«Золотая маска — 2023» в Москве: 10 лучших спектаклей со всей России
![Спектакль «Морфий» (Фото Игоря Ефименко)](https://cdn.forbes.ru/forbes-static/c/608x342/new/2023/01/Morfij-fotograf-Igor-Efimenko-11-copy-63c6a5ccf055c.webp)
Российская Национальная театральная премия «Золотая Маска» в этом году отмечает свое 30-летие. В 1993 году премию учредил Союз театральных деятелей РФ по инициативе возглавлявшего в тот период союз народного артиста СССР Михаила Ульянова. Правда, первые награды вручили только два года спустя.
Цель фестиваля и премии — сохранение и развитие традиций российского театра, выявление, признание и поощрение талантов. С 2005 года фестиваль и премию «Золотая маска» проводит некоммерческая организация «Фестиваль «Золотая маска».
В рамках фестиваля в Москву привозят спектакли — номинанты премии из других городов. Гастроли по традиции идут с января до конца апреля, до торжественной церемонии вручения премии. Как говорит председатель СТД РФ Александр Калягин: «Мне хочется, чтобы «Золотые Маски» уезжали все чаще далеко от Москвы, а не только оседали в столичных театрах».
В положениях премии утверждены шесть самостоятельных конкурсов, в которых участвуют спектакли драматических театров, оперы, оперетты, балета, театров кукол, и «эксперимент», где номинируются спектакли новой формы. В основной номинации вручаются премии в восьми частных номинациях, таких как лучшая мужская роль, лучшая женская роль, лучшая работа режиссера. В спектаклях основной номинации, созданных в драматических театрах и театрах кукол, вручается премия за лучшую работу драматурга.
В ноябре 2022 года организаторы фестиваля «Золотая маска» опубликовали список спектаклей — номинантов премии по итогам сезона 2021-2022, отметив, что награды в категориях «Лучшая работа режиссера» и «Лучшая работа драматурга» в драматических постановках в 2023 году вручать не будут. Как сообщается на сайте, режиссеры драматических спектаклей не будут награждаться, поскольку «по решению учредителя премии Союза театральных деятелей Российской Федерации номинанты не выдвигаются». А награждение драматургов отменено, так как «номинанты не представлены ввиду отсутствия конкурса».
«Куб», Молодежная студия-театр «Доминанта» (Губаха)
Спектакль, номинированный как драма малой формы, на самом деле — большая исследовательская работа. Театр из бывшего шахтерского города в Пермском крае сделал документальную постановку-вербатим о жизни в КУБе, Кизеловском угольном бассейне. Зарождение производства, шахтерская романтика, стахановское движение, труд заключенных, кризис 1990-х годов, заброшенные шахты и попытки людей встроиться в новое время — эта история рассказана бережно и с любовью, а потому захватывает сразу же.
Когда: 1 марта
Где: «Театр у Никитских ворот»
«Морфий», Театр драмы им. Пушкина (Псков)
Один из спектаклей — лидеров по числу номинаций (их у него сразу восемь), и это немудрено. «Морфий» поставил режиссер Антон Федоров, любимец театральной Москвы, известный, например, как постановщик «Петровых в гриппе» в «Гоголь-центре». Режиссеров в этом году на «Маске» решили не награждать, но Федоров за эту постановку номинирован как художник-сценограф и художник по костюмам. Ему удалось соединить противоположные истории двух разных персонажей, а еще смешать анимацию, хоррор, морок Эгона Шиле и русский колорит в пьесе по мотивам Булгакова.
Когда: 24 марта
Где: «Современник»
«Ребенок», Камерный Театр (Воронеж)
Еще один спектакль Антона Федорова. В этот раз история тридцатилетних Агнес и Фредерика, которые знакомятся, погружаются в отношения, готовятся стать родителями, но теряют еще не рожденного ребенка. Драма частной жизни, в которой есть и поиск ответов на экзистенциальные вопросы, и попытки нащупать опору, и борьба с непониманием, и множество эмоций, которые дают, как говорит режиссер, «объемный срез жизни».
Когда: 21-22 марта
Где: Театр им. Маяковского
«Серотонин», театр «Приют комедианта» (Санкт-Петербург)
Лауреат «Золотой маски — 2020» актер Иван Волков снова номинирован за лучшую мужскую роль — он фактически в одиночку играет сценическую версию нового романа известного провокатора Мишеля Уэльбека. Спектакль непростой и местами неприятный, но каким еще может быть экзистенциальный кризис. Одинокий, опустошенный, уставший от жизни чиновник сидит на антидепрессантах, спит со всем, что движется, а сам движется к коллапсу. Действие ироничное, беспощадное и часто ниже пояса.
