Секонд-хенд с Versace: в России всплеск спроса на подержанный люкс
Производители предметов роскоши под брендами Chanel, Christian Dior, Louis Vuitton, Gucci и многие другие объявили, что уходят из России в начале марта 2022 года, онлайн-платформы вроде Farfetch и Yoox, торгующие премиальными марками, стали недоступны для россиян из-за санкций. Европейские и американские бренды, по оценкам FCG, занимали более 80% рынка роскоши в России.
Подорожание тяжелого люкса и сокращение новых поступлений стимулирует ретейлеров развивать бизнес по продаже подержанных вещей — в основном дорогих сумок и одежды. Раньше рынок рос за счет стремления клиентов покупать редкости из лимитированных коллекций и экономии: цена в премиальном секонд-хенде может быть меньше первоначальной на 30-40% (иногда — и на 80-90%). А сейчас это еще и один из самых доступных способов пополнить люксовый гардероб. В России на вторичном рынке высокой моды сейчас работает около десятка крупных торговых площадок, говорят эксперты.
Время потрошить гардеробы
«Начиная с апреля 2022 года наши продажи выросли примерно в два раза», — рассказал Forbes основатель проекта Vintage Voyage Игорь Киссель. Предприниматель одним из первых в России начал развивать бизнес, связанный с ресейлом (перепродажей) люкса: его магазин на Неглинной открылся в 2012 году.
«Это сейчас даже звезды покупают подержанный люкс, а принцесса Уэльская появляется на публике в одном и том же платье, — поясняет Киссель. — Тогда же моды на разумное потребление еще не было». И проект был нацелен на любителей и коллекционеров винтажных нарядов, прежде всего 1950-1960-х годов. Позже компании пришлось заняться и перепродажей более свежих коллекций — из-за большого спроса у клиентов.
Киссель отмечает небывалый за 10 лет рост продаж и интереса к вторичному рынку люкса. У его магазина появились новые клиенты, в том числе те, кто раньше ходил только в соседний ЦУМ. Предложение от частных продавцов тоже весь год росло: кто-то уезжает из России и распродает вещи, кому-то нужны деньги на переезд — и они потрошат гардеробы, замечает Киссель.
«Одной клиентке, у которой огромная коллекция платьев, жакетов, сумок и украшений, потребовалась крупная сумма на обучение 17-летнего сына, — рассказывает он. — Раньше семья планировала, что он будет учиться в России, а год назад планы изменились — теперь он учится в Германии. Вырученных денег от продажи части коллекции хватило на оплату университета».
Выход в город
В 2022 году сразу несколько российских онлайн-платформ, работающих на вторичном рынке люкса, открыли магазины в центре Москвы.
Выручка проекта Ex-Bags, который специализируется на сумках, за последний год выросла более чем в четыре раза, рассказала его основательница Арина Иванец. До 2022 года у компании была только онлайн-платформа, а прошлым летом открылся первый полноценный ресейл-бутик в России — на Патриарших прудах. Оффлайновый магазин помогает расширять аудиторию: люди заходят с улицы, сумки можно примерить, оценить их состояние, что для подержанных вещей очень важно.
В последние месяцы у Ex-Bags вырос процент покупателей-мужчин, раньше аудитория была в основном женская. Среди клиентов стало больше людей, которые до этого покупали только новые люксовые вещи. Это связано с дефицитом в России товаров ушедших зарубежных брендов и общим подорожанием — например, Chanel несколько раз в год поднимает цены, уточняет Арина Иванец.
В Столешниковом переулке, в доме, где раньше был бутик Versace, летом прошлого года появился магазин еще одной онлайновой ресейл-платформы люксовой одежды — Oskelly. «Это дает охват более консервативной аудитории, которая привыкла к офлайн-шопингу, — объясняет основатель компании Альберт Осканов. — А для покупателей это шанс увидеть вещь вживую и примерить». По его словам, наличие офлайн-площадки повышает лояльность клиентов. «У нас довольно агрессивное развитие, и последний год — не исключение, обороты выросли в три раза», — говорит Осканов.
