К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Возвращение шедевров: как бренды тратят миллионы на спасение памятников культуры

Штаб-квартира Fendi, или Дворец итальянской цивилизации (Фото dalbera / CC BY 2.0)
Штаб-квартира Fendi, или Дворец итальянской цивилизации (Фото dalbera / CC BY 2.0)
Bvlgari освещает площадь Торре-Арджентина в Риме и защищает местных кошек, Fendi в 2016 году восстановил фонтан Треви за €2,6 млн, а Dior отстроил дом, принадлежавший Марии-Антуанетте — и это далеко не все филантропические проекты модных и ювелирно-часовых домов, которые были реализованы в последние годы. Forbes Life рассказывает, как миллионы евро помогают восстанавливать исторические здания и произведения искусства

За последние десять лет участие крупных европейских игроков модной индустрии — конгломератов и частных брендов — в проектах по восстановлению значимых памятников архитектуры и живописи стало привычным делом. На эти меценатские инициативы они тратят по несколько миллионов евро, но, помимо положенного в рамках подобной благотворительной деятельности налогового вычета от государства, бренд получает нечто большее — репутацию значимой культурной институции и оставляет след в истории. 

Bосстанавливая Вечный город 

Ювелирно-часовой дом Bvlgari — рекордсмен по количеству памятников, которые при его финансовой поддержке были отреставрированы и преображены в родном для него Риме за последние годы. Восемь лет назад президент Bvlgari Жан-Кристоф Бабен взял своего рода социальное обязательство — участвовать в проектах, «которые сохраняют и усиливают те бесчисленные красоты, что Вечный город предлагает миру», ведь именно здесь в 1884 году был основан бренд.

В 2014 году дом выделил €1,5 млн на восстановление Испанской лестницы — за три столетия ее ступени настолько истерлись под ногами миллионов туристов, что стали представлять опасность для вновь ступающих. В течение двух лет 138 ступеней из травертина общей площадью 32 300 м² восстанавливали 80 реставраторов и ремесленников, и в итоге лестница предстала почти в том виде, в котором была создана в эпоху барокко, в первой четверти XVIII века.

 

В 2017-м началась реставрация напольных мозаик в Термах Каракаллы — масштабного общественного банного комплекса 217 года н. э. в центре города. Последние четыре десятилетия мозаики были законсервированы археологами под несколькими слоями тканей и грунта, и только после того, как Bvlgari выступил спонсором необходимых работ, геометрическим орнаментам из кусочков цветного мрамора был возвращен подобающий вид. 

Bvlgari создаст на площади Торре-Арджентина музейное пространство (Фото DR)

Осенью 2019 года дом объявил об участии в реставрации 92 мраморных изваяний из коллекции Fondazione Torlonia, одного из самых значительных частных собраний античных скульптур в мире. Несколько поколений влиятельного аристократического семейства Торлония собирали эту коллекцию с XV по XIX век, и сегодня она насчитывает 620 артефактов. Помощь в реставрации Bvlgari предложил наследникам с одним условием — восстановленные изваяния будут впервые представлены широкой публике. Реставрацию осуществила авторитетный специалист Анна Мария Карруба — и первая выставка The Torlonia Marbles. Collecting Masterpieces («Мрамор Торлонии. Собрание шедевров») состоялась в 2020-м году в Палаццо Каффарелли на Капитолийской площади. А затем, летом 2022-го, переехала в Милан, где было представлено уже на пять отреставрированных шедевров больше. В дальнейших планах Bvlgari — открытие нового музея, где будет размещена лучшая часть коллекции Fondazione Torlonia.

 

В 2021 году дом передал €120 000  на реконструкцию осветительной системы памятника и музея Ara Pacis, или Алтаря мира. Вместе с бюджетом €86 300, который был выделен из средств муниципалитета Рима, эта сумма покрыла замену освещения выставочного пространства. Алтарь в честь римской богини мира был воздвигнут на Марсовом поле по указу Сената в 13 году до н. э. в ознаменование триумфального возвращения императора Августа с военных действий в Испании и Галлии.

