К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Все везде и сразу, но без женщин: самые интересные фильмы — номинанты на «Оскар-2023»

Кадр из фильма «Банши Инишерина»
Кадр из фильма «Банши Инишерина»
Во вторник, 24 января, американская киноакадемия объявила номинантов на премию «Оскар-2023» — победители будут оглашены на торжественной церемонии 12 марта. Кинокритик Тамара Ходова рассказывает, как распределились номинации в этом году, о фаворитах оскаровской гонки и фильмах, которые стоит посмотреть в ожидании результатов премии

Объявление оскаровских номинантов в этом году обошлось практически без сюрпризов: все фавориты наградного сезона на месте, женщин в главных категориях практически нет, блокбастеры отметились в технических номинациях и по новой оскаровской традиции в категории «Лучший фильм». Чернокожих режиссеров полностью проигнорировали.

Единственной неожиданностью, если можно так сказать, стал триумф независимого фильма «Все везде и сразу» Дэниэла Квана и Дэниэла Шайнерта, а еще немецкой адаптации книги Эриха Марии Ремарка «На Западном фронте без перемен». Журналисты, конечно, предсказывали успех и той и другой работы, но были гораздо скромнее в своих прогнозах. В итоге картина «Все везде и сразу» стала лидером оскаровской гонки с 11 номинациями. 

За ней идут любимые критиками «Банши Инишерина» Мартина Макдоны и «На Западном фронте без перемен» Эдварда Бергера с девятью номинациями. После 14 номинаций на премию BAFTA стало понятно, что работа Бергера явно задела души членов киносообщества. Европейская любовь к картине передалась и американской академии, которая в последнее время расширяет свой круг и принимает все больше иностранных критиков. В итоге картины на иностранном языке теперь не должны сидеть в загоне для «Лучших международных фильмов» — категории, которая в Америке абсолютно никому не интересна, — а могут просачиваться в другие номинации. Так было с «Ромой» Альфонсо Куарона, «Паразитами» Пон Джун-хо и теперь случилось с «На Западном фронте без перемен». Это весьма приятная тенденция, которая, хочется надеяться, сохранится в последующие годы.

 

В остальном академия не удивила. За Бергером, Дэниэлсами и Макдоной по числу номинаций идут «Элвис» База Лурмана с восемью номинациями, «Фабельманы» Стивена Спилберга с семью, «Тар» Тодда Филда с шестью. Все они попали в самую престижную категорию «Лучший фильм». При этом академия в последние годы отчаянно пытается привлечь к себе молодую аудиторию, поэтому всегда включает в число номинантов парочку популярных фильмов. В этом году за популяризацию академии отвечают «Топ Ган: Маверик» с шестью номинациями (кроме «Лучшей картины» и «Лучшего адаптированного сценария», все технические) и «Аватар: Путь воды» с четырьмя номинациями.

«Треугольник печали» шведа Рубена Эстлунда, хоть и снятый на английском, все-таки европейская копродукция. Так что он вместе с Бергером представляет «неамериканские» фильмы в оскаровской гонке. У картины всего три номинации, зато какие: кроме «Лучшего фильма», Эстлунда номинировали за режиссуру и лучший оригинальный сценарий.

 

При этом единственным фильмом, снятым женщиной, стал «Говорят женщины» Сары Полли, который, кажется, включили в эту категорию, чтобы хоть как-то разбавить мужчин и избежать обвинений в дискриминации. Правда, сделать это явно не удалось, потому что в режиссерской категории женщин нет.

Академия проигнорировала не только Полли, но и картину «Ее правда» Марии Шрадер о журналистском расследовании дела Харви Вайнштейна, «Королеву-воина» Джины Принс-Байтвуд и обласканное критиками «Солнце мое» Шарлотты Уэлс. Эти работы нельзя назвать сильнейшими за год, но то же самое можно сказать и про «Треугольник печали» Рубена Эстлунда или «Элвиса» Лурмана.