ЦУМ-комиссионка
Рост продаж подержанных предметов роскоши — общемировой тренд. По данным Bain & Co, в 2022 году они увеличились на 65% по сравнению 2017-м, тогда как в сегменте новых люксовых товаров рост за тот же период составил 12%. По прогнозам, в течение следующих пяти лет продажи подержанной роскоши будут ежегодно расти примерно на 15%.
Самим производителям предметов высокой моды этот тренд не очень нравится, но некоторые — например, бренды Burberry, Alexander McQueen, и Stella McCartney — пытаются получить часть доходов со вторичного рынка люкса — например, предлагают своим клиентам выкуп подержанных вещей, а потом продают их через ресейл-платформы.
В России в 2022 году несколько крупных компаний тоже пришли в сегмент люксовых секонд-хендов. Онлайн-ретейлер Lamoda открыл проект в коллаборации с ресейл-платформой Second Friend Store, которая работает на российском рынке с 2011 года. «Яндекс.Маркет» заключил партнерство с проектом TheCultt, который занимается перепродажей «культовых сумок».
На третьем этаже ЦУМа осенью прошлого года появилась ресейл-секция TSUM Collect: в торговом зале представлена не вся коллекция, только самые любопытные вещи. «Покупатели сначала отнеслись к идее скептически, но теперь активно идут примерки и продажи», — объясняет продавец секции. Для проекта разработали мобильное приложение: можно посмотреть весь ассортимент и заказать понравившийся товар в универмаг на примерку. Вещи в основном новые, купленные в том же ЦУМе. Универмаг проводит аутентификацию и подготовку товара к продаже за комиссию 15-25%.
Идея проекта появилась еще в 2021 году, рассказали Forbes в ЦУМе: «У клиентов популярна услуга по разбору гардероба от наших стилистов, теперь они могут еще и продать вещи, которые по каким-то причинам им не нужны». Самый большой спрос у покупателей — на Chanel, Hermès, Bottega Veneta, Saint Laurent.
Сумочные инвесторы
Дорогие аксессуары становятся для некоторых владельцев аналогом валютных накоплений, есть рейтинги и платформы, по которым они регулярно проверяют, как сумки растут в цене, поясняет Арина Иванец из Ex-Bags. Она уточняет, что некоторые ее клиенты собрали коллекции из 500 и более сумок. Люксовая сумка в хорошем состоянии — идеальный предмет с точки зрения инвестиций, ее проще продать. В отличие от одежды и обуви, она всем подходит по размеру.
Сумки самых дорогостоящих брендов со временем приносят существенные доходы владельцам, говорит Игорь Киссель из Vintage Voyage. В 2017 году он порекомендовал клиентке, известной российской актрисе, купить сумку Hermès из редкой полированной кожи нильского крокодила за 900 000 рублей. Теперь она стоит 2,5 млн рублей, уверяет он: «Это знаменитая модель Kelly, которую начали выпускать в 1940-х, и позже назвали в честь актрисы и жены князя Монако Грейс Келли, у которой была такая сумка».
Согласно отчету компании Rebag за 2022 год, сумки Hermès по-прежнему возглавляют списки самых привлекательных для инвесторов. За ними следуют аксессуары Louis Vuitton, Chanel, Bottega Veneta, Prada и Fendi. В 2020 году сумки Hermès подорожали на 17%, в 2019 — на 13%, по данным Knight Frank. Такой рост цен связан в том числе с тем, что производители ограничивают тиражи, создавая искусственный ажиотаж. А еще — с модой на винтажные вещи и трендом на разумное потребление. «Кстати, тренд этот дошел и до состоятельных россиян: покупать вещи на вторичном рынке стало модно, теперь это не скрывают, а наоборот — гордятся», — отмечает Киссель.