К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Бойцовский дух: как российские аукционы перебрались из залов в онлайн

Алексей Саврасов. «Сельский вид в окрестности Москвы при закате солнца», 1858. 38, 4 млн рублей (Фото аукционного дома ARTinvestment.Ru)
Алексей Саврасов. «Сельский вид в окрестности Москвы при закате солнца», 1858. 38, 4 млн рублей (Фото аукционного дома ARTinvestment.Ru)
За прошедший год онлайн-аукционы стали ведущей площадкой продажи искусства в России, где с весны устанавливают рекордные цены на искусство XIX и XX века. Forbes Life разбирается, почему именно сейчас аукционные дома в России стали важнейшим механизмом продаж, и рассказывает историю их появления

Продажная история

Аукционы — один из популярных способов реализации произведений искусств в арт-бизнесе. На итоги торгов ориентируются при оценке того или иного художника, пресса использует их как информационный повод, а живой аукцион с артистичным ведущим и интересными лотами способен заменить театральную постановку, став настоящим шоу. Как сказал один из клиентов аукционного дома Vladey во время пандемии: «Раньше по субботам смотрел «Формулу-1», а теперь торги».

История современного российского аукционного рынка началась только в конце XX века, но сама практика аукционной торговли существовала уже в древнем Риме. Крупные и известные аукционные дома исчисляют свою историю веками. Нынешние лидеры рынка Christie’s, Sotheby’s, Bonham’s, Dorotheum были основаны еще в XVIII веке и успешно функционируют до сих пор. 

В России до революции торги произведениями искусства  проходили регулярно с середины XVIII века, чему способствовала эпоха Просвещения, дворянская усадебная культура, мода на безделушки и раритеты. По примеру правящего монарха высшее сословие привозило картины иностранных мастеров, а распродажи, судя по «Санкт-Петербургским ведомостям», шли вполне бойко.

 

В начале XIX века после европейских революций торговые площадки России пополнились иностранными артефактами, но позднее Первая мировая война, распад империй, экономический кризис, эмиграция, смена элит развернули ситуацию на 180 градусов — и после 1917 года аукционы по распродаже произведений искусства уже из российских дворцов и усадеб стали проводиться регулярно. 

Как описывали подобные торги в конце 1920-х годов в романе «12 стульев» Ильф и Петров: «В продажу поступала сначала обычная аукционная гиль и дичь: разрозненные гербовые сервизы, соусник, серебряный подстаканник, пейзаж художника Петунина, бисерный ридикюль, совершенно новая горелка от примуса, бюстик Наполеона, полотняные бюстгальтеры, гобелен «Охотник, стреляющий диких уток» и прочая галиматья».

 

Национализированных сокровищ русского императорского дома и аристократии было так много, что предложение превышало спрос и их продавали, и покупали за достаточно скромные суммы. Известно, что дед знаменитого актера Андрея Миронова купил люстру «из Эрмитажа», родители балерины Галины Улановой на подобных на торгах приобрели дворцовую мебель, а квартира певицы Изабеллы Юрьевой была обставлена предметами из Зимнего.

В СССР полноценного художественного рынка с аукционами не существовало до конца 1980-х годов. Первый в СССР коммерческий антикварно-букинистический аукцион прошел в 1987 году в Центральном доме литераторов в Москве: на него высылали специальные приглашения с номером для участника. Год спустя аукцион Sotheby’s в Москве фактически стал примером формирования легального рынка искусства внутри страны — сначала в СССР, а затем и в новой России. Для проведения торгов понадобилось одобрение советского правительства. В Центре международной торговли их курировал Александр Яковлев, возглавлявший отдел пропаганды и агитации ЦК КПСС. Авторы и владельцы работ не сразу получили причитающиеся им с продажи деньги: им полагалось 60% от суммы продажи, 30% забирало Минкультуры, 10% уходило комиссией в аукционный дом. 

