Бойцовский дух: как российские аукционы перебрались из залов в онлайн
Продажная история
Аукционы — один из популярных способов реализации произведений искусств в арт-бизнесе. На итоги торгов ориентируются при оценке того или иного художника, пресса использует их как информационный повод, а живой аукцион с артистичным ведущим и интересными лотами способен заменить театральную постановку, став настоящим шоу. Как сказал один из клиентов аукционного дома Vladey во время пандемии: «Раньше по субботам смотрел «Формулу-1», а теперь торги».
История современного российского аукционного рынка началась только в конце XX века, но сама практика аукционной торговли существовала уже в древнем Риме. Крупные и известные аукционные дома исчисляют свою историю веками. Нынешние лидеры рынка Christie’s, Sotheby’s, Bonham’s, Dorotheum были основаны еще в XVIII веке и успешно функционируют до сих пор.
В России до революции торги произведениями искусства проходили регулярно с середины XVIII века, чему способствовала эпоха Просвещения, дворянская усадебная культура, мода на безделушки и раритеты. По примеру правящего монарха высшее сословие привозило картины иностранных мастеров, а распродажи, судя по «Санкт-Петербургским ведомостям», шли вполне бойко.
В начале XIX века после европейских революций торговые площадки России пополнились иностранными артефактами, но позднее Первая мировая война, распад империй, экономический кризис, эмиграция, смена элит развернули ситуацию на 180 градусов — и после 1917 года аукционы по распродаже произведений искусства уже из российских дворцов и усадеб стали проводиться регулярно.
Как описывали подобные торги в конце 1920-х годов в романе «12 стульев» Ильф и Петров: «В продажу поступала сначала обычная аукционная гиль и дичь: разрозненные гербовые сервизы, соусник, серебряный подстаканник, пейзаж художника Петунина, бисерный ридикюль, совершенно новая горелка от примуса, бюстик Наполеона, полотняные бюстгальтеры, гобелен «Охотник, стреляющий диких уток» и прочая галиматья».
Национализированных сокровищ русского императорского дома и аристократии было так много, что предложение превышало спрос и их продавали, и покупали за достаточно скромные суммы. Известно, что дед знаменитого актера Андрея Миронова купил люстру «из Эрмитажа», родители балерины Галины Улановой на подобных на торгах приобрели дворцовую мебель, а квартира певицы Изабеллы Юрьевой была обставлена предметами из Зимнего.
В СССР полноценного художественного рынка с аукционами не существовало до конца 1980-х годов. Первый в СССР коммерческий антикварно-букинистический аукцион прошел в 1987 году в Центральном доме литераторов в Москве: на него высылали специальные приглашения с номером для участника. Год спустя аукцион Sotheby’s в Москве фактически стал примером формирования легального рынка искусства внутри страны — сначала в СССР, а затем и в новой России. Для проведения торгов понадобилось одобрение советского правительства. В Центре международной торговли их курировал Александр Яковлев, возглавлявший отдел пропаганды и агитации ЦК КПСС. Авторы и владельцы работ не сразу получили причитающиеся им с продажи деньги: им полагалось 60% от суммы продажи, 30% забирало Минкультуры, 10% уходило комиссией в аукционный дом.
В 1988 году появился ставший легендарным аукционный дом «Гелос», которому в 1990-е годы доверили продажу коллекции разорившегося Инкомбанка (средства, вырученные при продаже произведений искусства, ушли на уплату долгов банка).
С начала 1990-х годов аукционы русского искусства в России стали проводиться регулярно, преимущественно в Москве. Лидерами аукционной торговли на тот момент были аукционные дома «Альфа-Арт» (основан в 1990), «Магнум Арс» (1990). Позднее появились «Русская эмаль» (1999), «Три века» (начало 2000-х годов), «Аукционный дом №1» (2000-е), «Арт-Холдинг» (2005), «Кабинетъ» (2006), «Совком» (2007), «Империя» (2008), «Арт Бульвар» (2009), «Антиквариум» (2013), «Литфонд» (2015), «Аукционный дом Егоровых» (2017).
Сейчас количество аукционных домов в Москве и по всей России заметно увеличилось, часто они совмещают сразу несколько видов искусства, редко специализируясь на чем-то одном.
Из залов — на диваны
Во время пандемии все существующие аукционные дома начали осваивать онлайн, в большинстве выбрав своей платформой Bidspirit. Израильская онлайн-платформа для аукционов Bidspirit появилась в 2011 году, а в Россию пришла в 2012 году. Александр Киселевский, президент международного портала аукционов Bidspirit, рассказал Forbes, что у него не только не было конкурентов, но и сам внутренний рынок выглядел довольно слабым, когда в 2012 году он приехал в Россию представлять платформу. «Всего-то 10 аукционных домов. «Гелос» тогда уже практически умер, были «Кабинет», «Империя», «Монеты и медали», только что открылся аукцион «В Никитском». И я, как коммивояжер, ходил от одного аукционного дома к другому, предлагая нашу платформу, а на меня все смотрели как на жулика», — рассказывает Киселевский.
Киселевский считает, что еще до пандемии бум онлайн-аукционов спровоцировал кризис 2014 года. «Помимо аукционных домов к нам стали приходить галереи, магазины, антикварные лавки, кураторские проекты современного искусства — все хотели найти способ выживания», — говорит президент международного портала аукционов Bidspirit.
С ним согласен и Владимир Шабасон, директор по стратегии IT- компании Self, сооснователь стартапа MyInvest.Art, продающего онлайн произведения искусства, разделенные по категориям — от художников baby-birds до established artists. «Рынок онлайн-аукционов необратим, — уверен Шабасон. — Онлайн-аукционы предлагают удобный и эффективный способ подключения, а процесс конкурентных торгов часто приводит к снижению цен для покупателей и повышению прибыли для продавцов».
С 2014 года на Bidspirit зарегистрировано 300 российских аукционных площадок, из них действуют порядка 200. В основном Москва и Санкт-Петербург, но есть Астрахань, Пермь, Владивосток. По словам Киселевского, в пандемийное время количество новых пользователей удвоилось. Всего, по его мнению, в России порядка 20 000 коллекционеров. При этом, как считает Владимир Шабасон, критической проблемой для онлайн-аукционов остается защита данных. Хотя многие платформы ввели меры безопасности для защиты личной и финансовой информации покупателей и продавцов, исключить утечку данных не может никто.
Однако с начала пандемии онлайн-аукционы стали одним из движущих направлений арт-рынка в России, и в 2022 году, когда он замкнулся в себе, эта тенденция только усилилась. Forbes Life попросил владельцев и руководителей семи крупнейших аукционных домов рассказать про их опыт онлайн-продаж и показать самые дорогие работы.