Организация «Женщины в кино» в Лос-Анджелесе уже выразила недовольство решением академии, отметив, что она «не ценит женские голоса». Так, «Солнце мое» будет представлять только Пол Мескал в категории «Лучший актер», а Полли номинировали еще раз только за лучший адаптированный сценарий.

 

Афроамериканцев в главных номинациях почти нет. В этот раз «Оскар» старомодно стал торжеством белых мужчин, где за разнообразие отвечают Дэниэл Кван и Дэниэл Шайнерт. В категории «Лучший актер» афроамериканцев тоже не отметили, зато есть ожидаемые Остин Батлер («Элвис»), Колин Фаррелл ( «Банши Инишерина»), Брендан Фрэйзер с его блестящим камбэком в «Ките» Аронофски, Том Хэнкс ( «Мужчина по имени Отто») и Билл Найи в ремейке «Жить» Акиры Куросавы. В категории «Лучший актер второго плана» белую компанию разбавил Ке Хюи Куан за «Все везде и сразу», которому и прочат победу. 

В женских категориях все немного получше — Виолу Дэвис отметили за «Королеву-воина», а Мишель Йео за «Все везде и сразу». Главная борьба развернется между ней и Кейт Бланшетт, номинированной за «Тар». Ану де Армас тоже не обошли вниманием и номинировали за «Блондинку», но больше фильм Эндрю Доминика не получил ни одной номинации — Голливуд явно невзлюбил эту работу.

При этом неожиданностью стала номинация Андреа Райзборо из совсем небольшого независимого фильма Майкла Морриса «Ради Лесли». Команда картины инициировала собственную кампанию по продвижению актрисы, на которую обычно голливудские студии тратят большое количество денег и времени, — и это сработало. Кейс «Ради Лесли» показывает, что иногда фильму не обязательно иметь огромные бюджеты на маркетинг, чтобы быть выдвинутым на «Оскар», хотя крепкие многолетние связи в индустрии все-таки не помешают.

В категории второго плана сразу две актрисы из фильма Дэниэлсов —  Стефани Сюй и Джейми Ли Кертис, номинированная на «Оскар» в первый раз за многолетнюю карьеру. Также в номинацию попали Анджела Бассетт («Черная пантера: Ваканда навеки»), Керри Кондон («Банши Инишерина») и Хонг Чай, исполнившая одну из лучших ролей в карьере в «Ките» Даррена Аронофски.

В документальной категории, в частности, оказались «Вся красота и кровопролитие» опытной документалистки Лауры Пойтрас и «Навальный» Дэниэла Роэра. Последний рассказывает, как оппозиционный политик расследовал собственное отравление, и вряд ли будет интересен отечественному зрителю, так как не показывает ничего нового, но может оказаться любопытен зрителю западному, который ничего не знает об этом деле. А в короткометражной категории отметили «Выход» якутских режиссеров Максима и Евгении Арбугаевых о жизни на берегу Чукотского моря.

 

В подборке Forbes Life — самые интересные оскаровские номинанты.

«Банши Инишерина»

«Банши Инишерина»

Новый фильм ирландского драматурга и режиссера Мартина Макдоны рассуждает о том, что бы было, если бы два закадычных друга и соседа вдруг перестали дружить и превратились в смертельных врагов. С помощью Колина Фаррелла и Брендана Глиссона, проверенного актерского дуэта из «Залечь на дно в Брюгге», а также по-макдоновски виртуозного сценария с незабываемыми диалогами режиссер на пальцах (буквально) демонстрирует нам механизмы братоубийственной войны.

«Фабельманы»

«Фабельманы»

Легенда гласит, что на создание автобиографического фильма Стивена Спилберга подтолкнула пандемия. «Фабельманы» получились действительно очень откровенными и довольно болезненными по отношению к родителям режиссера в исполнении Мишель Уильямс и Пола Дано.