В 1988 году появился ставший легендарным аукционный дом «Гелос», которому в 1990-е годы доверили продажу коллекции разорившегося Инкомбанка (средства, вырученные при продаже произведений искусства, ушли на уплату долгов банка). 

 

С начала 1990-х годов аукционы русского искусства в России стали проводиться регулярно, преимущественно в Москве. Лидерами аукционной торговли на тот момент были аукционные дома «Альфа-Арт» (основан в 1990), «Магнум Арс» (1990). Позднее появились «Русская эмаль» (1999), «Три века» (начало 2000-х годов), «Аукционный дом №1» (2000-е),  «Арт-Холдинг» (2005), «Кабинетъ» (2006), «Совком» (2007), «Империя» (2008), «Арт Бульвар» (2009), «Антиквариум» (2013), «Литфонд» (2015), «Аукционный дом Егоровых» (2017).

Сейчас количество аукционных домов в Москве и по всей России заметно увеличилось, часто они совмещают сразу несколько видов искусства, редко специализируясь на чем-то одном.   

Из залов — на диваны 

Во время пандемии все существующие аукционные дома начали осваивать онлайн, в большинстве выбрав своей платформой Bidspirit. Израильская онлайн-платформа для аукционов Bidspirit появилась в 2011 году, а в Россию пришла в 2012 году. Александр Киселевский, президент международного портала аукционов Bidspirit, рассказал Forbes, что у него не только не было конкурентов, но и сам внутренний рынок выглядел довольно слабым, когда в 2012 году он приехал в Россию представлять платформу. «Всего-то 10 аукционных домов. «Гелос» тогда уже практически умер, были «Кабинет», «Империя», «Монеты и медали», только что открылся аукцион «В Никитском». И я, как коммивояжер, ходил от одного аукционного дома к другому, предлагая нашу платформу, а на меня все смотрели как на жулика», — рассказывает Киселевский.

Киселевский считает, что еще до пандемии бум онлайн-аукционов спровоцировал кризис 2014 года. «Помимо аукционных домов к нам стали приходить галереи, магазины, антикварные лавки, кураторские проекты современного искусства — все хотели найти способ выживания», — говорит президент международного портала аукционов Bidspirit. 

С ним согласен и Владимир Шабасон, директор по стратегии IT- компании Self, сооснователь стартапа MyInvest.Art, продающего онлайн произведения искусства, разделенные по категориям — от художников baby-birds до established artists. «Рынок онлайн-аукционов необратим, — уверен Шабасон. — Онлайн-аукционы предлагают удобный и эффективный способ подключения, а процесс конкурентных торгов часто приводит к снижению цен для покупателей и повышению прибыли для продавцов». 

 

С 2014 года на Bidspirit зарегистрировано 300 российских аукционных площадок, из них действуют порядка 200. В основном Москва и Санкт-Петербург, но есть Астрахань, Пермь, Владивосток. По словам Киселевского, в пандемийное время количество новых пользователей удвоилось. Всего, по его мнению, в России порядка 20 000 коллекционеров. При этом, как считает Владимир Шабасон, критической проблемой для онлайн-аукционов остается защита данных. Хотя многие платформы ввели меры безопасности для защиты личной и финансовой информации покупателей и продавцов, исключить утечку данных не может никто. 

Однако с начала пандемии онлайн-аукционы стали одним из движущих направлений арт-рынка в России, и в 2022 году, когда он замкнулся в себе, эта тенденция только усилилась. Forbes Life попросил владельцев и руководителей семи крупнейших аукционных домов рассказать про их опыт онлайн-продаж и показать самые дорогие работы.

