К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

«Да просто сделай уже это»: почему сериал «Терапия» не спасает даже Харрисон Форд

Джейсон Сигел (Джимми) и Харрисон Форд (Пол) в сериале «Терапия»
Джейсон Сигел (Джимми) и Харрисон Форд (Пол) в сериале «Терапия»
Сериал о психотерапии от создателей «Клиники» и «Теда Лассо» с Джейсоном Сигелом, который Маршалл из «Как я встретил вашу маму» в главной роли, кажется, был обречен на успех. Особенно если добавить, что одну из второстепенных ролей здесь играет Харрисон Форд. Однако создатели проекта зашли на территорию драмеди, и это оказалось их главной ошибкой. Кинокритик Александр Залесов объясняет, почему правила ситкомов не работают в реальном мире

Когда у Джимми (Джейсон Сигел) в автокатастрофе трагически погибает жена, он на год погружается в отчаяние, глуша его алкоголем, музыкой и походами к проституткам. Таким мы его видим в первой сцене сериала. В ночи, у открытого бассейна с бокалом и двумя девушками. Джимми без разницы, что где-то на втором этаже дома спит его дочь-подросток Элис (Лукита Максвелл), которая потеряла мать, или что утром ему вставать на работу и помогать людям. Джимми — психотерапевт. 

Хороший ли Джимми психотерапевт? Мы не знаем. Но точно — безответственный. Добросовестный специалист взял бы длительный отпуск и передал пациентов коллегам, но Джимми продолжает работать, несмотря на профнепригодность. На сеансы он приходит помятым, на аддерале, с лицом «я вас слушаю тут за деньги, но вообще вот-вот расплачусь сам». 

Отправной точкой сюжета становится момент, когда Джимми надоедает постоянное однообразное, по его собственным словам, «нытье»  пациентки о парне-абьюзере. Джимми злится и ставит ультиматум: «Либо вы его бросаете, либо я больше не ваш психотерапевт». Даже если вы никогда не ходили на терапию, понятно, что этим герой переходит границы дозволенного и нарушает базовые правила психологической помощи. Но после видимого успеха с одной пациенткой он начинает насаждать такой подход и дальше: «Я устал слушать одно и то же, я просто скажу им, что надо делать». 

 

Остановит ли его кто-то? Нет. Старший товарищ и ментор Пол (Харрисон Форд), которому в первых трех сериях дают не так много экранного времени, хоть и предупреждает, что до добра эта затея не доведет, спускает ситуацию на тормозах. В прочтении сериала — он слишком любит этого «незадачливого обалдуя». Коллега Габби (Джессика Уильямс) говорит, что даже просто слушая истории о «новом психотерапевтическом подходе» Джимми, она становится соучастницей преступления, но тоже ничего не делает. Пациенты оставлены один на один с психотерапевтом, которому самому нужна помощь, ведь он напрямую говорит клиенту со вспышками внезапной агрессии: «Я не знаю, сработает ли это. Может быть, ты вылечишься, а может быть, превратишься в машину для убийств». 

Весь этот легкий тон в рассказе о серьезных вещах был бы уместен, будь сериал «Терапия» ситкомом. Но авторы Джейсон Сигел (он и написал его, и сыграл главную роль), Билл Лоуренс («Клиника», «Тед Лассо») и Бретт Голдстин («Тед Лассо») выбирают для истории форму драмеди. 

 
Харрисон Форд в сериале «Терапия»

Ситуации сериала реалистичны по форме — у людей настоящие фингалы под глазами, настоящие морщины и болезни, настоящие эмоции на крупных планах. Они живут в настоящих домах и ходят на настоящие работы. Одновременно ситуации в которых они оказываются, часто скатываются в абсурд и так и кричат: «Это художественная условность!» Чего только стоит момент, когда парень-абьюзер той самой клиентки возвращается, чтобы избить ее психотерапевта («Это ты ее надоумил!»). 

К третьей серии ты уже понимаешь, что и мир вокруг героев — условность. У них, конечно, могут быть какие-то неприятности, но, как и в любом ситкоме, в конце серии все снова соберутся на диване (или крыльце) за бокалом пива (или чего угодно). Ключ ко всему — повторение и уверенность, что в следующей серии все будет так же. Герой может кричать на клиентов, проваливаться в еще большую депрессию, подставлять друзей и подводить коллег. Последствий не будет, мир примет его назад. 

Поэтому удивительно, насколько этот приятный и поддерживающий мир работает против главного героя. Джимми не вызывает сочувствия. Жалкий, несчастный, ноющий, всхлипывающий, неотличимый от пациента (на этом построен твист в открывающей сцене первого эпизода), но не испытывающий никаких проблем с работой и деньгами, живущий в особняке с личным бассейном. Он призван помогать людям, но любую ситуацию, любые отношения он делает про себя и для себя. «Это не о тебе», — отрезает сухо Харрисон Форд, и в этом правда. Джимми выглядит убого. 

 

Можно предположить (пока для просмотра доступны только три серии), что в этом и есть смысл сериала, заложенный авторами. Через постоянные неудачи и повторения одного и того же (так нелюбимое Джимми «нытье») он наконец-то должен понять, что эта история не про него. Что его психотерапия — не про помощь людям, а попытка помочь самому себе. И когда он кричит на клиента: «Да просто сделай уже это!» — он кричит на себя. Злится на свое ничегонеделание. На то, что не проводит время с дочкой, что забывает про друзей, что старается убежать от проблем, а не решить их. 

К сожалению, если такая идея и будет объединять весь сезон, это не означает, что «Терапию» становится легче или приятнее смотреть. Зритель оставлен один на один с героем, которого презирает, и ждет, когда он перевоплотится. Более выигрышной выглядела ситуации в «Теде Лассо» от тех же Лоуренса и Голдстина, где на первом плане был Тед — оптимистичный персонаж, который не зациклен на себе и видит свои ошибки и неудачи, может их отрефлексировать и исправить, в отличие от Джимми. 

В «Терапии» безусловно есть забавные моменты. Например, когда главный герой, следуя совету ментора, решает 15 минут в день погрустить — включает лирическую композицию, садится на велосипед, едет и плачет. Через пять минут он уже лежит на асфальте, столкнувшись с внезапно открывшейся дверью машины. Водитель удивляется: «Вот дела, вы упали секунду назад, а плачете уже так сильно!» «Ничего страшного, — отвечает Джимми, — я плакал до этого».

Если вы хотите поплакать, возможно, «Терапия» подойдет и вам. Милое, влажное от слез лицо Джейсона Сигела и мягкий саундтрек всех инди-поп-хитов составят вам в этом не лучшую, но хоть какую-то компанию. 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+