Когда: 25-26 марта
Где: Электротеатр «Станиславский»
«Макбет», Драматический театр (Новокузнецк)
Публика приглашается на новогодний корпоратив. Действие пьесы Шекспира перенесено в российскую провинцию 90-х годов, где убитый король Дункан — бизнесмен, место действия — ресторан, куда зрители могут попасть и разделить с актерами разудалый вечер. Режиссер Петр Шерешевский, который в этом году привозит на «Золотую маску» сразу два спектакля, рассказывает историю о силе притяжения иерархии, об эффекте власти: «Макбет» для меня прежде всего о переступании черты. Наступает момент, и человек начинает чувствовать себя избранным, но желания осуществятся, только если позволить себе перешагнуть через моральные барьеры».
Когда: 28 марта
Где: РАМТ
«Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена», Театр им. Ленсовета (Санкт-Петербург)
Еще один гастролер из Петербурга — тяжеловес среди номинантов, претендующий на награды сразу в девяти категориях. Спектакль по роману Лоуренса Стерна сделан с уважением к тексту, с юмором, музыкально и эффектно. Режиссер Борис Павлович, завсегдатай «Золотой маски», говорит о своей новой работе так: «Пришло время для Стерна, его роман – это история великого поражения, и мне кажется, это важнее и ближе каждому из нас, чем история великого успеха. Рассказать жизнь свою невозможно, но попытаться ты обязан».
Когда: 28 марта
Где: РАМТ
«Евангелие от бардов», театр «Новая драма» (Иркутск)
Небольшая и очень необычная постановка, которую авторы определяют как спектакль-песня. Это действительно песня — то ли бардовская, то ли фольклорная, то ли панк-роковая. Ее исполняют пять мужчин, собравшихся у костра, в попытке осмыслить давнюю смерть друга. Все будет очень просто: костер горит, гитара играет, мизансцена не меняется на протяжении всего действия. Но в какой-то момент возникает ощущение гипнотического ритуала. Можно медитировать, можно думать, можно подпевать.
Когда: 3-4 апреля
Где: «Современник»
«Аэлита. Инвентаризация», Молодежный театральный центр «Космос» (Тюмень)
Спектакль для одного зрителя про одного героя. Удобное кресло, чашка кофе, на столе — блокнот с рисунками, вырезками, наклейками, фотографиями и другими памятными мелочами. Можно листать, рассматривать, а голос в наушниках расскажет, что все эти предметы означают. Так мы знакомимся с Аэлитой, а заодно и новым жанром —автоэтнографией, исследованием личной истории. Аэлита — это реальный человек, ее сюжет не придуман и не завершен, так что морали в пьесе не будет. Как написано на сайте проекта, это просто «опыт встречи с жизнью».
Когда: 3-6 апреля
Где: РАМТ
Коми-пермяцкий проект «Улетают птицы». «К реке», Театральная компания «немхат» (Пермь)
Пермскую театральную компанию в Москве хорошо знают. Свои постановки в жанре site-specific, то есть привязанные к определенному пространству, «немхатовцы» привозят на гастроли третий год подряд. Зрители уже были на ужине, на сеансе в бассейне, теперь их зовут в оранжерею, где прозвучит опера на вымирающем коми-пермяцком языке. Это попытка сохранить звуки, запечатлеть детали, но при этом и дать им новую жизнь. Когда зрители в наушниках бродят между редких растений, рождается неповторимая энергия.
Когда: 6-11 апреля
Где: Музей-заповедник Царицыно
«Каренин А.», Большой драматический театр (Тюмень)
Хрестоматийная драма глазами обманутого супруга. Создатели спектакля берут толстовский текст и меняют перспективу. Так, из сухого, бесчувственного монолита Алексей Каренин превращается в человека поломанного, ищущего и прощающего. Его трагедию обостряет перемена и времени действия. Это уже не Российская империя, а Советский Союз времен оттепели. Где герой, партийный начальник, будет разрываться между необходимостью сохранить лицо, остаться в рамках и принять свое бессилие.
Когда: 18 апреля
Где: Театр им. Пушкина