К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Искусство Урала и не только: в ММоМА — коллекция миллиардера

Группа «Синие носы», серия «Кухонный супрематизм»
Группа «Синие носы», серия «Кухонный супрематизм»
В ММоМА на Петровке до 21 мая идет «Диалог во времени и пространстве» — выставка частной коллекции семьи миллиардера Дмитрия Пумпянского, показывающая развитие современного российского искусства с 1970-х по 2000-е годы. Forbes Life рассказывает о самых ярких работах выставки.

Проект «Диалог во времени и пространстве» объединил порядка 120 работ. Все они находятся в управлении екатеринбургского Фонда поддержки и реализации культурных инициатив «Синара». Также под брендом «Синара Центр» в городе с 2019 года работает культурно-выставочный комплекс, открытый в пространстве отреставрированного госпиталя Верх-Исетского завода 1820-х годов постройки. На его территории открыта и галерея с коллекцией, насчитывающей свыше 1500 произведений. Все эти проекты в свое время были инициированы предпринимателем Дмитрием Пумпянским, который с марта прошлого года перестал быть бенефициаром промышленного холдинга «Синара».

Коллекция изначально создавалась и развивалась как собрание искусства Урала, начиная с работы 1892 года до настоящего времени. В 2020 году концепция изменилась, когда собрание пополнилось 150 работами знаковых современных авторов, таких как группа AES+F, Илья Кабаков, Виноградова и Дубосарский, Олег Кулик. 

Проект «Диалог во времени и пространстве» концептуально вписывает уральское современное искусство в общероссийский художественный контекст. На выставке представлены две группы произведений: одни создавались в разных городах и даже странах, другие — исключительно на Урале.

Александр Греков, «Выход», 2012

Александр Греков, «Выход», 2012

«Диалог во времени и пространстве» в ММоМА на Петровке идет на самые разные темы: экспозиция поделена куратором музея Владимиром Прохоровым на девять разделов. Отдельный зал посвящен индустриальной тематике, без которой сложно представить себе разговор об искусстве такого крупного промышленного региона, как Урал. В сопроводительном тексте говорится, что «ритм рабочих процессов отразился в самом характере уральцев, системе городской среды, архитектуре, и, конечно, изобразительном искусстве».

Кульминацией этой темы, прослеживаемой от воспевающих труд образцов соцреализма и декадентских призывов Блока «Идите все, идите на Урал!», становится работа Александра Грекова под названием «Выход», символизирующая попытку уральцев заново обрести себя в условиях постиндустриальной эпохи.

Дамир Муратов, «Стена», 2019

Дамир Муратов, «Стена», 2019

В рифму с темой промышленности звучит тема экологии. Проблема столкновения природного и антропогенного иронично обыгрывается в работе Дамира Муратова «Стена»: на полотне в традиционный лесной пейзаж грубо вторгается шкаф-стенка, для создания которого была вырублена часть этого же леса. Рядом с картиной Муратова на выставке представлен арт-объект группы Recycle. Выполненный в форме мусорного бака белоснежный «Саркофаг» из переработанного пластика украшен рельефами, в которых сценки из современной офисной жизни перемежаются с отсылками к античной культуре.

Николай Федореев, «Уральская Венера», 1980-е

Николай Федореев, «Уральская Венера», 1980-е

Уральский андеграунд 1980-х годов представлен на выставке «Уральской Венерой» Николая  Федореева, который был одной из влиятельнейших фигур неофициальной культуры тогдашнего Свердловска. Его деревянная скульптура отсылает к авангардистским экспериментам Михаила Ларионова в изображении женских форм и окрашена в цвет красного флага.

Рядом висят выполненные на клеенке работы Владимира Селезнева из серии «Супрематизм из «Еврошопа». Современный екатеринбургский художник, который неоднократно курировал отдельные проекты Уральской биеннале, иронизирует над тем, как наследие авангардистов воспринимается сегодня. По его словам, узнаваемые геометрические формы можно нанести на любой материал (в этом случае — на клеенку), который в результате автоматически становится искусством.