Аукционный дом «Русская эмаль»
Ваза в стиле шинуазри с ручкой в виде горгульи. Санкт-Петербург, завод братьев Корниловых, 1840-е. 500 000 рублей

Аукционный дом «Русская эмаль»

«Русская эмаль» существует с 1999 года, аукцион возник на основе магазина. Первый мы провели в 2010 году в нашем пространстве, — вспоминает генеральный директор аукционного дома Владимир Лабазов. — Пробовали проводить и онлайн-аукционы, функционал сайта позволял, но покупателям это казалось непривычным и неудобным. Затем мы были одним из первых зарегистрировавшихся аукционных домов на Bidspirit, и уже за нами подтянулись другие участники рынка, но наши клиенты все равно почти не принимали участие в онлайн-торгах. Личное присутствие в зале было им понятнее, они хотели сражаться за лоты, как привыкли. Тем более в 2010-2012 годах мобильный интернет не был так развит, смартфоны были далеко не у всех.

Ковидные ограничения и техническое развитие сильно изменили восприятие и привычки людей. Оказалось, что онлайн совершать покупки гораздо удобнее. Сегодня аукционов полного цикла, которые торгуют не только онлайн, больше не существует. Это издержки — нужно платить за офис, за помещение для проведения торгов.

При этом нельзя сказать, что у покупателей из сети какие-то другие предпочтения по лотам. Но антиквариат — это вообще не предмет первой необходимости, поэтому политическая и экономическая ситуации в стране сразу отражаются на нашем рынке. По большому счету это утилизация лишних денег. Сейчас их стало меньше и людей, которые готовы покупать, тоже стало меньше».

Аукционный дом «Антиквариум»
Детская фотография Владимира Высоцкого, 85 000 рублей

Аукционный дом «Антиквариум»

«Антиквариум» заработал как аукционный дом в ноябре 2013 года, тогда же и были проведены первые торги, собравшие почти $2 млн. Сначала мы достаточно долго существовали как антикварная галерея, а потом к нашему владельцу обратились с предложением оформить продажу в виде аукциона. И, как показала практика, это было правильное решение, мы успешно существуем как аукцион уже 10 лет», — рассказывает Ольга Хрусталева, эксперт аукционного дома.

«Как только в России появился Bidspirit и к нам пришел Александр Киселевский, я сразу сказала, что за этим будущее и это надо поддерживать. Интернет рано или поздно завоевал бы аудиторию, но пандемия это ускорила: в самые сложные месяцы, когда все было закрыто, мы провели два самых успешных аукциона. Ковидные ограничения способствовали тому, что все научились покупать, сидя дома за чашечкой кофе. Азарт — дело такое, можно завестись, начать сражаться, а дома расслабишься, выкуришь сигаретку и подумаешь: «А надо мне это, делать ставку?» Нам, конечно, хуже, но для покупателей явно лучше. Раньше у нас покупали и из-за границы, а теперь по 60-80 человек из регионов участвует, почти вся Россия.

На последнем «Антикварном салоне» в Гостином дворе народу было очень много, многие нами интересовались, а реальных покупок не делали. Комиссия аукционного дома часто меньше, чем в галерее, — это выгоднее. Многие и приходят на аукцион в надежде купить дешевле, чем они покупали бы в антикварных магазинах. Но иногда лоты продаются дороже, чем в антикварных галереях: у нас был аукцион, посвященный Высоцкому, где его фотография, стартовав с 15 000 рублей, продалась за 85 000 рублей. Не думаю, что в галерее кто-то бы стал покупать ее за такие деньги. Ее еще и найти там надо. А тут реклама на сайтах аукционных домов идет, интернет-площадках — информация о том, что продается на аукционах, поступает более широкому кругу людей».

Аукционный дом Vladey
Георгий Гурьянов. «Без названия», 1998. 14 864 400 рублей

Аукционный дом Vladey

«Мы придумали Vladey в 2013 году, тогда на российском рынке не было аукционов по продаже современного российского искусства. А так как вторичный рынок уже существовал, продавцам и покупателям приходилось придумывать сложные логистические схемы, — объясняет основатель и владелец аукционного дома Владимир Овчаренко. — Формат торгов «Все по 100» впервые был опробован в 2015 году и оказался очень удачным. Все мы любим игры, и такой простой аукцион со стартом лотов в €100 привлек многих своим демократизмом. Хотя были и дорогие продажи, например картины Олега Целкова за €43 000.