В их лице он говорит о вечном конфликте технарей и творческих личностей и признается, что из-за развода с родителями кино стало для него единственным способом говорить о своих чувствах. «Фабельманы» дарят уникальную возможность понаблюдать за формированием одного из главных режиссеров современности.

«Тар»

«Тар»

Триумфальное возвращение любимчика американской киноакадемии Тодда Филда (его последний фильм «Как малые дети», который был номинирован на множество кинопремий, вышел в 2006 году). Один из самых многообещающих голливудских дебютантов исчез на долгие 16 лет и объявился с фильмом, вернувшим Мартину Скорсезе веру в кинематограф. И в общем-то его можно понять.

Во избежание спойлеров можно только сказать, что фильм активно комментирует культуру отмены. Однако его отличие от остальных работ на эту тему состоит в том, что Филд умудряется говорить об этом, не склоняясь ни на чью сторону.

«Все везде и сразу»

«Все везде и сразу»

Главный инди-хит прошлого года от Дэниэла Квана и Дэниэла Шайнерта, которых в Голливуде называют просто Дэниелсы, эксплуатирует тему мультивселенных, ставшую невероятно популярной в последнее время. «Все везде и сразу» похож на марвеловский блокбастер (не зря продюсеры фильма — режиссеры «Мстителей» Энтони и Джо Руссо), но с налетом безумия и экспериментальности, которые может себе позволить только независимый фильм, что, конечно, выгодно отличает его от однообразных супергеройских экшенов и делает одной из самых необычных работ за последнее время.

«На Западном фронте без перемен»

«На Западном фронте без перемен»

Важная и очень прилежная работа немецкого режиссера Эдварда Бергера и британских сценаристов Иена Стокелла и Лесли Патерсон. Фильм не предлагает больших откровений и говорит о вечных истинах: война — это разрушающее человека и губительное для стран действие, которого нужно избегать всеми силами. Но при этом фильм Бергера — первая немецкая экранизация известного романа Эриха Мария Ремарка, которая невероятно актуальна сейчас, и далеко не только для самих немцев.

«Миссис Харис едет в Париж»

«Миссис Харис едет в Париж»

«Эмили в Париже» здорового человека. Очень обаятельная, легкая и воодушевляющая адаптация книги Пола Галлико британским режиссером Энтони Фабианом. «Миссис Харрис едет в Париж» — отличная возможность немного отвлечься от мрачной действительности, полюбоваться красивыми платьями и посмотреть, как у добрых и порядочных людей все заканчивается хеппи-эндом.

«Кит»

«Кит»

После болезненного провала спорной «Мамы!» Даррен Аронофски надолго пропал из Голливуда и вернулся с поучительной адаптацией пьесы Сэмуэла Д. Хантера об одиноком мужчине с избыточным весом, который за неделю пытается исправить все ошибки прошлого.

Режиссер сменил троллинг на привычный ему назидательный тон, убеждающий нас говорить правду и беречь друг друга. Фильм мог бы получиться слишком нарочитым, что вполне в стиле Аронофски, если бы не прекрасная игра актеров, в частности потрясающего Брендана Фрейзера, сражающего наповал своей искренностью.

«Вулкан любви»

«Вулкан любви»

Что, если два человека все детство жили в соседних деревнях, увлекались вулканами, познакомились в университете, поженились, всю жизнь проработали бок о бок и погибли, делая то, что любят больше всего — то есть изучать вулканы? Это история двух знаменитых вулканологов, Кати и Мориса Крафтов, рассказанная с завидной изобретательностью и чувством американской документалисткой Сарой Доса.

«Марсель, ракушка в ботинках»

«Марсель, ракушка в ботинках»

В последнее время Голливуд неустанно продвигает семейные ценности. Абсолютно каждому нужна семья, даже маленькой ракушке. В анимационной псевдодокументалке Дина Флэйшера-Кэмпа ракушка Марсель пытается найти свою семью, и благодаря силе Youtube ему помогает вся Америка. Не зря Балабанов говорил, что главное в жизни — «найти своих и успокоиться».

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+