Группа «Синие носы», серия «Кухонный супрематизм», 2006

Группа «Синие носы», серия «Кухонный супрематизм», 2006

Схожий художественный прием использован в серии «Кухонный супрематизм» группы «Синие носы». Они воссоздают композицию знаменитой футуристической выставки «0.10», на которой в 1915 году впервые был показан «Черный квадрат». Но если Малевич и его последователи намекали на сакральность искусства, имитируя в развеске красный угол, то «Синие носы», наоборот, занижают пафос, заменяя супрематические фигуры на изображения хлеба, колбасы или сыра. Тем самым высмеивая консьюмеризм сегодняшней русской культуры.

Включение работ группы в экспозицию — пример тонкой грани между уральским и всероссийским, который демонстрирует вся выставка. Известность «Синих носов» давно вышла  за пределы и города, и страны, но один из участников группы (Александр Шабуров) родился в Свердловской области.

Валерий Дьяченко, «Пророчество (Черная звезда)», 1990

Валерий Дьяченко, «Пророчество (Черная звезда)», 1990

Работа главного уральского концептуалиста Валерия Дьяченко «Пророчество (Черная звезда)» — лицо всего проекта. Она же служит одним из центральных экспонатов в зале, посвященном творчеству художников-гигантов: Кабакова, Пригова, Новикова. Центральное место в нем занимают две масштабные скульптуры 37-летнего воронежского художника Ивана Горшкова. В 2021 году по итогам программы арт-резиденций 6-й Уральской биеннале его скульптура «Дразнилка» была установлена в городе Кыштыме Челябинской области.

Фрагмент экспозиции с работами Ильи Кабакова

Фрагмент экспозиции с работами Ильи Кабакова

Творчество Ильи Кабакова — самого дорогого из ныне живущих русских художников (аукционный рекорд — $2,4 млн) — представлено на выставке поздними работами мастера, относящимися к 2010-м годам. На полотнах изображены фрагменты советской реальности, которая дробится или затуманивается различными живописными приемами. А «Композиция с цветами» 2017 года своими объемными бумажными элементами, смонтированными на холст, напрямую отсылает к классической серии Кабакова 1980-х годов под названием «Праздники».

 Александр Савко, «Отцы» из проекта «Сон разума», 2014

Александр Савко, «Отцы» из проекта «Сон разума», 2014

Формально с кабаковской «Композицией с цветами» перекликается работа «Отцы» Александра Савко, который известен своими переосмыслениями известных работ. В данном случае за основу взят классический образец соцреализма — картина «Сталин и Ворошилов в Кремле» кисти Александра Герасимова, представленная в собрании Новой Третьяковки, известная в обиходе как «Два вождя после дождя». У Савко фигуры вождя и маршала заменены на мультяшных персонажей, а на холст добавлено несколько рядов светодиодных лампочек, которые уподобляют композицию рекламной конструкции.

Георгий Острецов, «Свобода на баррикадах», 1998

Георгий Острецов, «Свобода на баррикадах», 1998

В зале, посвященном теме истории, можно встретить еще одну работу Николая Федореева. Объект «Коммунист Ельцин» — оммаж фигуре первого российского президента, начинавшего карьеру в Свердловске. Но центральным экспонатом зала стало масштабное полотно Георгия Острецова «Свобода на баррикадах» из проекта «Новое правительство», в котором политические реалии перемешиваются с отсылками к классическому искусству, элементами конспирологии и научной фантастики. По бокам от картины Острецова расположены две работы Ивана Тузова.

Александр Виноградов и Владимир Дубосарский, из серии «Времена года русской живописи, 2007

Александр Виноградов и Владимир Дубосарский, из серии «Времена года русской живописи, 2007

Отдельный зал посвящен серии Александра Виноградова и Владимира Дубосарского «Времена года русской живописи». Это своего рода кульминация прослеживаемого во всех остальных пространствах выставки приема, при котором элементы традиционного искусства и соцреализма совмещаются с эстетикой поп-арта. Четыре многосоставные части проекта вобрали в себя узнаваемые фрагменты порядка 350 шедевров из собраний Третьяковской галереи и Русского музея. Все они сначала монтировались воедино на компьютере, а уже потом были выписаны акрилом. Так, например, в «осеннем» панно цикла за одним столом сидят Петр I, Пушкин, маршал Жуков и девочка с персиками.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+