Сейчас мы проводим аукционы на собственной платформе, необходимости в сторонних решениях у нас нет. При этом аукционы Vladey смешанные: ведет их аукционист в пустом зале, участники могут делать ставки онлайн и по телефону — все для максимального удобства наших клиентов».

Аукционный дом ARTinvestment.Ru
Алексей Саврасов. «Сельский вид в окрестности Москвы при закате солнца», 1858. 38, 4 млн рублей

Аукционный дом ARTinvestment.Ru

Аукционный дом ARTinvestment.Ru появился в 2014 году как логичное продолжение одноименного портала, который в то время существовал уже шесть лет и представлял собой крупнейшую базу данных по статистике продаж русского искусства на русских и на международных аукционах.

«ARTinvestment.Ru сразу сфокусировался на искусстве XIX и XX веков, в особенности на нонконформистах, тогда очень популярных, — объясняет руководитель проекта Егор Молчанов. — Сейчас этот раздел сайта для нас все еще важный, но не основной. Потому что одновременно стали активно продаваться работы наших классиков и представителей русского авангарда.

Сегодня аукционный дом ARTinvestment.Ru — один из лидеров российского рынка по продажам живописи и скульптуры. Оборот составляет более 300 млн рублей в год. Мы позволяем соединить на платформе, которую разработали сами, пожелания покупателей и ожидания продавцов. У лотов нет эстимейтов: в момент торгов мы находим средневзвешенную цену между тем, сколько готовы заплатить за эту работу покупатели, и тем, сколько хочет за нее продавец. Эта система позволяет активно проводить торги, и продавцы могут понять, сколько можно получить за лот. Но были, разумеется, и случаи, когда цена на выходе превышала в пять раз ожидания продавца. Важно, что аукцион проводится каждую неделю (конкуренты делают подобные торги раз в месяц), что позволяет продавцам быстро продать лот и получить за него деньги, а не ждать, пока сформируется аукцион».

Аукционный дом «Литфонд»
А. С. Пушкин. Стихотворения. Полный комплект. 1829-1835. 12 млн рублей

Аукционный дом «Литфонд»

«Литфонд» появился в сентябре 2015 года, а первый аукцион мы провели 8 октября 2015 года в Центральном доме литераторов на Поварской, — рассказывает Сергей Бурмистров, генеральный директор аукционного дома. — Тогда их было совсем немного, все старались поразить гостей интересным местом, культурной программой, угощениями. На наши первые торги пришло большое количество узнаваемых людей из мира культуры и коллекционирования. Зал был набит битком.

Bidspirit сделал два больших дела: одно хорошее, а другое стало его следствием. Как агрегатор аукционных торгов, он превратил поиски интересных лотов и проведение аукционов в простой и удобный процесс. Онлайн-торги невероятно помогли нам в пандемию, так как это была единственная возможность участвовать в аукционах. Мы очень переживали, уходя от офлайн-торгов, но практика первых же месяцев показала значительное увеличение оборотов и уменьшение расходов. После пандемии мы так и не вернулись в аукционные залы, хотя и вспоминаем об «аукционных посиделках» с большой ностальгией.

Единственным отрицательным элементом современных технологий стало то, что электронные торги разобщили коллекционеров. А главное достижение — на каждом новом аукционе мы получаем десятки новых покупателей.

Популярность аукционных домов стала расти еще до отмены русского искусства за границей, примерно за год-полтора до того. Это связано в первую очередь со значительной стагнацией оборотов у салонов и галерей, которые занимаются продажей антиквариата и предметов коллекционирования. У собирателей подобного рода вещей просто не стало свободного времени, чтобы обходить магазины, изучать отдельные интернет-сайты, как в старые добрые времена.

