Сюрреализм на Christie’s и коллекция Эдди Мерфи: новости арт-рынка
Новая проверка арт-сделок российских бизнесменов и спорная выставка в Купер-Юнион
Власти США планируют разобраться в законности продажи отдельных произведений искусства подсанкционным российским бизнесменам. Об этом на прошлой неделе сообщил Bloomberg, упомянув Андрея Мельниченко, Виктора Вексельберга и Романа Абрамовича. Christie’s, Sotheby’s и Phillips заявляют, что готовы к сотрудничеству. В ходе проверок правоохранительные органы намерены выявить «профессиональных уклонистов» — людей, которые помогают бизнесменам избегать ограничений и отмывать деньги.
В конце января появились сообщения, что американский колледж Купер-Юнион принял решение отложить на неопределенный срок выставку «ВХУТЕМАС: лаборатория авангарда, 1920–1930» накануне запланированного открытия. После этого в сети опубликовали открытое письмо (на сегодня его подписали 765 человек), в котором решение институции называется «тревожным примером цензуры и попыток вымарывания истории». В письме было высказано требование назначить конкретную дату выставки, после чего было объявлено, что она пройдет весной 2023 года, а ее программа будет расширена.
Предстоящие торги: Поленов на Bonhams и сюрреалисты на Christie’s
В конце февраля Christie’s проведет вечерние торги, посвященные искусству сюрреализма. Основную часть каталога составят работы из частной коллекции семейной пары из Сан-Франциско, инвестирующей в развитие высоких технологий. В общей сложности они выставят на продажу 25 работ с суммарным эстимейтом £13-18 млн. Отдельные произведения приберегут до майских торгов. Разумеется, не обойдется без работ Ива Танги и Рене Магритта (его «Сувенир из поездки» 1958 года оценен в £2,5-3,5 млн), но отдельное внимание будет уделено работам женщин-художниц, в том числе Леноры Каррингтон. Летом прошлого года на Sotheby’s новый аукционный рекорд на ее произведения был установлен на отметке $3,2 млн.
На тех же торгах Christie’s будет продавать выполненную гуашью работу Рене Магритта «Возвращение», происходящую из другого собрания (£4-6 млн). Парная работа бельгийского художника находится в коллекции Королевских музеев изящных искусств Бельгии. В последний раз «Возвращение» появлялось на рынке 20 лет назад. Тогда за картину, продававшуюся на Christie’s, отдали £990 850.
Sotheby’s назвал еще один лот намеченных на 1 марта торгов «Модернизм и современное искусство». Им станет картина Робера Делоне «Круговой ритм» (£7-10 млн). У этого написанного в 1937 году полотна есть все шансы установить новый рекорд на работы художника, который на данный момент составляет $5,9 млн.
Одним из лотов аукциона Bonhams «Искусство XIX века и британский импрессионизм» 29 марта станет картина Василия Поленова «Стояли вдали» (£500 000-700 000). Название отсылает к Евангелию от Марка (глава 15, стих 40: «Там были и женщины, которые издали наблюдали за происходящим»), а сама работа относится к «Евангельскому кругу», который художник считал главным трудом своей жизни. Следуя учению Эрнеста Ренана, Поленов воспринимал Христа как историческую личность. Стремясь добиться максимального правдоподобия в изображении библейских сцен, в 1881-1882 годах художник совершил поездки в Египет, Сирию, Палестину и Грецию. К 1908 году работа над картинами серии была закончена: сначала они были с успехом показаны в Санкт-Петербурге, а затем в Москве и других городах.
На Bonhams картина выставляется из собрания наследников Чарльза Крейна, американского промышленника, филантропа и коллекционера русского искусства. Он помогал в организации выставки Поленова в Нью-Йорке в 1924 году, среди экспонатов которой было и 12 работ «Евангельского круга». Несколько полотен Крейн купил сам. В 2011 году две из них продались на Bonhams, установив рекорд на картины Поленова: «Кто из вас без греха» (£4,07 млн) и «Повинен смерти» (£2,8 млн). «Стояли вдали» — работа, принадлежащая тому же владельцу в США, что работы из евангельского цикла на торгах 2011 года, — была выставлена на весенние торги Bonhams в 2022 году, но затем отозвана, а торги отменены. Сейчас картина снова на аукционе.
Корме того, 16 февраля в Париже пройдут ювелирные торги Bonhams, на которые будут выставлены два альбома с изображениями и подробными описаниями украшений великой княгини Ксении Александровны Романовой, сестры императора Николая II. Как сообщается в описании лота, эти альбомы стали чуть ли не самым ценным, что Ксении Александровне удалось взять с собой на борт крейсера «Мальборо», увозившего в 1919 году из России оставшихся в живых Романовых. Из альбомов можно узнать много интересного — кто, когда и по какому поводу дарил великой княгине украшения, общее число которых превышает 900 штук. Оценочная стоимость лота составляет €50 000-70 000.
