К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Фрейзер, Керри и Уизерспун: актеры, которые сломали стереотипы о себе в киноиндустрии

Брендан Фрейзер в фильме «Мумия» (Фото DR)
Брендан Фрейзер в фильме «Мумия» (Фото DR)
Брендан Фрейзер — фаворит нынешнего «Оскара», но для большинства зрителей он остается актером из фильма «Мумия» или романтических комедий начала нулевых. Однако теперь он сыграл главную роль в фильме «Кит» Даррена Аронофски, за которую может с большой вероятностью получить не одну награду и похвалу критиков. Forbes Life вспоминает истории Фрейзера и других актеров и актрис, добившихся признания в серьезном кинематографе после легковесного старта
Брендан Фрейзер
Кадр из фильма «Кит»

Брендан Фрейзер

Кажется, сам типаж Брендана Фрейзера и его по-детски добродушный взгляд располагают к комедийным и приключенческим ролям. Так и вышло — долгое время самыми известными фильмами с Фрейзером в главной роли были спорный ремейк фильмов о Тарзане «Джордж из джунглей», дурацкая комедия о рок-н-рольщиках («Пустоголовые»), пара фэнтезийных ромкомов («Ослепленный желаниями» и «Взрыв из прошлого»). И, конечно же, серия блокбастеров «Мумия», переосмыслявшая классический голливудский хоррор в комедийном духе.

Где-то среди них затесались оскаровские драмы «Боги и монстры» и «Столкновение», но репутация «серьезного актера» к нему никак не прилипала, а после пропали и заметные роли в кино (спасали сериалы). Все изменил «Кит» Даррена Аронофски, в котором Фрейзер сыграл замкнутого профессора, страдающего сильным ожирением и пытающегося наладить отношения с дочерью. Сам фильм не получил выдающихся отзывов, но работу Фрейзера оценили все — результатом стала номинация на «Оскар» (и букмекеры оценивают его шансы на победу как практически гарантированные).

Джим Керри
Кадр из сериала «Шучу»

Джим Керри

Пожалуй, первая ассоциация с формулировкой «комедийный актер, который стал драматическим». Но для многих зрителей он все еще просто «комедийный актер». Его образ сложился в 1994 году, когда почти одновременно вышли «Эйс Вентура», «Маска» и «Тупой и еще тупее» — три безумно популярных фильма, с разной степенью провокационности реанимирующие жанр слэпстик-комедии (то есть основанной на преувеличенном и нереалистичном физическом юморе).

Потом будет множество чисто комедийных ролей — от «Гринча — похитителя Рождества» до недавних фильмов про Соника и скетчей Saturday Night Live, где Керри играл Джо Байдена (а Трампа играл Алек Болдуин — и чем это закончилось!).

Но интересно, что Керри зашел на территорию драмы и трагикомедии вскоре после того, как стал известнейшим комиком своего времени. Не исключено, что новые поколения зрителей будут знать его скорее не по чистым комедиям, а по «Шоу Трумена», «Человеку на Луне» и, конечно, «Вечному сиянию чистого разума» Мишеля Гондри. Или по снятому тем же Гондри сериалу «Шучу», где главный герой как раз известен как комедиант (ведущий детского шоу), но живет в гораздо более грустном мире.

Том Хэнкс
Кадр из фильма «Неспящие в Сиэтле»

Том Хэнкс

Если Джим Керри — это «главный комедийный актер», то Том Хэнкс — это просто «главный актер» всея Голливуда. Его венчали на царство в 1993-1994 годах, когда он сыграл не только Форреста Гампа, но и больного СПИДом юриста в «Филадельфии» и одинокого отца в трогательной мелодраме «Неспящие в Сиэтле», тем самым как бы охватив всю географию США — от Тихоокеанского до Атлантического побережья.

Но мало кто помнит, что этому предшествовала более чем десятилетняя карьера, почти целиком состоявшая из комедий. «Большой» — фильм о мальчике в теле 30-летнего мужчины; «Тернер и Хуч» — о дружбе полицейского с псом; голливудский ремейк «Высокого блондина». Словом, прежде чем стать главным актером поколения, Хэнкс немного побыл Пьером Ришаром.

Адам Сэндлер
Кадр из фильма «Любовь, сбивающая с ног»

Адам Сэндлер

Сэндлер снимался вместе с Бренданом Фрейзером в рок-комедии «Пустоголовые» — но в его случае она была лишь одной из длиннющего ряда фильмов с рейтингом «шесть» на IMDB и ниже. Во многих из них Сэндлер выступал также продюсером и/или сценаристом («Билли Мэдисон», «Никки, дьявол-младший», «Клик»). Консенсус, что фильмы с Сэндлером — «плохие», достигается так часто, что он стал одним из лидеров по числу номинаций на антипремию «Золотая малина».