Но количественный рост, увы, совершенно не означает качества. Среди появившихся аукционных домов много однодневок, не гарантирующих никакого качества экспертизы, да и редкие предметы несут только к проверенным годами работы продавцам. Поэтому, если принимать во внимание качественную составляющую, на российском рынке по-прежнему работает примерно 10-15 аукционных домов, которые дают 70-80% оборота. Однако увеличение количества аукционных домов позволяет «объять» ранее не представленные ценовые и коллекционные сегменты, а также положительно влияет на развитие в качестве потенциального элемента конкуренции».

Аукционный дом «Клуб коллекционеров графики»
Карл Брюллов. «Портрет светлейшей княгини Анны Ивановны Лопухиной», 1833. 7 млн рублей

Аукционный дом «Клуб коллекционеров графики»

«В 1990-х годах человек мог прийти на «Антикварный салон» в ЦДХ и просто сказать: «Заворачивайте весь стенд! Беру!», — вспоминает коллекционер и сооснователь аукционного дома «Клуба коллекционеров графики» Степан Вишневский. — Тогда не было надобности в аукционах: котировка цены на вещи была не нужна, ее назначал сам антиквар, и ему платили.

С 2012 года рынок антиквариата стал падать и прежние модели продаж резко устарели. Аукцион дал возможность расширить клиентскую базу и серьезно повлиял на ценообразование: вещь стала стоить столько, сколько за нее отдаст покупатель, а не столько, сколько скажет антиквар. В 2012 году у нас появилась платформа Bidspirit, а уже в 2013-2014 годах на ней постепенно стали регистрироваться аукционные дома и покупатели (кстати, платформа находится  в выигрыше вне зависимости от продаж аукциона, потому что берет свой процент). Затем пандемия сыграла на руку онлайн-аукционам, ведь все лавки-магазины были закрыты, а в интернете кипела жизнь.

Наш аукцион «Клуба коллекционеров графики» появился в 2022 году, и базы в виде антикварного магазина у нас не было. Однако сооснователь аукциона Сергей Подстаницкий знал многих коллекционеров лично и создал мощную поддержку в виде группы на фейсбуке, многие из ее участников теперь у нас охотно покупают. Мне кажется, такой большой интерес к аукционам возник не потому что это сверхвыгодно, а потому что других идей, как поддержать арт-бизнес, нет. И я бы сказал, что таких организаций, которые хотят как-то удержаться на плаву, где-то 70%.

Для многих людей в арт-бизнесе открытие аукциона — последняя надежда заработать. По моим оценкам, после февраля 2022 года рухнуло до 30% антикварного рынка. Кстати, новых людей в антикварный бизнес тоже почти не приходит — это все те же самые игроки, что были в 1990-2000-е годы».

«Петербургский аукционный дом»
Юлий Клевер. «Мариенбург. Старый парк», 1896. 3,4 млн рублей

«Петербургский аукционный дом»

«Петербургский аукционный дом», один из самых молодых на рынке, появился в 2022 году в Санкт-Петербурге по адресу Моховая, 12, в доме, где больше 20 лет работал выдающийся график Владимир Конашевич. Там же мы решили сделать его музей, — рассказывает сооснователь Сергей Подстаницкий. — Аукционы сейчас вызывают доверие, потому что это единственный механизм, демонстрирующий рыночные тенденции. В отличие от галерейных или частных продаж их результаты позволяют наглядно и в динамике отследить интерес к определенным авторам и направлениям. Оказало влияние и то, что западные аукционы стали недоступны и теперь основное внимание переключилось на внутренний рынок, к которому раньше относились снисходительно.

Другую важную роль в росте популярности аукционов играет возможность участвовать покупателям с разным финансовым положением. Так, например, на наших торгах был продан оригинальный рисунок Николая Нестерова всего за 11 000 рублей. В любых категориях (графика, живопись, ДПИ, книги, монеты) возможно найти лоты с резервной ценой буквально от 1000 рублей».

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+