На 11 февраля намечены торги аукционного дома «Литфонд» с громким названием «Important Sale: аукцион шедевров изобразительного и декоративно-прикладного искусства». В общей сложности с молотка пустят чуть больше 100 работ, стартовая цена которых составляет 1 рубль. К числу топ-лотов относятся «Натюрморт с рыбой» Андрея Ланского, включенный в каталог-резоне художника (лидирующая ставка — 900 000 рублей), и картина Дмитрия Налбандяна «Море. Гурзуф» (лидирующая ставка — 1 200 000 рублей). Среди лотов, ставки на которые пока что не взлетели так высоко, стоит отметить два листа с рисунками Сергея Эйзенштейна (лидирующая ставка — 38 000 рублей) и «Композицию» Юрия Злотникова (14 000 рублей).
Прошедшие торги: рекордный Каваллино и Эрни Барнс из коллекции Эдди Мерфи
Оказалось, что покупателем картины Бернардо Каваллино «Святой Варфоломей», недавно проданной на Sotheby’s за $3,9 млн, стала лондонская Национальная галерея. Средства на покупку собирали среди попечителей, а сам музей характеризует полотно как «одно из самых масштабных и выдающихся произведений Каваллино 1640-х годов, когда неаполитанский художник был на пике своего творческого потенциала». Работа, установившая новый рекорд на работы Каваллино, происходила из коллекции американского девелопера Дэвида Фиша, которая в сумме собрала на Sotheby’s $49,5 млн.
Прошлым летом на торгах неожиданно взлетели вверх цены на работы полузабытого афроамериканского художника Эрни Барнса (умер в 2009 году). В мае его картина «Сахарная хижина» была продана на Christie’s за $15,3 млн, превысив эстимейт почти в 80 раз. Но на днях актер Эдди Мерфи заявил, что тогда с молотка пустили реплику, а оригинал находится у него. По всей видимости, картина действительно существует в нескольких версиях, так как в 1976 году на ее основе создавалась обложка одного из альбомов Марвина Гэя. Мерфи утверждает, что за свою копию он заплатил $50 000. По словам Билла Перкинса, который отдал за свой экземпляр $15,3 млн, еще до торгов Christie’s он пытался связаться с агентом Мерфи, чтобы выкупить у него работу, но ему никто не ответил.
Искусство на Луне и в пустыне
За прошедшую неделю стало известно сразу о нескольких проектах, в рамках которых искусство появляется в пространстве пустыни. В марте в долине Коачелла пройдет четвертая биеннале современного искусства Desert X. Уже названы и имена 11 участников, включая одного из самых известных латиноамериканских художников — Марио Гарсию Торреса, который обещает заселить пустыню стадом механизированных быков.
В конце января в Дубае открылся выставочный проект Useless Palace. Он стал итогом интервенции петербургского коллектива 10.203 и авторов из других стран на территорию пустыни Млейха. Проект создавался в несколько этапов. Сначала художники провели неделю в самой пустыне: кто-то работал с найденными объектами, а кто-то просто исследовал особенности пространства в поисках вдохновения. Еще неделя ушла на работу в специальном ангаре, после чего началась подготовка экспозиции в поп-ап-пространстве Inloco Gallery. В итоге в нее вошли 60 произведений и 10 сайт-специфик работ, которые остались в пустыне. Вскоре Inloco Gallery планирует обзавестись собственным выставочным пространством в Дубае. Галерея является частью компании INLOCO наряду с Институтом исследования стрит-арта, «Стрит-арт хранением» в Санкт-Петербурге и другими инициативами, продвигающими искусство «уличной волны».
В апреле прошлого года Джефф Кунс объявил о запуске первого NFT-проекта. Под крылом галереи Pace он начал работу над серией, которая получила название «Фазы Луны». Предполагалось, что работы будут созданы в виде NFT и скульптур, которые впоследствии планируется отправить на Луну. О реализации этих амбициозных планов пока ничего не слышно, но у Кунса уже появились конкуренты. Британский художник Саша Джафри собирается запустить на Луну гравюру на покрытом золотом алюминии с изображением мужчины и женщины в окружении орнамента из 88 сердец. Проект получил название «Мы поднимаемся вместе при свете луны» (We Rise Together — By the Light of the Moon). И да, после того как работа окажется на Луне, Джафри хочет выпустить серию NFT.
Экспозиция Еврейского музея и центра толерантности продолжает расти
В одном из залов постоянной экспозиции Еврейского музея на днях открылась интерактивная инсталляция, посвященная еврейской кухне. На специальных экранах транслируются видеоролики, в которых представительницы разных субэтнических групп (горских, бухарских, грузинских евреев, крымчаков и ашкеназов) делятся рецептами и секретами приготовления отдельных блюд. Некоторые из них до середины марта можно попробовать в кафе «Ришон» во входной зоне музея. Кроме того, с помощью QR-кода любой желающий может скачать рецепт понравившегося блюда и приготовить его дома самостоятельно. По словам Кристины Краснянской, исполнительного директора музея, за 10 лет его существования постоянная экспозиция выросла примерно на 40%.