Письма музе: Белла Хадид, Эшли Грэм и Саша Пивоварова в календаре Pirelli — 2023
Компания Pirelli выпустила свой 49-й по счету календарь, тема которого в нынешнем году звучит как «Любовные письма музе». Воплотила ее в ежегодном проекте австралийский модный фотограф Эмма Саммертон
Итальянская компания Pirelli начала отсчет 2023 года по The Cal, как принято называть знаменитый календарь (сокращенное от англ. calendar). Идеей для нового выпуска послужили воображаемые и архетипические персонажи или женщины-музы, которые вдохновляли 53-летнюю Саммертон на протяжении всей ее жизни: от собственной матери до целой плеяды женщин, среди которых известные художницы, певицы, писательницы и активистки.
«При создании календаря я обратилась к этимологии слова «муза». Изначально, в мифологии, муза представляла собой не только источник вдохновения, но и талант в области литературы, науки и искусства. Меня всегда очаровывали женщины, которые занимаются творчеством. И я многому научилась у писательниц, фотографов, поэтесс, актрис и режиссеров. Идея The Cal состояла в том, чтобы создать мир, в котором можно будет изобразить этих выдающихся личностей», — объясняет Эмма Саммертон.
Съемки нового календаря проходили в течение трех дней в июне 2022 года сначала Нью-Йорке, а затем еще один день в Лондоне уже в июле. Официальная премьера The Cal 2023 состоялась в ноябре в Милане, в Foundazione Pirelli HangarBicocca — раньше в этом промышленном здании располагался завод шин Pirelli, который 10 лет назад был преобразован компанией в музей современного искусства.
В календарь вошли 28 постановочных снимков, которые выполнены в сказочной, несколько сюрреалистической стилистике, характерной для творчества Саммертон в целом. В новом издании снялись 14 успешных международных моделей, каждая из которых ассоциируется у фотографа с той или иной музой и воплощала конкретный образ на съемочной площадке.
«На моих снимках стирается грань между ролью, которую играет модель, и ее личностью, все сливается воедино, позволяя создавать образы, воспевающие магический реализм», — объясняет Эмма Саммертон. «С самого начала моего собственного пути в фотографии я всегда задавалась вопросом, кем является женщина на моем снимке? Как она представляет себя в этом мире? Что ею движет? Сначала я задаю эти вопросы себе, а затем проецирую их на историю, которую пытаюсь рассказать, или на эмоции, которые надеюсь передать в кадре. Моя цель — вдохновить зрителя открыть свой разум и мечтать вместе со мной».
Характеры и роли
Разрабатывая концепцию своего проекта, Саммертон черпала вдохновение из разнообразных художественных тем, которыми сама увлекалась с юного возраста и позже не раз обращалась в своих фотографиях. Это работы австралийской художницы Вали Майерс, с которыми Эмма познакомилась еще в Национальной школе искусств в Сиднее, а также ее собственная подростковая одержимость Мэрилин Монро; это песни австралийской певицы Крисси Ампфлетт, с которой фотограф впоследствии подружилась, и задумчивый образ итальянской актрисы Моники Витти, который напоминал ей о матери.
Кроме того, Саммертон всегда находилась под влиянием творчества художниц-сюрреалистов: британки Леоноры Каррингтон и ее гротескной мифологии, мексиканки Ремедиос Варо с ее поэтической эзотерикой, и американки Гертруды Аберкромби, которая часто изображала в своих пустынных пейзажах сов и кошек — время от времени они появляются и в фотографиях Саммертон.
Все эти культурные влияния Эмма органично и щедро сплавила для проекта календаря Pirelli. Его отправной точкой стал образ Фотографа, и на эту роль сразу была выбрана модель Гвиневера Ван Синус, которая всерьез увлекается искусством фотографии. Следом возникла Художница Саша Пивоварова, которая давно и небезуспешно пробует свои силы в живописи. Не только модель, но актриса и музыкант Кара Делевинь стала Артисткой, а Эшли Грэм, известная поклонница философии бодипозитива, выступила Активисткой.
Помимо вышеупомянутых моделей, в издании Pirelli 2023 года снялись Белла Хадид, Карли Клосс, Эмили Ратаковски, Лила Мосс, Кая Уилкинс, Прешес Ли, Гвиневер Ван Синус, Лорен Вассер, Адвоа Абоах, Хэ Конг и Адут Акеч.
Особо примечательна личность Лорен Вассер, которая изображена в календаре в образе Атлета или, скорее, современной женщины-воительницы. Печальная история этой модели и спортсменки 10 лет назад привлекла всеобщее внимание: во время менструации она использовала тампон, зараженный стафилококком — это спровоцировало в организме синдром токсического шока, сердечный приступ, а следом быстрое развитие гангрены, и в итоге Вассер потеряла обе ноги. Этот редчайший случай, который происходит раз на 100 000 женщин, поднял проблему производства тампонов из некачественных, химических, вредных для организма женщины компонентов. Лорен, которую теперь называют «девушка с золотыми ногами» из-за цвета ее хай-тек-протезов, является активисткой борьбы с недобросовестными производителями.
Из истории календаря
Примечательно, что Эмма Саммертон стала всего лишь пятой женщиной-фотографом, выступившей автором календаря с момента его выхода в 1964 году. Ее предшественницами были Сара Мун в 1972 году, Джойс Теннисон в 1989-м, Инес Ван Ламсвеерде (в дуэте с постоянным соавтором Винудом Матадином) в 2007-м и Энни Лейбовиц соответственно в 2000 и 2016 годах.
«Мы обратили внимание на работы Эммы Саммертон, потому что ее фотографии представляют красочный мир, созданный с богатым воображением. И поскольку мы живем в то время, когда «реальное» и «нереальное» встречаются все чаще, она показалась нам идеальным художником, который мог бы внести новый вклад в наследие The Cal», — подчеркнул Марко Тронкетти Провера, исполнительный вице-президент и генеральный директор компании Pirelli.
Cвою историю The Cal ведет с 1964 года. Изначально, по задумке руководства компании Pirelli, он предназначался водителям-дальнобойщикам и автомеханикам, которые всегда украшали кабины грузовиков и мастерские фотографиями привлекательных девушек. Но буквально за несколько лет календарь неожиданно превратился в культурный феномен на стыке искусства фотографии, моды, стиля и мира знаменитостей.
А в последние годы календарь Pirelli стал еще и платформой, где через искусство фотографии поднимаются вопросы социального разнообразия и интеграции, инклюзивности, бодипозитива, эйджизма и отстаиваются самые разнообразные права женщин. Сегодня приглашение к съемке Pirelli для мировых фотографов, моделей и знаменитостей (в том числе и мужчин) стало возможностью донести до общества свое послание.