из земли и, подобно вьющемуся растению, оплетает женское тело. Бестелесное творение авторства креативного директора Bvlgari Лючии Сильвестри и команды дизайнеров не было выставлено на продажу, а осталось частью Heritage collection, музейной коллекции дома. 

 

Американский дом Tiffany & Co. пошел гораздо дальше и вступил в NFT-вселенную с предложением, по сути, вернуться из нее в физическую, материальную реальность. В августе 2022 года совместно с компанией Chain, специализирующейся на блокчейн-технологиях, в Tiffany & Co. придумали проект NFTiff pass для владельцев CryptoPunks (криптопанков), то  есть  наборов пиксельных изображений.  

Кулон Tiffany& Co., созданный по образу криптопанка (Фото DR)

Им предлагалось превратить любой из своих виртуальных криптопанков в ювелирное украшение — кулон с основой из 18-каратного розового или желтого золота на регулируемой цепочке длиной 45-55 см, состоящей из прямоугольных звеньев, вдохновленных пикселями. Далее бренд предоставлял заказчику на выбор 87 драгоценных камней и бриллиантов и 159 цветов эмали, чтобы будущее украшение было приближено к виртуальному оригиналу с той же высокой точностью, что и в NFT-искусстве. Проект завершился в феврале 2023 года и, по данным американского журнала Forbes, принес Tiffany & Co. $12,5 млн.  На тот момент это был третий по величине результат в мире после NFT-проектов Nike, которые принесли бренду $200 млн, и Dolce & Gabbana с их доходом $25,65 млн. 

Сам 30-летний Александр Арно, исполнительный вице-президент по продукту и коммуникациям Tiffany & Co., главный инициатор внедрения новых технологий в творчество старинного дома, носит кулон со своим CryptoPunk #3167, демонстрируя успешный NFT-продукт ювелирного дома. 

Независимый российский художник-ювелир и дизайнер Ичиен (настоящее имя — Мгер Карапетян), основатель бренда Ichien Jewellery, в июле 2022 года выставил несколько NFT-версий эскизов своих украшений на платформу OpenSea и в настоящий момент работает над созданием специальной NFT-коллекции под названием Crazy Dragons.

 

В декабре того же года в Казахстане один из крупнейших в стране ювелирных игроков, «Казахювелир», представил  первую цифровую коллекцию колец, созданных в виде голов диких животных, которые внесены в местную «Красную книгу» — архара, тяньшанского бурого медведя, ирбиса, беркута, красного волка. Таким образом, бренд стремится привлечь внимание к проблеме исчезновения нескольких видов животных в Казахстане и планирует направить часть вырученных средств на их спасение. NFT-версии украшений Animal Rings by Kazakyuvelir можно найти на уже упомянутой выше платформе OpenSea. И если ради приобретения цифровых эскизов Ichien там предлагается делать ставки, то цена на кольца фиксированная — 0,5 ETH, или около 75 000 рублей за каждое из колец. 

Других заметных NFT-инициатив ювелирный мир пока не представляет, в этом направлении он движется куда осторожнее, чем часовой, изначально связанный с передовыми технологиями. Правда, ювелирный блогер Катерина Перез опубликовала в августе 2022 года отчет о том, как вслед за Bvlgari и Tiffany & Co. небольшие британские и американские ювелирные марки экспериментируют с блокчейн-возможностями, но прямых подтверждений коммерческого успеха подобных экспериментов нет. 

Еще летом 2021 года сайт Vogue Business задался вопросом: насколько NFT-технологии могут успешно работать в ювелирном мире? И даже упомянул, что старинный британский дом Asprey планирует сопровождать свои реальные драгоценные объекты их NFT-вариацией, а также создавать произведения NFT-искусства, но пока ни один из этих проектов не реализован. 

В той же статье Тимоти Ивата Дюри, в то время занимавший должность глобального директора по инновациям дома Cartier, высказал свое осторожное мнение: «То, что мы, в Cartier, наблюдаем, выглядит скорее хайпом. (...) И предпочитаем, не торопясь, изучить вопрос NFT в отношении ювелирного искусства, чтобы создать для наших клиентов конкретные преимущества».  

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+