Однако есть и исключения. Во-первых, не все комедии с Сэндлером так уж плохи (например, «Счастливчик Гилмор» или «Приколисты» Джадда Апатоу), а во-вторых, он снимался и в драматических ролях — и всякий раз получалось нечто выдающееся. Лучшие примеры — «Любовь, сбивающая с ног» великого Пола Томаса Андерсона, где Сэндлер разыгрывает романтический дуэт с Эмили Уотсон (а параллельно выпутывается из странной интриги), и «Неограненные драгоценности» братьев Сафди, головокружительный триллер о лудомании и выбивании долгов.

Сандра Буллок
Кадр из фильма «Гравитация»

Сандра Буллок

Сандра Буллок играла экранную жену Брендана Фрейзера в фильме «Столкновение». Триллер получил «Оскара» за лучший фильм — и тут же был благополучно забыт. Причем настолько, что когда Буллок получила статуэтку за роль в спортивной драме «Невидимая сторона» в 2010 году, это все равно стало сенсацией. Дело в том, что долгие годы она играла главные женские роли в высокобюджетных экшенах и триллерах («Скорость» с Ривзом, «Разрушитель» со Сталлоне), а с начала 2000-х ассоциировалась в основном с комедией «Мисс Конгениальность», где сыграла сотрудницу ФБР, замаскированную под участницу конкурса красоты.

В итоге главным фильмом с Буллок стала успешная во всех отношениях «Гравитация» Альфонсо Куарона, после которой в моду вернулись реалистичные фильмы про космос. И без которой вряд ли был бы задуман российский «Вызов», который должен выйти на экраны в апреле 2023 года.

Риз Уизерспун
Кадр из фильма «Блондинка в законе»

Риз Уизерспун

Карьерная траектория Риз Уизерспун имеет множество изгибов. К 25 годам она была вполне серьезной многообещающей актрисой — сыграла современную Красную Шапочку в криминальном роуд-муви «Шоссе», злокозненную школьницу в «Выскочке» Александра Пэйна, вместе с Тоби Магуайром снялась в любопытном «Плезантвиле», вместе с Сарой Мишель Геллар — в осовремененной адаптации «Опасных связей». Засветилась она и в «Американском психопате».

Но мировую славу ей принесла относительно малобюджетная комедия «Блондинка в законе», которая хотя и давала бой стереотипам о блондинках, наплодила стереотипов о самой Уизерспун (хотя она даже не блондинка). Отделаться от легкомысленного образа помогла биография кантри-певца Джонни Кэша «Переступить черту», где Риз сыграла его жену Джун Картер Кэш — и получила «Оскар» за главную женскую роль.

В 2010-е Уизерспун начала активно продюсировать фильмы и сериалы с собой в главной роли («Дикая») — и даже без собственного участия («Исчезнувшая» Финчера). Не менее примечательна ее работа, не связанная с шоу-бизнесом — от системной борьбы с гендерным неравенством в Голливуде до книжного клуба, продвигающего литературу с женщинами-протагонистками на первом плане.

Уилл Смит
Кадр из фильма «Али»

Уилл Смит

Сейчас это звучит несколько странно, но впервые Уилл Смит прославился как исполнитель хип-хопа — часть комедийного дуэта DJ Jazzy Jeff & The Fresh Prince. Уже затем его альтер-эго стал главным героем ситкома The Fresh Prince of Bel-Air (на русский его традиционно переводят как «Принц из Беверли-Хиллз»). Когда успех сериала пошел на спад, Смит стал сниматься в блокбастерах — ставших легендой полицейского жанра «Плохих парнях», фантастической комедии «Люди в черном», апокалиптическом «Дне независимости», провальном стимпанк-вестерне «Дикий, дикий Вест».

Фильмы со Смитом, как правило, собирают хорошую кассу — но слишком уж многие из них вызывают как минимум смешанные чувства («Отряд самоубийц» или «После нашей эры»). Однако наряду с сомнительными блокбастерами Смит снимается в драматических ролях — еще в 2001-м он получил номинацию на «Оскар» за биографический фильм о Мухаммеде Али, а в 2022-м таки выиграл статуэтку за главную роль в «Короле Ричарде», еще одной спортивной драме. На этот раз об отце теннисисток — сестер Уильямс. Однако, в отличие от того же Джима Керри, трудно представить, что актер оставит след в истории именно этими фильмами.

Вуди Харрельсон
Кадр из фильма «Заводила»

Вуди Харрельсон

Еще один актер, который в молодости был известен ролью в ситкоме. Да еще в каком! «Веселая компания» (Cheers) о завсегдатаях бостонского бара — без преувеличений один из самых популярных сериалов XX века в США. Харрельсон пришел в сериал в четвертом сезоне и играл там глуповатого, но доброго молодого бармена по имени Вуди.