После падения Римской империи он был затоплен вышедшим из берегов Тибром и обнаружен после археологических раскопок только в 1881 году. В 1938 году он был реконструирован на нынешнем месте, а в 2006-м над алтарем возвели прозрачное здание-«колпак» авторства архитектора Ричарда Мейера, чтобы защитить мрамор от непогоды. Благодаря нынешней модернизации светодиодного освещения потребление электроэнергии уменьшилось на 85%, то есть были сокращены муниципальные расходы. 

Работы, которые с мая 2021 года идут по настоящий момент, — это проект реставрации площади Торре-Арджентина,  или, как ее называют сами римляне, «священного места»,   на Капитолийском холме, в районе Пинья. Памятник архитектуры включает в себя остатки четырех храмов III и II веков до н. э., а также основание театра Помпея, где в 44 году до н. э., как считается, был убит Юлий Цезарь. 

 

Среди туристов эта площадь больше известна как приют для нескольких сотен бездомных кошек — его обещают сохранить и после завершения реставрации. Проект, на который дом выделил из своего бюджета €1 млн, предполагает строительство по периметру площади Торре-Арджентина специальных высотных пешеходных переходов с ночной светодиодной подсветкой. 

От барокко до тоталитарной архитектуры

Еще одному римскому, но уже модному дому Fendi город обязан сохранением трех памятников архитектуры разных эпох и разного масштаба — от барокко и до XX столетия. В 2015 году, по случаю 90-летнего юбилея, Fendi представил два масштабных культурных проекта. Первым стало окончание  почти двухлетней реставрации фонтана Треви, памятника эпохи позднего барокко XVIII века архитектора Николо Сальви, который стал символом Рима после знаменитой сцены из фильма «Сладкая жизнь» Федерико Феллини 1960 года с купанием Аниты Экберг и Марчелло Мастроянни прямо в фонтане. 

Во время работ были заменены проржавевшие трубы и оригинальная система фильтров, чудом служившая с 1732 года, были восстановлены рассыпающиеся части скульптур четырех разных авторов — реставрация обошлась дому в €2,6 млн. Открытие памятника в Fendi отметили триумфально, устроив в июле 2016-го дефиле юбилейной коллекции прямо над водной гладью фонтана, возведя над ним прозрачный подвесной подиум. 

В том же 2015 году штаб-квартира Fendi и ателье дома переехали в Palazzo della CiviltaItaliana, или Дворец итальянской цивилизации. Переезд  предваряла 18-месячная реставрация Квадратного Колизея, как еще называют это монументальное здание, возведенное ко Всемирной выставке 1942 года, так и не состоявшейся в охваченной войной Европе. У шестиэтажного здания с симметричными арками долгое время была скверная репутация как памятника эпохи Муссолини, но оригинальная архитектура привлекала множество режиссеров и фотографов и превратила его в знаковый арт-объект, все это время стоявший заброшенным. 

Салон для приемов на Вилле Медичи в концепции Fendi (Фото DR)

Вторую жизнь ему подарил архитектор Марко Констанци, преобразив в первую очередь интерьеры, где теперь работают 450 сотрудников Fendi. Штаб-квартира бренда будет находиться здесь как минимум до 2030 года — на такой срок был заключен договор аренды с государством.  

 

В 2022 году году дом Fendi обновил интерьер шести исторических салонов для приемов на Вилле Медичи, где с 1803 года находится Французская академия в Риме. В качестве национального государственного учреждения в ведении Министерства культуры она служит резиденцией для художников, которые за год создают в этих стенах арт-проекты. Здесь же организуется разнообразная культурно-художественная программа для аудитории извне. 

От оригинальных ренессансных интерьеров XVI века на Вилле Медичи сохранилось немного, поэтому два креативных директора дома, Сильвия Вентурини Фенди и Ким Джонс, создали баланс между фрагментами старинной настенной росписи, гобеленами ручной работы от Луизы Буржуа, Шейлы Хикс или Сони Делоне, и современной мебелью от Fendi Casa и нескольких итальянских и французских дизайнеров. 

