Все везде и сразу, но без женщин: самые интересные фильмы — номинанты на «Оскар-2023»
Объявление оскаровских номинантов в этом году обошлось практически без сюрпризов: все фавориты наградного сезона на месте, женщин в главных категориях практически нет, блокбастеры отметились в технических номинациях и по новой оскаровской традиции в категории «Лучший фильм». Чернокожих режиссеров полностью проигнорировали.
Единственной неожиданностью, если можно так сказать, стал триумф независимого фильма «Все везде и сразу» Дэниэла Квана и Дэниэла Шайнерта, а еще немецкой адаптации книги Эриха Марии Ремарка «На Западном фронте без перемен». Журналисты, конечно, предсказывали успех и той и другой работы, но были гораздо скромнее в своих прогнозах. В итоге картина «Все везде и сразу» стала лидером оскаровской гонки с 11 номинациями.
За ней идут любимые критиками «Банши Инишерина» Мартина Макдоны и «На Западном фронте без перемен» Эдварда Бергера с девятью номинациями. После 14 номинаций на премию BAFTA стало понятно, что работа Бергера явно задела души членов киносообщества. Европейская любовь к картине передалась и американской академии, которая в последнее время расширяет свой круг и принимает все больше иностранных критиков. В итоге картины на иностранном языке теперь не должны сидеть в загоне для «Лучших международных фильмов» — категории, которая в Америке абсолютно никому не интересна, — а могут просачиваться в другие номинации. Так было с «Ромой» Альфонсо Куарона, «Паразитами» Пон Джун-хо и теперь случилось с «На Западном фронте без перемен». Это весьма приятная тенденция, которая, хочется надеяться, сохранится в последующие годы.
В остальном академия не удивила. За Бергером, Дэниэлсами и Макдоной по числу номинаций идут «Элвис» База Лурмана с восемью номинациями, «Фабельманы» Стивена Спилберга с семью, «Тар» Тодда Филда с шестью. Все они попали в самую престижную категорию «Лучший фильм». При этом академия в последние годы отчаянно пытается привлечь к себе молодую аудиторию, поэтому всегда включает в число номинантов парочку популярных фильмов. В этом году за популяризацию академии отвечают «Топ Ган: Маверик» с шестью номинациями (кроме «Лучшей картины» и «Лучшего адаптированного сценария», все технические) и «Аватар: Путь воды» с четырьмя номинациями.
«Треугольник печали» шведа Рубена Эстлунда, хоть и снятый на английском, все-таки европейская копродукция. Так что он вместе с Бергером представляет «неамериканские» фильмы в оскаровской гонке. У картины всего три номинации, зато какие: кроме «Лучшего фильма», Эстлунда номинировали за режиссуру и лучший оригинальный сценарий.
При этом единственным фильмом, снятым женщиной, стал «Говорят женщины» Сары Полли, который, кажется, включили в эту категорию, чтобы хоть как-то разбавить мужчин и избежать обвинений в дискриминации. Правда, сделать это явно не удалось, потому что в режиссерской категории женщин нет.
Академия проигнорировала не только Полли, но и картину «Ее правда» Марии Шрадер о журналистском расследовании дела Харви Вайнштейна, «Королеву-воина» Джины Принс-Байтвуд и обласканное критиками «Солнце мое» Шарлотты Уэлс. Эти работы нельзя назвать сильнейшими за год, но то же самое можно сказать и про «Треугольник печали» Рубена Эстлунда или «Элвиса» Лурмана.
Организация «Женщины в кино» в Лос-Анджелесе уже выразила недовольство решением академии, отметив, что она «не ценит женские голоса». Так, «Солнце мое» будет представлять только Пол Мескал в категории «Лучший актер», а Полли номинировали еще раз только за лучший адаптированный сценарий.
Афроамериканцев в главных номинациях почти нет. В этот раз «Оскар» старомодно стал торжеством белых мужчин, где за разнообразие отвечают Дэниэл Кван и Дэниэл Шайнерт. В категории «Лучший актер» афроамериканцев тоже не отметили, зато есть ожидаемые Остин Батлер («Элвис»), Колин Фаррелл ( «Банши Инишерина»), Брендан Фрэйзер с его блестящим камбэком в «Ките» Аронофски, Том Хэнкс ( «Мужчина по имени Отто») и Билл Найи в ремейке «Жить» Акиры Куросавы. В категории «Лучший актер второго плана» белую компанию разбавил Ке Хюи Куан за «Все везде и сразу», которому и прочат победу.
В женских категориях все немного получше — Виолу Дэвис отметили за «Королеву-воина», а Мишель Йео за «Все везде и сразу». Главная борьба развернется между ней и Кейт Бланшетт, номинированной за «Тар». Ану де Армас тоже не обошли вниманием и номинировали за «Блондинку», но больше фильм Эндрю Доминика не получил ни одной номинации — Голливуд явно невзлюбил эту работу.
При этом неожиданностью стала номинация Андреа Райзборо из совсем небольшого независимого фильма Майкла Морриса «Ради Лесли». Команда картины инициировала собственную кампанию по продвижению актрисы, на которую обычно голливудские студии тратят большое количество денег и времени, — и это сработало. Кейс «Ради Лесли» показывает, что иногда фильму не обязательно иметь огромные бюджеты на маркетинг, чтобы быть выдвинутым на «Оскар», хотя крепкие многолетние связи в индустрии все-таки не помешают.
В категории второго плана сразу две актрисы из фильма Дэниэлсов — Стефани Сюй и Джейми Ли Кертис, номинированная на «Оскар» в первый раз за многолетнюю карьеру. Также в номинацию попали Анджела Бассетт («Черная пантера: Ваканда навеки»), Керри Кондон («Банши Инишерина») и Хонг Чай, исполнившая одну из лучших ролей в карьере в «Ките» Даррена Аронофски.
В документальной категории, в частности, оказались «Вся красота и кровопролитие» опытной документалистки Лауры Пойтрас и «Навальный» Дэниэла Роэра. Последний рассказывает, как оппозиционный политик расследовал собственное отравление, и вряд ли будет интересен отечественному зрителю, так как не показывает ничего нового, но может оказаться любопытен зрителю западному, который ничего не знает об этом деле. А в короткометражной категории отметили «Выход» якутских режиссеров Максима и Евгении Арбугаевых о жизни на берегу Чукотского моря.
В подборке Forbes Life — самые интересные оскаровские номинанты.