В конце 80-х Харрельсон начал карьеру в кино, и в первые годы это тоже были преимущественно комедии, часто спортивные («Белые люди не умеют прыгать» про баскетбол, «Заводила» про боулинг). Но его амплуа постепенно начало расширяться, а имена режиссеров стали внушать уважение: сатирический и кровавый роуд-муви «Прирожденные убийцы» Оливера Стоуна по сценарию Тарантино, судебная драма о порнографе «Народ против Ларри Флинта» Милоша Формана, военный эпос «Тонкая красная линия» Терренса Малика. А в XXI веке Харрельсон стал ассоциироваться скорее с серьезными криминальными историями: в первую очередь с «Настоящим детективом» и «Тремя билбордами на границе Эббинга, Миссури».

Эмма Стоун
Кадр из фильма «Прислуга»

Эмма Стоун

Ранние роли Стоун — культовые тинейджерские комедии Superbad и Easy A. Локализованные «Суперперцы» и «Отличница легкого поведения» могут сбить с толку — это хотя и «озабоченное», но вполне достойное кино! Другая заметная роль — возлюбленная Человека-паука в экранизациях с Эндрю Гарфилдом.

«Серьезная» карьера Эммы Стоун началась с ретродрамы «Прислуга», где она сыграла журналистку, ведущую борьбу против расизма в 1960-х. Эта роль принесла ей номинацию на «Оскар» и открыла путь к веренице топовых фильмов: «Бердмэн», «Ла-Ла-Ленд» и «Фаворитка». И, кажется, сегодня любая новая роль сделает Эмму Стоун фавориткой, по меньшей мере зрительских симпатий.

Брэдли Купер
Кадр из фильма «Мой парень — псих»

Брэдли Купер

Купер стал известным актером в 34 года (ровно столько сейчас Эмме Стоун); в 2009 году на него обрушились сразу несколько главных ролей, самая известная из которых — в «Мальчишнике в Вегасе» (в оригинале просто «Похмелье»). Казалось, ему предстояло продолжить отыгрывать красавчика в комедиях или эксплуатировать мужественный типаж в боевиках.

Однако в 2012 году он снялся, а также выступил исполнительным продюсером в фильме «Мой парень — псих» (еще одно сбивающее с толку локализованное название). Этот фильм, также прославивший Дженнифер Лоуренс, интересным образом смешивал ромком и драму о ментальном здоровье. Лоуренс получила «Оскар», Купер — только номинацию, но это был огромный шаг вперед.

С тех пор Купер засветился во множестве драм — от «Американского снайпера» Клинта Иствуда до нуаро-готической «Аллеи кошмаров» Гильермо дель Торо, где сыграл, возможно, лучшую свою роль.

Джулия Робертс
Кадр из фильма «Эрин Брокович»

Джулия Робертс

Для многих зрителей первая ассоциация с ее именем — «Красотка», одна из главных романтических комедий всех времен. Впрочем, фильм был задуман как мрачная драма о проституции и зависимости, а на роль, сыгранную Ричардом Гиром, пробовался Аль Пачино. Но по настоянию компании Disney историю переиначили.

В конце 1990-х Робертс была, пожалуй, главной актрисой ромкомов: «Свадьба лучшего друга», «Ноттинг-Хилл», «Сбежавшая невеста». Однако ее траекторию поменял режиссер Стивен Содерберг, позвавший Джулию на роль сильной женщины — экологической активистки Эрин Брокович в одноименном фильме. За роль Брокович актриса получила «Оскара». С тех пор ее картина балансирует между «легким» («Ешь, молись, люби») и «серьезным» («Война Чарли Уилсона» с тем же Хэнксом) жанром.

Робин Уильямс
Кадр из фильма «Общество мертвых поэтов»

Робин Уильямс

Уильямс начал карьеру на цветущей сцене калифорнийского стендапа 1970-х, а знаменитостью стал после роли инопланетянина Морка в ситкоме «Морк и Минди». Его первая главная роль — моряк Попай в экранизации знаменитого комикса от Роберта Олтмена, которую принято считать неудачной.

На счету Уильямса было немало и чисто комедийных ролей (скажем, в «Капитане Крюке» Спилберга), и работы в озвучке мультфильмов (Джинн в «Аладдине»), но со второй половины 80-х все больше становилось трагикомических («Доброе утро, Вьетнам») и чисто драматических ролей — таких, как учитель Джон Китинг в «Обществе мертвых поэтов». Играя серьезные роли, Уильямс не переставал быть комиком — и наоборот; обе стороны его таланта накладывали отпечаток друг на друга.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+