От Колизея до галереи Уфицци 

Свой вклад в сохранение итальянской культуры в разное время внесли еще пять модных брендов — Prada, Tod’s, Salvatore Ferragamo, Gucci, а также модный магнат Ренцо Россо. По отдельности их вклад, может быть, и не столь велик, как у того же дома Bvlgari, но немаловажен для национального наследия в целом. 

«Тайная вечеря» Джорджо Вазари, восстановленная при поддержке Prada (Фото Getty Images)

В 2016 году итальянский модный бренд Prada пожертвовал €390 000 на восстановление монументальной живописной работы «Тайная вечеря» Джорджо Вазари 1546 года, которая находится во Флоренции, в музее базилики Санта-Кроче. Памятник пострадал после наводнения 1966 года и только в наше время, после шести лет работ, 16 реставраторов сумели восстановить масляную живопись на деревянных панелях. 

 

Ранее, в 2014 году, группа компаний Tod’s выделила из бюджета €25 млн на реставрацию римского Колизея. Эта сумма помогла осуществить первую часть государственного проекта по восстановлению 13 300 м² амфитеатра императора Флавия — части системы ворот и арочных перекрытий. 

Сумму €340 000 еще один итальянский модный бренд, Gucci, выделил в том же 2014 году на реставрацию десяти масштабных гобеленов XVI века общей длиной 80 метров, которые герцог Козимо Медичи заказал для парадных залов Палаццо Веккьо во Флоренции по мотивам живописных произведений Аньоло Бронзино и Джакопо Понтормо. Благодаря поддержке Gucci гобелены были собраны воедино из разных коллекций, полностью восстановлены и, прежде чем вернуться в историческое палаццо, были представлены на передвижной выставке во Флоренции, Риме и Милане.  

Произведения из экспозиции восьми залов галереи Уфицци, расположенного во Флоренции музея, в 2015 году были отреставрированы благодаря внушительной сумме €600 000 от итальянского бренда Salvatore Ferragamo (как и Gucci, он также основан во Флоренции). В должный вид были приведены одна скульптура и 42 живописных произведений эпохи Возрождения XV века, а также полностью обновлена система вентиляции и заменено освещение в данных залах.

Одновременно, в 2015 году предприниматель Ренцо Россо, создатель бренда Diesel и владелец холдинга OTB (в который входят Marni, Maison Martin Margiela, Vivienne Westwood, Victor & Rolf и другие модные марки), выделил €5 млн на реставрацию моста Риальто в Венеции. Возведенный через Большой канал в 1566 году памятник нуждался в срочной реставрации уже в 2011 году, когда 140 колон его перил начали явственно разрушаться. Специалисты укрепляли и восстанавливали конструкцию моста в течение 18 месяцев. 

 

Из деревни в кафедральный собор 

Штаб-квартира и фабрика итальянского бренда Brunello Cucinellli расположена в Умбрии, в Соломео, — в 2014 году его основатель Брунелло Кучинелли начал проект преображения этой старинной деревни, которая с 1985 года целиком принадлежит бизнесмену. В существующей 14 веков Соломео были восстановлены отдельные дома, улицы, сады и церковь святого Варфоломея XII века, а также открыты публичная библиотека и театр. 

Кафедральный собор Сан-Лоренцо в Перуджи после реставрации (Фото Getty Images)

Парраллельно с востановлением Соломео в 2014-м предприниматель-филантроп выделил €1,3 млн на реставрацию Этрусской арки (она же — Арка Августа) III века до н. э. в соседнем городе Перуджа,  а затем еще €1 млн на обновление городского оперного Театра Морлакки 1780 года постройки. 

Новым благотворительным проектом The Brunello and Federica Cucinelli Foundation в 2021 году стало финансирование реставрации фасадов кафедрального собора Сан-Лоренцо, построенного в 1490 году в готическом стиле, все в той же Перудже. Работы включали в себя консервацию переднего и боковых фасадов, внешней лестницы, а также бронзового памятника Юлию III и под руководством архитектора Эльвира Каяно в течение года были успешно завершены.  

Под куполом из стекла и стали 

В феврале 2018 года дом Chanel объявил, что выступит частным спонсором реновации парижского Grand Palais (Гран-Пале) и готов выделить €25 млн на часть из необходимых работ. При этом проект целиком обойдется французскому государству в €466 млн и должен быть закончен к лету 2024 года, к моменту, когда в Париже будут проводиться XXXIII Олимпийские игры — здание должно будет принять соревнования по тхэквондо и фехтованию. 

 
Декорации модного дефиле Chanel в Гран-Пале летом 2018 года (Фото DR)

Делая широкий финансовый жест, модный дом сохраняет за собой право на эксклюзивные дефиле сезонных коллекций pret-a-porter и haute couture, которые проводились в этих стенах с 2005-го четыре раза в год. В разные годы Chanel выстраивал под куполом из стали и стекла фантазийные декорации: здесь «работал» супермаркет и центр управления полетом с готовой к «запуску» ракетой Chanel, возвышались гигантский лайнер La Pausa и жакет Chanel, скалился огромный золотой лев и даже уместилась Эйфелева башня в миниатюре. 

По-прежнему одно из самых больших зданий в Европе с его площадью 13 500 м², Гран-Пале, или Большой дворец, был построен в 1900 году ко Всемирной выставке в Париже. И с тех пор он сотни раз служил выставочным пространством для Антикварного салона, ретроспектив Марка Шагала и Поля Сезанна, гигантских скульптур Аниша Капура или выставки памяти Майкла Джексона. Спустя 120 лет памятник архитектуры в стиле Бозарт нуждается в реставрации, причем будет укреплен не только его гигантский купол из стали и стекла, но преображены пешеходные галереи и переходы. 

По следам императрицы Марии-Антуанетты

Французский модный дом Dior выступил спонсором реставрации дома из так называемой образцовой деревушки королевы Марии-Ануанетты, расположенной рядом с дворцом Малый Трианон в Версале, — проект стоил €6 млн, длился три года и был явлен публике летом 2018-ого. 

Павильон деревушки Марии-Антуанетты восстановили благодаря помощи Dior (Фото DR)

Загородный дворец Малый Трианон был подарен королем Людовигом XVI супруге, 19-летней Марии-Антуанетте, в 1774 году. Та отдыхала здесь от шумной светской жизни столичного двора и, увлекшись модным тогда в литературе сентиментализмом, приказала в 1783 году построить «образцовую деревушку». Архитектор Ришар Мик создал бутафорские строения из дерева по мотивам пасторальных пейзажей Юбера Робера, без фундамента и крепких стен, которые служили для увеселения придворных. Среди 12 строений были молочная ферма и даже театр, в котором в романических постановках выступала сама королева.

 

До 2018 года деревушка стояла в заброшенном в виде уже 60 лет и пришла в ветхое состояние. При финансовой поддержке Dior был полностью отреставрирован дом из двух флигелей: укреплен его фундамент, восстановлена крыша, панели на стенах и витражные окна и даже была воспроизведена меблировка, но уже по архивным документам императрицы Марии-Луизы, следующей хозяйки Малого Трианона и деревушки. 

На страже росписей эпохи Возрождения

Фрески «Благовещение» Джакопо да Монтанья реставрируют при поддержке Hermes (Фото DR)

В конце 2021 года Hermes объявил инициативу The Grand Tour of Frescos. В рамках нее французский модный дом обязуется спонсировать реставрацию важных исторических росписей в нескольких географических точках на Апеннинском полуострове. Словосочетание grand tour в названии проекта отсылает к тем большим турне, или длительным путешествиям по Европе, которые предпринимались в XVII и XVIII веках теми, кто хотел отточить художественное образование и насмотренность.  

Проект начался в итальянской Падуе, в местном Palazzo Angeli, где в настоящее время идет реставрация масштабной фрески «Благовещение», или  «Явление архангела Гавриила деве Марии», XIV века художника Джакопо да Монтанья. Это произведение искусства эпохи Ренессанса обладает статусом Всемирного наследия ЮНЕСКО, и в Hermes собираются поддержать восстановление еще нескольких памятников с подобным статусом в Неаполе и Риме к 2030 году. 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+